Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Автор: Труфанова Евгения Владимировна

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады ЛенинградаЦель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:- формирование у обучающихся осознания исторического прошлого;- формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;- воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;-воспитание чувства гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.Звучит «Вечерняя песня (Гимн Ленинграда)» Музыка В. Соловьева-Седого, Слова А. ЧуркинаНа сцену выходят ведущие.Ведущий 1:Город над вольной Невой, Город нашей славы трудовой, Слушай, Ленинград,Я тебе споюЗадушевную песню мою. Здесь проходила, друзья,Юность комсомольская моя. За родимый край,С песней молодой,Шли ровесники рядом со мнойВнимание! Внимание! Внимание!Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.Звучит «Пятая симфония Шостаковича»Ведущий 2:76 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.Чтец:Была война, прошла война, Над полем боя тишина.Но по стране, по тишине Идут легенды о войне.Ведущий 1:Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н. Богословского.Ведущий 2:Изучая материалы блокадных лет, четко понимаешь, что все рассказанное о блокаде не может вместить даже ничтожной доли того, что испытали люди, ее пережившие. Читая воспоминания очевидцев, проникаясь их горем, осознаешь, что все рассказанное лишь вершина огромного айсберга человеческого страдания.Ведущий 1:Ведь людская память всегда работает в щадящем режиме, фиксируя, к счастью, лишь небольшой объем негативной информации и предохраняя, таким образом, человеческое сознание от чрезмерных травм. В воспоминаниях блокадников иногда встречаются ужасные, нечеловеческие подробности, но даже все кошмары пережитого не могут сравниться с ежедневными монотонными испытаниями, которые выпали на долю тех, кому пришлось прожить три долгих блокадных года.При всей чудовищности той действительности, будничная жизнь большого города не останавливала свой круговорот - люди по утрам вставали, порой чуть ли не через весь город шли на службу, мерзли в неотапливаемых помещениях, возвращались домой, занимались хозяйством.Ведущий 2:Город продолжал жить - работали многие заводы и фабрики, ученые проводили исследования, писали научные труды, функционировали городские службы и торговые предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления, художники писали картины, поэты - стихи, а монотонный стук метронома (слышны удары метронома), доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио.С трудом укладывается в сознании, но это была обыденная человеческая жизнь - ужасно трудная, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, но все-таки жизнь.Ведущий 1:На смену утру приходил день, который завершался сумерками, а потом ночь вступала в свои права. Люди ложились в промерзшие постели и… видели сны, в которых им постоянно снилась еда. Это были мучительные сны, не приносившие отдохновения.Повседневная жизнь ленинградцев была наполнена заботами и проблемами, о которых в нашей жизни мы даже не вспоминаем, и забот этих было предостаточно. Немыми и в то же время кричащими свидетелями тех страшных дней являются дневники ленинградцев.Ведущий 2:Вот некоторые выдержки из дневника ленинградского учителя А. Винокурова:Воскресенье, 5 января (1945 года)Водопровод и канализация не работают уже несколько дней. Воду приходится брать в подвале соседнего дома, подолгу стоять за нею в очереди. Сегодня дворник ходил по квартирам нашего дома и забивал гвоздями двери в уборные. Общественные уборные закрыты давно.Ведущий 1:Среда, 8 январяУмер преподаватель математики. Странно, но в последние дни известия о смерти уже не волнуют, как прежде, смерть обычное явление. Мы к ней привыкли. На улицах чуть ли не через каждые 100 метров лежат трупы умерших от голода или замерзших. Публика настолько привыкла, что равнодушно проходит мимо…Ведущий 2:Среда, 15 январяЗавтра пойду в школу. Измерил по плану города расстояние от дома до школы. Оно рано примерно 6 километрам, туда и обратно, следовательно, около 12 километров. Тяжеловато будет ходить в такие морозы и при таком питании.