Мастер-класс – одна из форм представления передового педагогического опыта


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс – одна из форм представления передового педагогического опыта
Автор: Лукьянова Алла Александровна

Мастер-класс «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»Региональный модельныйцентр дополнительного образования детей ТюменскойобластиЭто актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации МАСТЕР-КЛАСС-это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической деятельностиМастер-класс-этометодическая инновационная форма.Педагогизнакомятся с конкретной технологией или методикой.Педагогисовместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продуктЗадания направляют деятельность участников на решение поставленной цели.Участники практически знакомятся с предлагаемыми технологиями и приемами.Укаждого участника должна быть возможность высказать свое мнение, обозначить свою позицию.ППРОДУКТППЕДАГОГ-НОВАТОРЗЗАДАНИЯИИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМАКлючевые правила проведения мастер-классатеоретическая частьпрактическая частьрефлексиядемонстрация технологииафишированиеМастер-класс имеет определенную структуру:9. ЗАДАНИЯ8. ЗАДАЧИ7. ПРЕПЯТСТВИЯ5.РЕСУРСЫ4. ЦЕЛЬ3.РАДИ ЧЕГО2.ВИДЕНИЕ1. НАЗВАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА6.КРИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕХАОпределение темы и задачСбор информации (мозговой штурм)Выделение проблемыПредставление технологии участникомОпределение формы мастер-классаПодготовка оборудования, помещения, расходные материалыСоставление плана проведения мастер-классаПодготовка сценарияРефлексия Что из этого интересно и актуально?Что полезного узнает мой слушатель?Почему слушателюнужна моя информация?Почему он захочет использовать мой опыт?Основное содержание мастер-классы-МЕТОДИКА!Удобство для участниковВремя для каждого шага!Репетиция!Тезисы!Обсуждение со всеми участникамиДискуссия по результатамАлгоритм мастер-классаРефлексия-устная рефлексия;-письменная рефлексия.по содержанию:-коллективная;-групповая;-индивидуальная.по форме деятельности:-рефлексия настроения и эмоционального состояния;-рефлексия деятельности;-рефлексия содержания.по цели:«рефлексия» -отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-классаВиды рефлексии:по времени:-рефлексия –в –действии (интроспективная (ситуативная) -контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности;-рефлексия –после –действия (ретроспективная) -выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом;-рефлексия –до –действия (перспективная) -выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.Заполняйте пустоту.Вовлечение.Раздатка.Меньше теории.Ориентированность.0102030405Советы при проведении мастер классаПередача способа деятельности, а не сообщение информацииМатериал мастер-класса должен выходить за узкие рамки своего предмета. Приемы и методы, демонстрируемые в рамках мастер-класса участники должны иметь возможность переложить на свою деятельность Советы для педагога-новатораЗрелищностьПредлагаемый материал был интересен в процессе демонстрации, как участникам, так и зрителям КультураповеденияВажно помнить, что на тебя всё время смотрят и оценивают. Поэтому веди себя как на сценеЧеткаяграмотная речьТембр голоса, дикция, выразительность, сдержанная эмоциональность,правильное использование специальной терминологииИмпровизацияУмение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациямиПсихологическая устойчивостьУмение сосредоточитсяна предмете разговора, отсутствие скованностиУмение воздействовать на аудиториюУмение держать аудиторию, наблюдать за поведением участников, умение вести диалог, дискуссию, отсутствие критических замечаний в адрес участников, заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь Психологическая зоркостьПедагогическое внимание, эмпатия, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»Правильное обращение кучастникамНельзя забывать, что Вы работаете со взрослыми. Не надо идентифицировать их с детьми Жюри?Вовремя мастер-класса не акцентировать внимание на экспертах, не вовлекать их в процесс. Умение слушать и слышать вопрос от эксперта.Ошибки мастер-классаОтсутствие комментария к демонстрирующему приемуНарушение временных рамокИдентификация участников с детьмиУвлечение методикой частного предметаИзлишняя теоретизированностьОтсутствие анализа работ, выполненных участникамиВопросы для самоанализаЦельмастер-класса.Какимобразомсформулированатемамастер-класса?Какосуществлялосьцелеполагание?Достигнутылипоставленныезадачи?Формыорганизациидеятельностинамастер-классе:Какпроисходиласменавидовдеятельностинамастер-классе?Какиеметоды,приемыитехнологиииспользовались?Скакойцелью?Какиспользовалисьдидактическиематериалыикакие?Какимособенностямонисоответствуют?Какосуществлялсяконтроль?Какой?Какосуществляласьрефлексия?Проанализироватьтемп,плотностьиатмосферумастер-класса.ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МАСТЕР-КЛАССАРекомендацияФормула успешного мастер-классакомпетентный специалист +доступность для коллег+успешная технология +интерактивностьПринцип мастер-класса«Я знаю, как это делать.Я научу вас».Использованные ресурсыОвсянникова Ольга Юрьевна, методист МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие»,«Методические рекомендации к подготовке и оформлению мастер-класса».Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования «Районный дом детского творчества»,«Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер –классов для педагогов дополнительного образования».Наталья Александровна Опанасенко, педагог дополнительного образования МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский», «Как правильно провести мастер-класс».Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей г. Брянска, «Мастер-класс».