Мастер-класс "«Проектная деятельность на уроках биологии как средство реализации ФГОС»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "«Проектная деятельность на уроках биологии как средство реализации ФГОС»
Автор: Наталья Ивановна Лебенко


Мастер-класс
Проектная деятельность на уроках биологии
как средство реализации ФГОС
2023 г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Эпиграфом к нашей совместной работе я бы хотела взять слова (СЛАЙД 1, 2)
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. В концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Я использую в своей работе проектное обучение и исследовательскую деятельность обучающихся.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогике. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления.
(СЛАЙД 3) Сегодня я приглашаю вас к участию в мастер - классе Проектная деятельность на уроке биологии как средство реализации ФГОС.
(СЛАЙД 4) Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде.
Цель: Применение проектной технологии в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Задачи:
Показать роль проектной технологии в развитии личностных и метапредметных УУД.
Привести примеры использования проектной деятельности на уроках биологии в 6 классе.
Показать роль использования мини-проектов на уроках биологии, во включении обучающихся в исследовательскую деятельность.
Обобщить инновационный опыт работы.
(СЛАЙД 5) ФГОС основного общего образования предполагает развитие у ребенка универсальных учебных действий:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Хочу привести две цитаты, которые иллюстрируют содержание сегодняшнего мастер-класса.
(СЛАЙД 6) В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности (Фундаментальное ядро содержания общего образования).
(СЛАЙД 7) В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности (Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения).
(СЛАЙД 8) Что же такое проектная деятельность?
Чтобы понять суть метода проектов, я предлагаю вам выполнить задание:
Загадайте число.
Прибавьте столько же.
Прибавьте 10.
Разделите на два.
Отнимите задуманное. (В результате у всех должно получиться число 5.)
Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель ведёт детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от старта до финиша и есть проектная деятельность учащихся.
(СЛАЙД 9) Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмет, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
(СЛАЙД 10) !!! Только называем ЭТАПЫ
I этап - Погружение в проект
Замысел.
Формулирование проблемы.
II этап – Организация деятельности
Создание группы.
Постановка цели и задач.
Планирование.
III этап – осуществление деятельности в группах
Сбор материала, работа с источником.
Обработка материала.
Формулирование выводов, подготовка схем и т.д.
IV этап Презентация
(СЛАЙД 11) Изучив всю типологию проектов, я отдала предпочтение учебным мини-проектам, которые интегрируют в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики, ИКТ. Использование данных проектов в течение одного урока позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность.
(СЛАЙД 12) Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития учащихся и обязательно включать игровой, творческий моменты.
Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.
В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого ученика индивидуальные условия его творческой самореализации.
(СЛАЙД 13) По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.
(СЛАЙДЫ 14) Чем проект отличается от работы в группе?
(СЛАЙДЫ 15, 16) просто демонстрация
(СЛАЙД 17) Проектная деятельность органично вписывается в учебные курсы как биологии, так и экологии. …
(СЛАЙД 18) Проектная деятельность – основа деятельностного подхода …
(СЛАЙД 19) Сегодня мы вместе рассмотрим работу над мини-проектом на уроке биологии в 6 классе по теме Органы цветкового растения
Я намеренно демонстрирую Вам, дорогие коллеги, один из самых простых уроков, не требующих дополнительного оформления и каких-либо материальных затрат.
(СЛАЙД 20) Работа в группах – фитолаборатория.
(СЛАЙД 21) Алгоритм выполнения работы
(СЛАЙД 22) Погружение
(СЛАЙД 23) Продукт проектной деятельности
Работа в группах. Защита групповых заданий
(СЛАЙД 24-39) Демонстрация детских работ
(СЛАЙД 40) Результат проетно-исследовательской деятельности
(СЛАЙД 41) Подводя итоги нашей работы, можно заключить, что проект - ...
(СЛАЙД 42) – китайская мудрость.
Цель урока достигнута!
(СЛАЙД 43) Спасибо за хорошую работу, желаю всем творческих успехов и благополучия!