Ведущий 1:26 январяПо-прежнему огромные очереди за хлебом. Надо стоять в очереди с 6-7 часов утра до середины дня, чтобы получить хлеб. Занимать очередь за хлебом после 10 часов не имеет смысла, так как вечером хлеб в булочные не поступает.Ведущий 2:В истории блокады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло более 800 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению.Ведущий 1:Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по - 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствияЧтец:И летели листовки с небаНа пороги замерзших квартир:«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..» «Будет мир. Вам не снится мир?» Дети, плача, хлеба просили.Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Без воды, без тепла, без света. День похож на черную ночь.Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь? Умирали - и говорили:Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли. На колени не встали, нет!Мудрено ли, что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?.. Петр построил его на болоте,Но прочнее его не найдешь.Ведущий 2:Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал жить. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.Чтец:Да, Ленинград остыл и обезлюдел, И высятся пустые этажи,но мы умеем жить, хотим и будем, Мы отстояли это право - жить.Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких И этот город тем непобедим,Что мы за чечевичную похлёбку Достоинство своё не продадим.Есть передышка - мы передохнём, Нет передышки, снова будем драться За город, пожираемый огнём,За милый мир, за всё, что было в нём, За милый мир, за всё, что будет в нём, За город наш испытанный огнём,За право называться ленинградцем!Ведущий 1:Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех - закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки - баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть.Чтец:Вы памятник «Детям блокады» видали?Стоит у дороги из камня цветок, Он символ трагедии, символ печали,Непрожитых жизней, надежд и тревог. Тела истощались, глаза потухали,И смех оборвался и голос умолк…Он - память погибшим, он - гимн пережившим Весь ужас тех страшных «девятисот».Сердца замирали в надежде и страхе:Недетские горести выпали им - И тем, кто не выжил, и тем, кто остался; И памятник мертвым, и память живым. Уж стали седыми «блокадные дети», Прошло полстолетья, а сердце болит.И памятник этот, на постаменте,Живым об ушедших забыть не велит.Ведущий 2:(Портрет Савичевой Тани на экране)Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. (На экране фото дневника).«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г. Дядя Лёша 10 мая в 4ч. Дня 1942г.Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.Песня в исполнении Э. Пьехи о Савичевой ТанеМузыка Е.Дога, стихи В.ГинЧтец:На берегу Невы,В музейном зданье,Хранится очень скромный дневничок, Его писала Савичева Таня.Он каждого пришедшего влечет, Пред ним стоят сельчане, горожане, От старца - до наивного мальца.И письменная сущность содержанья Ошеломляет души и сердца.Это - всем живущим в назиданье,Чтобы каждый в суть явленья вник, - ВремяВозвышает Образ ТаниИ ее доподлинный дневник.Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда с руки. И гласят о жизненном накалеСорок две святых его строки.В каждом слове - емкость телеграммы,Глубь подтекста,Ключ к людской судьбе,Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе...Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это - боль, которая клубится.Это - сердце, что летит сюда... Время удлиняет расстоянья Между всеми нами и тобой.Встань пред миром,Савичева Таня,Со своейНемыслимой судьбой!Пусть из поколенья в поколенье эстафетноШествует она,Пусть живет, не ведая старенья, И гласитПро наши времена!(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)Ведущий 2:Были столовые, где за талончик на 20 грамм крупы давали тарелку супа. Правда, суп - одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего… (Слайд «Ленинградский хлеб»).Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.Ведущий 1:Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная «дорогой жизни». Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 грамм, служащим, инвалидам и детям - на 75 грамм в сутки.