Детское творчество как средство формирования социально-культурных навыков y старших дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Детское творчество как средство формирования социально-культурных навыков y старших дошкольников
Автор: Ирина Сергеевна Матвеева

Детское творчество как средство формирования социально-культурных навыков y старших дошкольниковТема детского творчества как средства формирования социально-культурных компетенций y детей старшего дошкольного возраста является актуальной по нескольким причинам.Во-первых, старший дошкольный возраст отличается особыми возможностями и потребностями детей. С этим возрастом связаны важные этапы развития, такие как формирование самоидентификации и социализация. Использование творчества в этом возрасте помогает детям выражать свои мысли и эмоции, развивать воображение и фантазию, а также учиться работать с другими детьми и взрослыми.Во-вторых, социально-культурные компетенции играют важную роль в жизни ребенка. Эти компетенции включают умение взаимодействовать с другими людьми, соблюдать правила поведения в социальной группе, понимать и уважать культурные ценности и традиции. Детское творчество может быть эффективным инструментом для развития этих компетенций, так как оно позволяет детям выражать свою индивидуальность, а также учиться сотрудничать и учитывать мнение других.В-третьих, актуальность данной темы связана с тем, что детская культура и творчество часто игнорируются в образовательных программах и практиках. Однако исследования показывают, что детское творчество имеет значительный потенциал для развития различных аспектов ребенка, включая социально-культурные компетенции. Поэтому включение данной темы в педагогическую практику является необходимым для создания полноценной образовательной среды для детей.Таким образом, актуальность темы  обусловлена особыми потребностями и возможностями детей этого возраста, важностью социально-культурных компетенций и их недостаточным учетом в образовательной практике.Объект исследования – процесс социокультурного развития детей.Предмет исследования –формирование социально-культурных компетенций y детей старшего дошкольного возраста средствами детского творчества.Цель исследования – исследовать детское творчество как средство формированнеясоциально-культурных компетенций y старшего дошкольного возраста.Задачи исследования:1. Рассмотреть понятие социально-культурных компетенций и их особенности в старшем дошкольном возрасте.2. Провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детского творчества старших дошкольников.3. Выявить особенности формирования социально-культурных компетенций y детей старшего дошкольного возраста средствами детского творчества.4. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности социально-культурных компетенций y детей старшего дошкольного возраста.5. Разработать методические рекомендации по формированию социально-культурных компетенций y детей старшего дошкольного возраста средствами детского творчества.Методы исследования – анализ, синтез и обобщение; наблюдение.Особенности формирования социально-культурных компетенций y детей старшего дошкольного возраста средствами детского творчестваДетское творчество имеет важное значение для формирования социально-культурных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. В этом периоде развития детей, их способность выражать свои мысли и эмоции через творчество играет ключевую роль в их социализации и формировании культурных ценностей.Воображение и фантазия детей старшего дошкольного возраста находятся на пике развития. Они начинают интересоваться окружающим миром, задавать множество вопросов и переживать новые эмоции. Детское творчество стимулирует их выражение, позволяя им создавать и интерпретировать различные формы искусства, такие как рисование, лепка, танец, музыка и театр.С помощью творческих процессов дети учатся взаимодействовать с другими людьми. Когда дети занимаются коллективным творчеством, они должны сотрудничать, делиться и слушать мнение других. Это помогает им развивать навыки коммуникации, эмпатии и уважения к другим людям. Они также осознают, что их творческие идеи могут быть уникальными, и это помогает развить уверенность в себе и самоидентификацию.Творческие активности способствуют развитию социально-культурных компетенций, таких как соблюдение правил поведения в социальной группе и уважение культурных традиций. В ходе творческого процесса дети учатся вести себя достойно, соблюдать правила, помогать другим и выражать благодарность. Они также узнают о культурных ценностях разных народов и становятся более толерантными и открытыми к различным культурам.Детское творчество способствует развитию у детей креативного мышления и проблемного подхода к решению задач. Во время творческого процесса они сталкиваются с проблемами и испытывают неудачи, но учатся находить нестандартные решения и преодолевать трудности. Это развивает их умение адаптироваться к новым ситуациям и находить инновационные решения, что является важным навыком для успешной адаптации в современном обществе.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет особое внимание социокультурному развитию детей. Этот стандарт определяет задачу приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства. Также он указывает на необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.Одним из ключевых аспектов социокультурного развития детей является формирование у них ценностных ориентаций, знаний о культурных традициях, нормах и обычаях общества. Для достижения этих целей в дошкольном образовании применяются различные методы и подходы.Важным элементом социокультурного развития детей является работа семьи и детского сада. Семья играет ключевую роль в передаче культурных традиций, ценностей и норм поведения. Детский сад в свою очередь создает условия для погружения детей в культурную среду и организации социокультурной деятельности .Одним из методов, используемых в дошкольном образовании,для формирования социокультурных компетенций у детей является организация разнообразных праздников, тематических мероприятий и экскурсий. Такие мероприятия помогают детям познакомиться с культурными традициями, обрядами и праздниками, а также дают возможность самим принимать участие в организации и проведении таких мероприятий.Важным элементом социокультурного развития детей является использование игровой деятельности. Через игру дети могут воспроизводить и моделировать социальные ситуации, учиться сотрудничать, развивать эмпатию и понимание других людей. Различные виды художественной деятельности, такие как рисование, лепка, музыка и танец, тоже могут быть использованы для развития социокультурных компетенций.Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста социально -коммуникативной компетентности, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов. Исходя из психологических особенностей и развития детей старшего дошкольного возраста, преобладающим видом деятельности на данном возрастном этапе является сюжетно-ролевая. Гaфитулин М.С. под сюжетно -ролевой игрой понимается ведущая деятельность детей дошкольного возраста, вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.Основными формами развития социально-коммуникативных способностей являются сюжетные игры, в частности театрализованная деятельность. Театрализованные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого.Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Базарова Н.В., Кузьмина Н.И. и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства .Развить социокультурную компетентность у детей дошкольного возраста сможет педагог, имеющий профессиональную компетентность в сфере социокультурного развития детей и использующий различные методы, средства и приемы для формирования социокультурной компетентности. Именно поэтому существует необходимость рассмотрения форм, методов и средств, используемых в работе, направленной на развитие социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.Основными формами социокультурного развития являются: рассказы педагога, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, организация выставок, изготовление народных игрушек, атрибутов к играм, праздникам.Обсуждение реальных и специально созданных проблемных ситуаций, например, «Помоги мне», «Нужен твой совет», решение творческих заданий. Проведение народных обрядовых праздников, театрализовано-музыкальных представлений, «семейных вечеров» с приглашением взрослых и детей разных национальностей.Таким образом, детское творчество играет важную роль в формировании социально-культурных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает развить навыки коммуникации, сотрудничества, уверенности в себе и самоидентификации. Кроме того, творческое мышление, развиваемое через творческие активности, способствует развитию проблемного подхода и креативного мышления у детей. Поэтому включение детского творчества в педагогическую практику старшего дошкольного возраста является важным аспектом их развития и формирования.