"Весеннее путешествие"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Весеннее путешествие"
Автор: Маслова Оксана Павловна

Весеннее путешествие: конспект НОД по развитию речи в средней группеСоставила воспитатель. Маслова О.П.Цель: закреплять знания детей по развитию речи.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной; Актуализация знаний по теме «Весенний лес»;Актуализировать словарный запас детей за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата);Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Лучистое, светлое и т. д.. Что делает солнышко? Светит, припекает и т. д.);Содействовать усвоению детей составлять рассказ по опорным картинкам;Развивающие:Развивать умение логически излагать свою мысль;Развивать память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, речевую активность и общую моторику;Воспитательные:Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь друг другу.Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней;Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.Предварительная работа:Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает;Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.Индивидуальна работа:Закрепить знание по теме «Мама и их детеныши», закрепить последовательность изменений в природе весной.Материалы и оборудование:Демонстрационный:Презентация, дидактическая игра «Весеннее солнышко».Раздаточный: Салфетки. Методы и приёмы:
  • Игровой;
  • Словесный (объяснение, постановка проблемных вопросов, задания).
  • Наглядный (атрибуты, демонстрационный материал).
  •   Ход НОДОрганизационный момент: Построение детей в круг.Артикуляционная гимнастика.Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»Дети: В ротике.Воспитатель:  Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык)   Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху).  Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз). Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками). Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю попутешествовать, итак.  Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся дружно за руки возьмемся глаза закроем скажем ах и окажемся в гостях.Воспитатель: А мы с вами оказались в лесу. Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите.Примерные ответы детей:В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.   Основная часть.Составление рассказа «Весенний лес».Воспитатель:Вот мы с вами и в лесу! Вы, наверное, устали идти, тогда присаживайтесь на пеньки (дети присаживаются на воображаемые пеньки, стульчики, на слайде картина «Лес весной».)Ребята, в какой лес мы с вами пришли?Примерные ответы детей:Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.Воспитатель:Какое время года изображено на картинках (Представлено несколько вариантов весенних картин)Примерные ответы детей:Весна.Воспитатель:Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?(Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки).Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку?Примерные ответы детей:«Солнце» (Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов или загадки).ЗагадкаМолодое, новое,К радости готовое.Встанет рано поутру –Я глаза скорей протру,А оно – всё ярче, ярче,За окном – всё жарче, жарче…Что это такое? –Дети: Солнце!Воспитатель: Конечно. Солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.Дидактическая игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных и глаголов к заданному существительному)Воспитатель:Какое солнышко весной? (Дети называют прилагательные и добавляют лучики к солнышку, чтобы оно согревало и детей, и взрослых еще больше)Примерные ответы детей: Яркое, теплое, ласковое, лучистое, доброе, веселое, игривое, золотое, красивое, светлое. Воспитатель:Что делает солнышко?Примерные ответы детей: Светит, припекает, греет, улыбается, радуется.Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.А давайте теперь посмотрим, что же в это время происходит в весеннем лесу?Примерные ответы детей: Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Воспитатель:Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями.Ребята, а я кажется, что-то слышу, а вы слышите?  Воспитатель:Ой, ребята, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, а мы находимся в волшебном лесу, поэтому бинокли наши будут волшебные, посмотрим в них, никого не видите вокруг? Может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, кого-то заметила. Кто же это!? Примерные ответы детей:Медведица с медвежатами.Воспитатель:И, правда, медведица с медвежатами.Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. А почему мы их не встречали зимой? Ответы детей: Они спали в берлоге.Воспитатель:Что медведи едят весной?Примерные ответы детей: Свежую травку, улиток, муравьев из муравейника.Чем кормит их мама (молоком)?Посмотрите внимательно, ребята, кого мы еще видим? (слайд)Примерные ответы детей: Белка, заяц, лиса, волк.Воспитатель:А какие изменения происходят с этими зверями весной, кто мне расскажет? Примерные ответы детей: Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую.Воспитатель: Как мы с вами уже знаем, у животных тоже бывают детки, а давайте вспомним, как называются детеныши диких животных. А, для того, что бы нам было интересней я взяла с собой мяч. Игра «Мамы и малыши» «Один-много».  мячом).- белка – бельчата - бельчонок;- волк - волчата - волчонок;- лиса – лисята - лисенокмедведь - медвежата - медвежонок;Воспитатель:Какие вы молодцы, все знаете, давайте с вами немного отдохнем! Я буду говорить и показывать, а вы повторяйте за мной! Физкультминутка:«Три медведя»Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочкуПапа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.Мама с ним поменьше ростом,Руки на уровне груди.А сынок – малютка просто. Присесть.Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.Дети присаживаются на «пеньки».Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.- Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнездаДождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревьяЛист – листья проталина – проталины скворечник – скворечникиЛужа – лужи река – рекиВоспитатель:  Молодцы! Ребята, посмотрите скорее, растаял снег и на проталинах распустились цветы. Кто мне скажет, как они называются? Ответы детей: ПодснежникиВоспитатель:Правильно! Эти цветы называются подснежники. Кто знает, почему они так называются?Примерные ответы детей: Они растут как будто из-под снега, подснежники появляются ранней весной, как только начинает таять снег.Воспитатель:Правильно, ребята! Иногда, кажется, что цветы проросли прямо из-под снега. Поэтому их называют–подснежники!А скажите, подснежники можно рвать?Примерные ответы детей: Нет.Воспитатель:А мы с вами даже стихотворение знаем «Почему нельзя рвать цветы» давайте вспомним. (Дети совместно с воспитателем рассказывают стихотворение)Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я и ты,Если мы сорвем цветы,Опустеют все поляныИ не будет красоты!К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.Воспитатель: Посмотрите сколько разнообразных первоцветов, первых весенних цветов, какие они красивые. (Демонстрация слайдов: гиацинт, тюльпаны, нарцисс, весенник, медуница, крокусы)Воспитатель: Ребята, в лесу вы увидели подснежники, вам же захотелось их сорвать. (Ответы детей)Воспитатель: - влево, вправо повернись, в группе обратно очутись! Какие вы молодцы сегодня.- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).- Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.