По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали еще и «Дорогой смерти». Чтец:Сквозь бури-шторма, через все преграды Ты, песнь о Ладоге, лети.Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду, Другой дороги не найти.Ох, Ладога, родная Ладога. Метели, штормы, грозные снега. Недаром Ладога родная Дорогой Жизни названа.Зимой машины мчались вереницей, А лёд на Ладоге трещал - Возили хлеб для Северной столицы, И Ленинград нас радостно встречал. И знаем мы - кровавая блокадаИсчезнет скоро, словно тень. Растут и крепнут силы Ленинграда,Растут и крепнут каждый день. (П. Богданов «Песнь о Ладоге»).Ведущий 1:В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название «Ленинградская». 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.Звучит «Седьмая симфония Шостаковича».Чтец:Я помню блеск немеркнущих свечей И тонкие, белей, чем изваянья, Торжественные лица скрипачей,Чуть согнутые плечи дирижера, Взмах палочки - и вот уже поютВсе инструменты о тебе, мой город, Все рупора Симфонию твою...(Из поэмы Л. Поповой «Седьмая симфония»)Ведущий 1:Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло более 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:Чтец:Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты - красноармейцы.Всею жизнью своеюОни защищали тебя, Ленинград. Так пусть же пред жизнью Бессмертною вашейНа этом печально-торжественном полеВечно склоняет знамена народ благодарный, Родина-мать и город-герой Ленинград.Ведущий 2:Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины, при поддержке и помощи всей страны, в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали «За оборону Ленинграда».Чтец:Мне кажется:Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают. Они к НевеПо улицам идут,Как все живые, Только не поют. Не потому,Что с нами не хотят,А потому, что мертвые Молчат.Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые всегда Среди живых.Идут и смотрят, Будто ждут ответ:Ты этой жизни Стоишь или нет?Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.Минута молчанияСписок литературы:1. Адамович, А. М. Блокадная книга. - 5-е изд., испр., доп. / А.М.Адамович, Д. А. Гранин. - М. : Советский писатель, 1983.-430с.: ил.2. Берггольц, О. Февральский дневник // Берггольц О. Лирика - Л. : Дет. лит., 1974 - С. 91-101.3. Буров, А. В. Блокада день за днём: 22 июня 1941 года - 27 января 1944 года/ А.В.Буров. - Л. : Лениздат, 1979. - 477с.: ил.4. Был город - фронт, была блокада…. Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней: для ст шк. возраста / сост. Д. Колпакова, В. Суслов. - Л. : Детская литература, 1984. - 206 с.: ил.5. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 3 Подвиг Ленинграда / сост. П. Карелин. - М. : Современник, 1983 - 606 с.6. Война. Народ. Победа : сборник. - 2-е изд. доп. - Москва : [б. и.], 1983. - 21 см.7. Дети военной поры : [Сборник] / сост. Э. Максимова. - М. : Политиздат, 1984. - 352 с.8. Мухина, Л. «...Сохрани мою печальную историю...»: блокадный дневник Лены Мухиной / [отв. ред. В. М. Ковальчук ; вступ. ст. С. В. Ярова; подгот. к публ. и коммент.: В. М. Ковальчук и др.; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. - СПб. : Азбука, 2011. -361, [2] с., [8] л. ил.9. Никольский, А. С. Ленинградский альбом: рисунки, гравюры, проекты военных лет / А. С. Никольский ; сост. О. Н. Смелков. - Л. : Искусство, 1984. -252 с.: ил.24.10. Подвиг Ленинграда 1941-1944 : документально-художественный сборник. - М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. -620 с.: ил.11. Сухачев, М. П. Дети блокады : повесть : [для среднего школьного возраста] /Михаил Сухачев ; худож. Г. В. Алимов. - М. : Детская литература, 2012. -268, [2] с. : ил., портр. ; - (Школьная библиотека).12. 1418 дней войны : Из воспоминаний о Великой Отечественной : [Сборник / Сост. Е. Н. Цветаев, В. С. Яровиков]. - М. : Политиздат, 1990. - 686,[1] с., [16] л. ил.Паспорт книжной выставки«Блокада Ленинграда» в Великой Отечественной войне»Дата экспонирования: 19 января - 12 февраляТип выставки: тематическая.Читательское назначение: для читателей всех возрастов.