"Дифференцированный подход в обучении ИЗО. Опыт работы за 2022-2023уч. год"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дифференцированный подход в обучении ИЗО. Опыт работы за 2022-2023уч. год"
Автор: Козлова Елена Юрьевна

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.Дифференцированный подход к обучающимся состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.Дифференциация может осуществляться:                     по объему и содержанию работы                     по приемам и степени самостоятельности                     при закреплении                     при повторении                     при объяснении нового материалаВ любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.Дифференцированная работа на уроках по изобразительному искусству может бытьОдной из распространенных форм внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания.При разработке и подборе упражнений можно использовать следующие способы дифференциации: Дифференциация материала по объему учебного материала.Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Сильные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной .К репродуктивным заданиям относятся, например, ответы на вопросы учителя, объяснение понятий и т.д.- Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Этап проверки проводится фронтально.Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации представляет дифференцированная самостоятельная работа. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом: учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.- Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.Наиболее распространенными видами помощи являются:- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;- помощь в виде “подсказок (карточек-помощниц, карточек- консультаций, записей на доске и др.).Используется стимулирующая, направляющая и обучающая помощь.Рассмотрим особенности работы с карточками помощницами.На карточках могут быть использованы различные виды помощи:- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения и оформления;памятки, планы, инструкции (например, алгоритм рисунка);- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например графическая схема рисунка);- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока.Индивидуализация обучения на урокахизобразительного искусства(из опыта работы)Индивидуальный подход является одним из важных принципов коррекционной педагогики, органической частью педагогического процесса. Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.Индивидуальный подход я использую для:1.                 Предупреждения и устранения пробелов в знаниях, выравниванию из «значений»;2.                 Формирования индивидуального стиля ученика, удовлетворения разносторонних познавательных запросов школьников.На уроках изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. ситуация успеха в значимой для ребёнка деятельности – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребёнка, пробудить веру в себя, в успех своих усилий.Наблюдения за работой учащихся показывают: работы одних ребят отличаются большим количеством ошибок, другие не справляются с заданием, третьи – старательны, и их работы отвечают поставленной на уроке цели. Одни учащиеся полно проявляют себя в тематических рисунках, другие – в декоративных, третьи – в скульптуре, четвёртые – в рисовании с натуры. Материалы, которыми предпочитают работать дети, также различны.На некоторых уроках я делю ребят (условно) на группы. «Сильную» группу составляют дети, имеющие некоторые умения и навыки, необходимые для выполнения конкретной работы, а также имеющих способности к изобразительной деятельности. «Среднюю» группу составляют дети, работы которых не имеют грубых ошибок, но невыразительны. В «слабую» группу включаются школьники, имеющие слабую подготовку, в их работах можно обнаружить множество ошибок. Для того, чтобы каждый из учеников, к какой группе бы он не относился, мог полностью реализовать себя на уроке, я использую такие приёмы работы:1.                 Карточки-задания для разных групп учащихся по одной и той же теме Дополнительные задания после выполнения обязательного объёма работы (для «сильной» группы);2.                 Предварительные беседы и дополнительные предварительные задания (для «слабой» группы).3.                 Использование индивидуально-коллективной деятельности на уроке Практически на каждом уроке изобразительного искусства я стараюсь создать условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребёнка. Особенно привлекательными для учащихся коррекционных классов для детей с ОВЗ становятся совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество. Это коллективное моделирование и создание всем классом одной общей «картины».Может быть, главный принцип работы – снять чувство страха с души ребёнка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём полноценного и способного к творчеству серьёзного человека. Ведь все дети могут быть успешными.Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь!» - напоминает учитель ученику. «Он может!» - понимает коллектив одноклассников. «Я могу!» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придаст ему новые силы.Использование карточек-заданий для осуществления индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем подготовкиТема: Твои игрушки (4 класс).Обучающая задача урока – знакомство с дымковской глиняной игрушкой. практическое задание даётся по карточкам.Для «сильной» группы: «Нарисуй игрушку по мотивам дымковской и раскрась её».Для «средней» группы: «Обведи дымковскую игрушку по шаблону, составь узор для её росписи. Раскрась игрушку».Для «слабой» группы: «Обведи игрушку по шаблону. Нарисуй и раскрась узор по образцу».Организация индивидуально-коллективной деятельности на урокеТема: «Древнерусские города-крепости»5 классЦели: 1. Уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях древнерусской архитектуры, древних русских городов; 2. Развивать память, зрительное восприятие, воображение; 3. Воспитывать интерес к народной культуре, уважение к историческому наследию; 4. Корригировать коммуникативные навыки, эмоциональный фон.Задача: изготовление коллективной работы «Град на острове стоит».6 классФорма организации совместной деятельности: комбинированная-совместно-индивидуальная и совместно-взаимодействующая.Материалы: цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.В ходе беседы обобщаем знания детей о древнерусском зодчестве, а также знакомимся с основными элементами среды древнерусского города-крепости: храмами, дворцами, теремами, сторожевыми башнями, посадом, крепостными стенами и т.д. обращаем внимание на единство стиля всех построек. Для создания творческой атмосферы вспоминаем. Как в сказке А.Пушкина Царевна-лебедь выстроила за ночь город на острове Буяне. Ей помогло волшебство. А нам поможет умение, усердие и труд построить свой город. делим класс на подгруппы, которые выполняют разные по сложности задания.1 группа изображает небо и море (совместная работа на одной плоскости);2 группа изображает остров с дубом (работа совместно-индивидуальная);3 группа изображает корабли (индивидуальная работа);4 группа выполняет изображение построек (групповая и индивидуальная работа).Общая работа монтируется совместно под руководством учителя. В ходе выполнения коллективной работы соблюдается принцип ведения работы в аппликации: от дальнего плана к ближнему, от большого элемента к малому.