Школа профессионального самоопределения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Школа профессионального самоопределения
Автор: Сергей Романович Данилов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа имени воина-интернационалиста С.Н. Левчишина с. Чѐрновка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Принято УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом Приказом по школе Протокол № 1 от 30.08.2023 г. от 30.08.2023 г. № 73-од Программа профориентационной работы «Школа профессионального самоопределения» Разработал: Данилов С.Р., учитель математики Паспорт программы Название: Программа профориентационной работы «Школа профессионального самоопределения» Исполнители: администрация ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка, педагоги, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь. Проблема: Низкий уровень осознания выпускниками школы собственного профессионального выбора. Пути решения: Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка у обучающихся сознательного отношения к труду; профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: - собрать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения; -определить содержание, формы и методы, сроки реализации программы; - определить содержание деятельности по стимулированию участников программы; -организовать взаимодействие между участниками программы в рамках решения проблемы; -разработать систему диагностики по выявлению уровня эффективности программы. Целевые группы: Обучающиеся, родители ( законные представители), педагоги, администрация ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка, классные руководители. Ожидаемый результат: 1. Выбор обучающимися элективных курсов, профильной подготовки, интересы обучающихся. 2. Удовлетворение потребностей обучающихся в рамках того или иного профиля, курса дополнительной подготовки; 3. Изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы. Краткое содержание: Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для профориентации обучающихся, которые позволяют: 1.Сформировать у обучающихся представление о мире труда и профессий. 2.С помощью тестирования и диагностики обучающихся, выявить их интересы, склонности, способности к той или иной профессиональной деятельности. 3.Обучающимися 8-9 классов попробовать себя в разных элективных курсах и определиться с выбором профильного класса и в дальнейшем с выбором профессиональной карьеры. Этапы реализации: I этап – организационный (2020-2021 уч. год) II этап – основной (2021- 2023 уч. годы) III этап – итоговый (2023-2024 уч. годы) . Пояснительная записка Профессиональное самоопределение –процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности –кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать. Во ФГОС нового поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т.ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в школе. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся. Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда). Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научнообоснованных мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда. I.Обоснование программы Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число немотивированной на обучение и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди, закончившие ВУЗ оказываются невостребованными на рынке труда. Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Школа профессионального самоопределения». II. Цель и задачи Программы Цель: создание системы действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда. Задачи: 1.Разработать и внедрить систему профориентационной работы с обучающимися через урочную и внеурочную деятельность. 2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультацию обучающихся. 3. Обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе. 4. Сформировать у обучающихся знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 5. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи. 6. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка. 7. Сформировать единое информационное пространство по профориентации. III. Этапы реализации программы Сроки реализации Программы: 2020 - 2024 годы I этап: проектный – 2020 -2021 учебный год. Цель: подготовка условий профориентационной работы. Задачи: 1.Изучить нормативную базу. 2.Разработать и утвердить программу по профориентации обучающихся. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2021-2023 учебные годы. Цель: реализация программы по профориентации. Задачи: 1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогатить содержание профпросвещения. 3.Развивать ученическое самоуправление. 4.Разработать методические рекомендации по профориентации. 5.Расширять и укреплять связи и отношения ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка с учреждениями Округа. 6.Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7.Проводить мониторинг реализации программы. 8.Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. III этап: аналитический – 2023-2024 учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы школы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. IV. Нормативно-правовое обеспечение программы Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: 1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р). 3. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636). 4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации (Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1). 5. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации. 6. Статус практического психолога службы практической психологии образования. 7. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1). 8. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости (Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д). 9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783). 10. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки обучающихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год ( Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157). 11. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). 12. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312). 13. О сертификации методических материалов по профориентации (Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906) . 14. Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости (Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31). 15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения». 16. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов». 17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО). 18. ФГОС основного общего образования. Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. 19. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413. V. Основные направления системы программных мероприятий Система профессиональной ориентации обучающихся включает: Профессиональное воспитание. Профессиональное просвещение. Профессиональную диагностику. Профессиональную консультацию. Профессиональный подбор. Профессиональную адаптацию. Для повышения эффективности системы профориентации обучающихся ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка в Программе предусмотрены следующие направления деятельности: -Профпросвещение педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда. - Профвоспитание ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов обучающихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. -Профдиагностика и профконсультирование проводятсяс целью формирования у подростков осознанного выбора профессии. -Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка. -Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи. С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка: 1. 1-4 классы: формирование у младших обучающихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 2. 5-7 классы: развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа ―Я‖); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 3. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. 4. 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. VI. Механизм реализации Программы Главным исполнителем Программы является Администрация ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги предметники, педагог- психолог, социальный педагог. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка: Директор направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования; контролирует всю профориентационную работу . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе создаѐт учебно-методическую базу по профориентации; организовывает и проверяет деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации; собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников; координирует профориентационную направленность проектной, исследовательской деятельности обучающихся; организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; организует занятия обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения; курирует преподавание элективных курсов. Заместитель директора по воспитательной работе: вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения обучающихся с целью согласования и координации их деятельности; содействует вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел; поддерживает связи ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы; планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика); осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителей-предметников, педагога- психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся. Классный руководитель: составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся; помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия; оказывает помощь педагогу- психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей ( законных представителей) по проблеме самоопределения; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению; организует встречи обучающихся с выпускниками ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка, студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Учителя-предметники: - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у обучающихся адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся. Библиотекарь: - регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; - рекомендует обучающимся литературу, помогающую в выборе профессии; -организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д). Педагог- психолог: - изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; - осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей ( законных представителей); - проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся; - проводит беседы, психологическое просвещение для родителей (законных представителей) и педагогов на тему выбора; - осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей обучающихся; - способствуют формированию у обучающихся адекватной самооценки; - приглашает родителей ( законных представителей) обучающихся для выступлений о своей профессии; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся; - создает базу данных по профдиагностике. Социальный педагог: - используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у обучающихся установки на здоровый образ жизни; - проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, педагогу -психологу и классному руководителю в анализе деятельности обучающихся; -собирает, систематизирует информацию по поступлению и трудоустройству выпускников ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка; Направления и формы работы Организационно-методическая деятельность. 1.Работа заместителей директора по профориентационной работе с обучающимися. 2.Методическая помощь учителям в подборке методических материалов и диагностического инструментария. 3.Работа с обучающимися. Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры. 4.Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые). 5.Анкетирование. 6.Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия). 7.Встречи с представителями предприятий, учебных заведений. Работа с родителями ( законными представителями): - проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей ( законных представителей); -индивидуальные беседы педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся; -анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся; -привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для выступлений перед обучающимися с беседами; -помощь родителей (законных представителей) в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время. В создании профориентационного пространства участвуют все участники образовательной деятельности, а также социальные партнѐры ГБОУ ООШ им. С.Н. Левчишина с. Чѐрновка. Профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечѐн весь коллектив и когда соблюдаются следующие принципы: 1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями ( законными представителями). 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах). VII. Оценка эффективности профориентационной работы К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится: -Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. -Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая обучающимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана. -Уверенность обучающегося в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследованиям жизненных ценностей обучающихся VIII—IX классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии. -Степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать обучающемуся достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах. -Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии. В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей обучающегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана). VIII. План мероприятий по реализации Программы № п/п Содержание Срок проведения Ответственные 1. Разработка и утверждение программы по профориентации обучающихся. Август, 2020 Заместитель директора по ВР 2. Создание банка данных об учебных заведениях города. Сентябрь, 2020 Заместитель директора по ВР, библиотекарь 3. Создание банка данных о предприятиях города. Взаимодействие с Центром занятости города Магнитогорска. В течение года Социальный педагог 4. Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными Сентябрь, 2020 Заместители директора по УВР и ВР руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с обучающимися и планирование деятельности. 5. Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации обучающихся В течение года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, библиотекарь 6. Консультирование учителей 1-4 классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися» Октябрь 2020 Заместитель директора по УВР методист Октябрь, 2020 Заместитель директора по ВР 7. Консультирование учителей 5-8 «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися». Октябрь, 2020 Заместитель директора по ВР 8. Консультирование учителей 9-11 классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися» . Октябрь, 2020 Заместитель директора по ВР 9. Организация тематических выставок по профориентации обучающихся. В течение года ( 2020-2024 гг.) Педагог- психолог, библиотекарь, социальный педагог 10. Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы: -Экскурсии в ВУЗы, Сузы, колледжи. -Посещение Дней открытых дверей в ВУЗах, ССУЗах, колледжах. -Участие в городских выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах. -Профпросвещение. -Участие в дистанционных конкурсах и программах. В течение года ( 2020-2024 гг.) Заместитель директора по ВР, классные руководители 11. Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы -Профориентация обучающихся на уроках. -Защита проектов. -Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий - Организация элективных курсов, В течение года ( 2020-2024 гг.) Учителя предметники Классные руководители спецкурсов профессиональной направленности. -Организация профильных классов. Заместитель директора по УВР 12. Информационно – просветительская работа -Оформление стенда по профориентации. Рубрики: «Твое профессиональное будущее», «Типы профессий», «Куда пойти учиться», «Структура трудовой деятельности». В течение года ( 2020-2024 гг.) Библиотекарь, педагог-психолог, социальный педагог 13. Организация работы с родителями -Родительские собрания. -Изучение склонностей и способностей ребенка. -Организация летнего отдыха и трудоустройство обучающихся. - Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов -Знакомство с профилями. В течение года ( 2020-2024 гг.) Педагог- психолог, социальный педагог 14. Диагностика и консультирование -Консультирование и тестирование обучающихся 9 - 11 классов: «Карта интересов», «Склонности и профессиональная направленность». В течение года ( 2020-2024 гг.) Педагог- психолог 15. Профадаптация -Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. - Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». В течение года ( 2020-2024 гг.) Социальный педагог, классные руководители 16. Мониторинг качества профориентационной работы -Творческие отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся. -Анализ соответствия профнамерений обучающихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору . - Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы . В течение года ( 2020-2024 гг.) Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог Ожидаемый результат: В результате реализации программы профориентационной работы ―Школа профессионального самоопределения‖: -создана система работы педагогического коллектива по данному направлению; - повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду; -обучающиеся ознакомлены с миром профессий; -обучающиеся обучены основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; -у обучающихся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях; -оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.