Целевое назначение: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Структура книжной выставки:Цитата:Чтоб снова на земной планетеНе повторилось той зимы,Нам нужно, чтобы наши детиОб этом помнили, как мы!Ю. ВороновСписок литературы:1.Адамович А. М. Блокадная книга.-5-е изд., испр., доп. / А. М. Адамович, Д. А. Гранин. - М. : Советский писатель, 1983.-430с.: ил.2. Берггольц, О. Февральский дневник // Берггольц О. Лирика - Л. : Дет. лит., 1974 - С. 91-101.3. Буров, А. В. Блокада день за днём: 22 июня 1941 года - 27 января 1944 года/ А. В. Буров. - Л.: Лениздат, 1979. - 477с.: ил.4. Был город - фронт, была блокада…. Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней: для ст шк. возраста / сост. Д. Колпакова, В. Суслов. - Л. : Детская литература, 1984. - 206 с.: ил.5. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 3 Подвиг Ленинграда/ сост. П. Карелин. - М. : Современник, 1983 - 606 с.6. Война. Народ. Победа [Текст] : сборник. - 2-е изд. доп. - М. : [б. и.], 1983. - 21 см.7. Дети военной поры : [Сборник] / сост. Э. Максимова. - М. : Политиздат, 1984. - 352 с.8. Мухина, Л. «...Сохрани мою печальную историю...»: блокадный дневник Лены Мухиной / [отв. ред. В. М. Ковальчук ; вступ. ст. С. В. Ярова; подгот. к публ. и коммент.: В. М. Ковальчук и др.; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории]. - СПб.: Азбука, 2011. -361, [2] с., [8] л. ил.9. Никольский, А. С. Ленинградский альбом: рисунки, гравюры, проекты военных лет / А. С. Никольский ; сост. О. Н. Смелков. - Л. : Искусство, 1984. -252 с.: ил.24.10. Подвиг Ленинграда 1941-1944 : документально-художественный сборник. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1960. -620 с.: ил.11. Сухачев, М. П. Дети блокады : повесть : [для среднего школьного возраста] /Михаил Сухачев ; худож. Г. В. Алимов. - М.: Детская литература, 2012. -268, [2] с. : ил., портр. ; - (Школьная библиотека).12. 1418 дней войны : Из воспоминаний о Великой Отечественной : [Сборник] / сост. Е. Н. Цветаев, В. С. Яровиков. - М. : Политиздат, 1990. - 686,[1] с., [16] л. ил.Количество книг, выданных с книжной выставки: 10 экз.Рекомендательный список литературы по теме«Блокадный Ленинград»1. Был город-фронт, была блокада... : рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ сост. Д. Б. Колпакова, В. Н. Суслов. - Л.: Детит., 1984. - 206c. : ил.2. Верейская, Е. Т. Три девочки : повесть / Е. Т. Верейская ; худож. Н. Носкович. - М. : Астрель АСТ, 2002. - 187 с. : ил. - (Любимые книги девочек).3. Воронкова, Л. Ф. Девочка из города : повести / Л. Ф. Воронкова ; худож.: В. Гальдяев, Н. Кнорринг. - М. : Дрофа-Плюс, 2004. - 352 с. : ил. - (Круг чтения. Повести и рассказы).4. Воскобойников, В. М. Девятьсот дней мужества / В. М. Воскобойников ; рис. Д. Боровского. - М. : Малыш, 1987. - 32 с. : ил. - (Дедушкины медали).5. Герман, Ю. П. Вот как это было: повесть/ Ю. П. Герман; предисл. А. Смоляна; рис. Н. Цейтлина. - М. : Дет. лит., 1985. - 179с. : ил.6. Гоппе, Г. Б. Взвод моего детства: поэма о мальчишках блокадного Ленинграда / Г. Б. Гоппе; рис. О. Титова. - М.: Детит., 1973. - 46с. : ил.7. Дети города-героя : Сб. / сост. А.Л.Мойжес. - Л.: Лениздат, 1974. - 423с.: ил.8. Дубровин, В. Б. Мальчишки в сорок первом : [Повесть] / В. Б. Дубровин ; ил. В. Вальцефер. - Л. : Детит., 1968.-144c. : ил.9. Карасева, В. Е. Маленькие ленинградцы : рассказы / В. Е. Карасева ; рис. А. Кирилло. - М. : Дет. лит., 1969. - 64с. : ил.10. Крестинский, А. А. Мальчики из блокады : рассказы и повесть / А. А. Крестинский; ил. Н. Кошельков. - Л. : Дет. лит., 1983. - 143c. : ил.11. Матвеев, Г. И. Тарантул : Приключенческая повесть / Г.И.Матвеев; ил. Ю.В.Денисов, Д.К.Титов. - СПб.: Лениздат, 1996. - 510c.: ил. - (Библиотека для детей: Вторая серия (тома 16-25) / сост. А.И.Белинский; Т.22).12. Миксон, И. Л. Жила, была: ист. Повествование / И. Л. Миксон; ил. Г. А. В. Траугот и др. - Л. : Дет. лит., 1991. - 225c.: ил., 16л. фот. 13. Сапаров, А. В. «Скворцы» перелетают Ладогу: Рассказы / А. В. Сапаров; рис. И. Некрасова. - Л. : Дет. лит., 1974. - 158с.: ил.14. Селиванов, В. Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград / В. Н. Селиванов. - СПб. : ЭГО, 2002. - 222с.: ил., фот.15. Семенцова, В. Н. Лист фикуса: Рассказы о войне / В. Н. Семенцова ; ил. Т. А. Панкевич. - СПб. : Паритет, 2005. - 31с. : ил.