Условия развития восприятия детей раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Условия развития восприятия детей раннего возраста
Автор: Яцкова Оксана Николаевна Демидова Ольга Владимировна

Условия развития восприятия детей раннего возрастаУчитывая особенности развития восприятия детей раннего возраста необходимо создавать  условия для развития восприятия ребенка. Условия - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [16]. Учитывая ведущую роль взрослого в развитии восприятия детей раннего возраста, под педагогическими условиями понимается совокупность достаточных и необходимых мер воздействия (определение содержания, форм и методов), ориентированных на обеспечение эффективности педагогического процесса.Для развития восприятия детей раннего возраста необходимы условия, которые связаны, в том числе, с возрастными особенностями детей, их ведущей деятельностью.Современная педагогика достаточно хорошо изучила проблему сенсорного воспитания. Многие именитые исследователи занимались этим вопросом. Наиболее выдающиеся их них: М. Монтессори, Л.С. Выготский, Л.А.Венгер, В.З.Денискина, Л.И.Солнцева, Г.В.Григорьева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина. Т.Д.Марцинковская указывает на тесную связь предметной деятельности детей, как ведущей деятельности, с процессом развития восприятия «Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения» [15, С. 42]. Первая, по-настоящему продуманная система сенсорного развития детей, была разработана Марией Монтессори.Система Монтессори - методика раннего развития детей, в том числе развития восприятия. В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды, в том числе, в которые входит период раннего возраста: 1) Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме. 2) Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.Основой всех познавательных процессов М. Монтессори считала восприятие. Она указывала, что интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления. Сама М. Монтессори называла свою педагогическую систему системой развития ребенка в дидактически подготовленной среде. По мнению М. Монтессори, у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того чтобы малыш обучал, образовывал себя, его не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя создать ему необходимые условия, «подкидывать «уголек» в топку его ума». Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. Это не игрушки для свободной игры, а именно дидактический материал для серьезных учебных упражнений. Показательно, что действия с этим материалом Монтессори называла не игрой, а «работой». Дидактический материал, разработанный М. Монтессори, соединяет в себе практически все качества вещей: размер, цвет, форма, которые изолированы от самих предметов. Для развития зрительного восприятия размера предметов Монтессори использовала наборы с вкладными телами. Этот набор состоит из трех деревянных брусков, Каждый брусок имеет по десяти гнезд; в каждое из этих гнезд вставляется по деревянному цилиндрику, вынимаемому с помощью деревянной или медной пуговки, укрепленной в верхней грани каждого цилиндра. В первом наборе цилиндры все одинаковой высоты, но различаются диаметрами. Во втором наборе все цилиндры одинакового диаметра, но отличаются высотой. В третьем наборе цилиндры отличаются как высотой, так и диаметрами. При помощи этих наборов ребенок научается различать предметы по их толщине, высоте и объему.Зрительное восприятие объема предметов Монтессори развивала с помощью 10 деревянных кубов одного (розового) цвета и зеленого коврика. Игра состоит в составлении башни в нисходящем порядке их величины. Сооружение башен из розовых кубов очень занимает малюток, не достигших трех лет; они не устают разрушать башню ручонкой и вновь ее строить.Для распознавания форм и зрительно-тактильного-мускульного восприятия М. Монтессори применяла дидактический материал в виде плоских геометрических вкладок из дерева. "Я брала две больших деревянных дощечки; нижняя была сплошная, а верхняя была прорезана разными геометрическими фигурами. Игра состояла в том, что в соответствующие гнезда вкладывалась деревянная фигура, снабженная медной шишечкой, позволявшей ее вынимать без труда» [17, С.36].Изготовленный Монтессори ящик с шестью отделениями для упражнений со вкладками наполнен набором геометрических фигур, геометрических вкладок и серии карточек с изображением геометрических фигур и контуров этих фигур. «В этой игре могут принимать участие даже крохотные дети, и она долго занимает их внимание, хотя не так долго, как упражнения с цилиндрами» [17, С.37].Для зрительного восприятия цветов Монтессори применяла дидактический материал, состоящий из маленьких карточек (дощечек или табличек), обмотанных цветной шерстью или шелком восьми цветов (черный (от серого до белого), красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый (каштановый) и восьми различных оттенков. Дети должны были из рассыпанных карточек собирать группы и раскладывать их по оттенкам, составляя нечто коврика. Дети быстро приобретают навык, положительно изумляющий нас. Даже трехлетние малютки оказываются в состоянии располагать оттенки по градациям.Этот материал фиксирует детское внимание на определенных изолированных свойствах предмета, например, для объема - это цилиндры, кубы и призмы; для длины - палки, разделены на дециметры; для цветов - кусочки шелка; для моторики – рамки с различными застежками. Работая с данным материалом, ребенок учится классифицировать и различать качества предметов, располагать их в определенной последовательности, развивать самовоспитание, контролировать и исправлять собственные ошибки. Дидактический материал М. Монтессори выступает не самоцелью, а средством. Эта методика выдержала испытание временем и признана во всем мире. По мнению Монтессори обучать – это значит:• создать развивающую среду;• вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;• не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми [6, С. 32].Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе.В начале раннего периода развития ребенок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки - примериванием, который ребенок осваивает постепенно. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до трех лет. Участие взрослого является одним из условий развития восприятия детей раннего возраста. В настоящее время в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания особое значение придается созданию развивающей среды. Опираясь на теорию М. Монтессори, можно выделить предметно-развивающую среду одним из условий, влияющих на развитие сенсорных и познавательных процессов. В разных источниках описывается большое количество сенсорных материалов, дидактических игр на развитие различных органов чувств. Такое большое количество и многообразие создает некоторый беспорядок в их использовании, поэтому очень важно в работе придерживаться системы применения сенсорных материалов для планомерного, систематического использования их детьми как на занятиях, так и в свободной деятельности. В связи тем, что все дети отличаются, развивающая предметно-пространственная среда позволяет определить ребенку зону своего актуального развития. Также современная развивающая среда должна предусматривать зону ближайшего развития.В инновационной Программе дошкольного образования «От рождения до школы» предполагается, что процесс развития восприятия происходит в особой предметно-пространственной среде, в особом образовательном пространстве, которое определяется наличием зоны ближайшего развития. Фактически зона ближайшего развития (ЗБР) выступает как место, в котором происходит встреча первичной и идеальной формы. Согласно Выготскому Л. С., правильно организованное обучение — обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка и «ведет» за собой развитие. Зона ближайшего развития (ЗБР) характеризуется содержанием, которым ребенок способен овладеть, подражая действиям взрослого. ЗБР — это область, создаваемая взрослым, внутри которой ребенок действует разумно и осмысленно. ЗБР представляет собой особое пространство взаимодействия взрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцы человеческой культуры. Наличие ЗБР свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка [21, С.19].Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании дидактического материала. Важно чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе. Для ребенка раннего возраста, в том числе для развития его восприятия необходимо обогащение его сенсорного опыта, поэтому одним из условия является центр сенсорики. Мария Монтессори, указывая на особую роль условий раскрытия потенциала ребенка, впервые определила важность зон развития, в частности, зоны сенсорного развития восприятия детей. Зону сенсорного развития М. Монтессори определила как совокупность различных мелких предметов, пазлов, коробочек с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств. В современных дошкольных организациях при организации зон сенсорного развития необходимо руководствоваться необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Центр содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от комплексно - тематического планирования образовательной деятельности [2].Для успешного освоения детьми образовательных стандартов выдвигаются определенные требования к созданию условий. Существует рекомендованный перечень игрового дидактического материала для групп раннего возраста для освоения детьми сенсорных эталонов цвета, форм, величин. К данным пособиям относятся пирамиды, тележки с кубиками, вкладыши, наборы игр М. Монтессори, различные виды конструкторов, сортеры, бизиборды. К оборудованию предъявляются требования: безопасность, многофункциональность, вариативность, мобильность, развивающее начало. Игрушки должны быть изготовлены из экологически чистых материалов: дерева, пластика и должны иметь обязательно сертификат качества. Игрушки должны иметь чётко определенные цвета: красный, зеленый, синий, жёлтый. Важно насыщать пространство ребенка разнообразным миром предметов для манипулирования с ними, затем обследования, потом познания. Имеющиеся материалы могут быть использованы каждодневно, с последующей их сменой или заменой с повышенным уровнем сложности.Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.Для развития восприятия формы и цвета у детей раннего возраста используются дидактические игры, так как именно игровая деятельность соответствует возрастным психологическим особенностям малышей и позволяет им познакомиться со свойствами предметов увлекательно и незаметно для них. Дидактическую игру как одно из средств развития представлений о форме и цвете у детей раннего возраста выделяют З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Е. О. Смирнова, Э. Г. Пилюгина. Дидактическая игра – это педагогический процесс, с одной стороны это игровой метод обучения детей, включающий самостоятельную игровую деятельность, с другой стороны это средство всестороннего воспитания личности ребенка [6, С.31]. Ученые отводят дидактическим играм с предметами доминирующую роль, так как только действуя с реальными предметами дети смогут определить их форму и цвет. Действия с предметами позволяют удовлетворить познавательный интерес ребенка. Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, такие как цвет, форма, величина, расположение в пространстве. Дети раннего возраста оперируют в своей деятельности предметами предэталонами и только к концу третьего года развития дети осваивают основные сенсорные эталоны. Предэталоном выступают предметы, с характеристиками которых дети соотносят остальные предметы. Основная цель освоения восприятие формы - научить ребенка различать геометрические фигуры. С этой целью ребенком осваиваются практические действия, которые помогают воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как: накладывание фигур друг на друга; прикладывание; переворачивание; сопоставление элементов фигур; обведение пальцем контура; ощупывание.После того, как практические действия освоены ребенок способен к концу раннего периода развития узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме зрительно соотнося характеристики предметов. За период раннего развития ребенок осваивает четыре основных форм: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник. В процессе освоения форм дети могут опредмечивать названия: круг – яблоко, прямоугольник – кирпичик, треугольник – крыша.Восприятие величины. Параметры величины воспринимаются детьми раннего развития с помощью следующих приемов: наложение; прикладывание; ощупывание; группировка предметов по одинаковому признаку. Любая измеряемая величина (высота, толщина или ширина), осваивается ребенком самостоятельно, но на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого параметра осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами (например, большая кукла и маленькая и т.п.), затем с геометрическими фигурами, а затем осуществляются в уме с опорой на рисунок. Для каждого параметра величины предлагаются игры с предметами, дидактические игры с объемными фигурами, с плоскими фигурами. Чтобы сформировать правильное представления величины у ребенка необходимо следующие действия: по образцу подбираются предметы одинаковой величины; различие предметов выявляется с помощью прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот); закрепление названий за предметами разной величины: «большой», «маленький»; с помощью зрения происходит сопоставление различных предметов; - сравнение величины различных частей и деталей предмета. В играх по определению величины воспитатель используются различные предметы и игрушки, чтобы у детей не пропал интерес и игра не превратилась в обычное запоминание действий.Восприятие цвета. Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. По мнению Э. Г. Пилюгиной работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос: «Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет [22, С.57].Каждому возрасту ребенка соответствует определенная последовательность знакомства с цветом и его оттенком: в первую очередь происходит освоение действий, которые способствуют выделению цвета в предмете; затем осваивается понятие цвета при использовании нескольких контрастных основных цветов, в данном случае можно применить красный, синий.При использовании дидактических игр необходимо соблюдать условия: - во-первых, использовать в дидактической игре одновременно 2 признака предмета – форма и цвет;- во-вторых, включение разных видов активности детей в познавательную деятельность (зрительной, осязательной, двигательной, речевой);-в-третьих, соблюдение последовательности в подборе игр, т.е. постепенное усложнение системы игр (за счет увеличения количества геометрических фигур и цветов), которая учитывает опыт ребенка;- в-четвертых, повторяемость игр, но при каждом повторе игры должно быть продумано ее незначительное изменение.Как доказали исследования Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Н.Б. Венгера, Э.Г. Пилюгина, З. Богуславская, О. Дьяченко, дидактические игры развивают сенсорные способности детей. В основе познания ребёнком окружающей среды лежат процессы ощущения и восприятия. Ознакомление с цветом, формой, величиной и другими свойствами предмета побудило учёных и практиков создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.Чтобы дидактическая игра была эффективной, необходимо в процессе обучения предоставлять детям возможности: повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различии; оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию; делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; соотносить, сравнивать основные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами) [8].Занимаясь с дидактическим материалом, по мнению М. Монтессори, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:1) Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе. Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места. 2) Ребенок всегда сам выбирает материал для занятия. 3) Взрослый должен рассказать ребенку, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.Таким образом, выделяются условия, способствующие развитию восприятия детей раннего возраста, к которым относится включение ребенка в содержательные виды деятельности, опора на ведущий вид деятельности, создание развивающей предметно-пространственной среды, совместная деятельность взрослого с ребёнком. Развитие восприятия требует обогащения сенсорного опыта, что осуществляется в рамках сенсорного воспитания. Содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны. В раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории — обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, переходит от оперирования с «предэталонами» к эталонам. Сенсорное развитие лучше всего происходит, когда дети получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт, а делу обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно-пространственная среда, составляющим компонентом которой является сенсорный центр.