Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста
Автор: Мишенина Наталья Николаевна

Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста.
Автор: Мишенина Наталья Николаевна
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 48 Вишенка г.Белгород
Ранний возраст – самый главный период жизни каждого человека, т.к. именно в этот период закладываются наиболее важные способности, которые определяют дальнейшее развитие человека. Становление ключевых понятий (уверенность в себе, творческие возможности, речь, познавательная активность и другие) требует правильного воздействия со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.
Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека. И музыка играет в этом не последнюю роль.
На традиционных музыкальных занятиях еженедельно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Музыкальный руководитель организует процесс передачи и усвоения музыкального материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей, делает педагогический процесс более интересным и содержательным. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей:
усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребёнка деятельности.
Интеграция на музыкальных занятиях очень актуальна, так как:
интегрированные занятия развивают эстетический вкус;
помогают формированию речи, ее развитию;
способствуют глубокому проникновению детей в мир звуков, красок;
воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
В основе реализации интегрированного подхода необходимо использовать принцип эмоционального восприятия, т.к. именно этот принцип позволяет сделать педагогический процесс в работе с детьми интересным и игровым.
Интегрированный подход раскрывает у детей раннего возраста творческий потенциал. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность малышей.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкальнотворческих способностей детей:
воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;
развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Поэтому главная задача педагогов детского сада, по моему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей.
Литература:
Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994;
Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6;
Данилина Т.А. В мире детских эмоций. Степина Н.М. М., 2004;
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., ВЛАДОС, 2000;
Кондратьева Л.Р. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников // Открытый урок. - 2009, № 8;
Ненаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2006;
Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1986;
Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006;
Смирнова Е. О. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Педагогический университет Первое сентября 2010;
Щелованов Н. М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. - М., 1955.