1 МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара Разработала: методист ЦДТ «Ирбис» Мунтян С.А. ПРОФИЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ СООБЩЕСТВ В настоящее время существует социальный заказ на организацию и проведение летних профильных смен для учащихся ОУ, деятельность которых нацелена на максимальное раскрытие и развитие способностей ребенка в ходе организации его активного летнего отдыха. Одним из вариантов летнего оздоровления системы дополнительного образования детей являются профильные смены и палаточные детские лагеря. Профильный лагерь можно рассматривать как модель краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы. Центр детского творчества «Ирбис» г. о. Самара, с 2002 г. организует в каникулярное время профильные смены. Основные направления деятельности профильных смен туристско-краеведческое и экологическое. Выбор этих направлений деятельности профильных смен связан с тем, что основателями нашего учреждения в 1995 году были туристы и альпинисты и основная работа в учреждении велась именно по данному направлению. Но так как туризм тесно связан с краеведением, изучением природы родного края, то стала развиваться и эколого-краеведческая деятельность. В ЦДТ «Ирбис» накоплен большой опыт работы по данному направлению и работают хорошие специалисты. Туристско-краеведческая деятельность, является комплексным видом воспитания и в то же время одним из самых действенных в силу своей демократичности и гуманности, ибо идет от естественного желания детей приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха четкой системы организации. Главным критерием сформированности такой системы является наличие условий, при которых и ребенок, и взрослый в зависимости от своих интересов, склонностей, особенностей характера, уровня физической подготовки, мог бы включиться в различные виды туристско-краеведческой деятельности. Программы таких лагерей наполнены, кроме туристических навыков, краеведческим компонентом. Ведь туризм немыслим без краеведения: экологического, географического, этнографического, этимологического. Экологический аспект при организации смены в палаточном лагере, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой, что способствует формированию экологического мировоззрения и пониманию роли человека в окружающем мире Организация летних профильных смен это вариативное образование. Даже в рамках специализированных профильных смен предусмотрена работа по организации досуга, спортивных состязаний, концертов, конкурсов и т. д. ЦДТ «Ирбис» в настоящее время проводит следующие профильные смены. Название профильной смены Название программы Место проведения смены Время провед. смены Кол-во участ-в смены «Форум детских экологических инициатив» «ФЭДИ» Городской палаточный лагерь «Молодежная планета» на базе ДООЦ «Союз» Июнь 6 дней 60 человек 2 Туристско краеведческая смена «Робинзонада» Городской палаточный лагерь «Молодежная планета» на базе ДООЦ «Союз» Июнь 6 дней 60 человек Спортивно-оздоровительная смена «Спортивная страна» Городской палаточный лагерь «Молодежная планета» на базе ДООЦ «Союз» Июнь 6 дней 60 человек Учебно-тренировочные сборы по ОФП «В здоровом теле здоровый дух» Остров Зелененький Июль 10 дней 25 человек Учебно-тренировочные сборы по спортивному туризму «Спорт+Туризм» Остров Зелененький Июль 10 дней 25 человек Профильная смена по собаководству и экологическому практикуму «В содружестве с природой» Остров Проран (Поджабный) Август 10-14 дней 20 человек Профильная смена семейных эколого-туристических клубов «Сокол» Сокольи горы Июль 10 дней 30 человек Формы проведения вышеуказанных профильных смен это палаточные лагеря. Преимущества: Объединения детей разного возраста в группы, Объединение детей с разным уровнем образования, с разными интересами, с разными условиями жизни Самостоятельное решение детей о разделении на подгруппы для проживания в палатках. Палаточный лагерь формирует субкультуру неформальные детские объединения: туристы, спортсмены, кинологи и т. д. Субкультура активного здорового образа жизни; Субкультура активных преобразователей экологической среды. Палаточный лагерь, расположенный в пределах родного края, экономичен для государства и для семьи. В лагере дети приобретают навыки жизнеобеспечения (элементы закаливания, личная гигиена); навыки туризма (ориентирование на местности, преодоление препятствий, установление палатки и т.д.); расширяют кругозор, приобретают навыки жизни в коллективе (коммуникативные) в условиях тесного общения со сверстниками. Все эти профильные смены носят прикладной характер, так как дети в условиях лагеря в первую очередь оздоравливаются, участвуют в досуговых мероприятиях, спортивных состязаниях и т.д. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Детское сообщество это добровольная деятельность детей по их запросам, потребностям, нуждам, инициативам. Компоненты, показатели детского сообщества это определенные формы деятельности, вариативные отношения, атрибутика, законы жизни все эти элементы обязательно присутствуют в любой профильной смене. Признаки лагеря: Открытая структура; 3 Демократическая (все могут быть лидеры); Нет сверху жесткой структуры управления (она гибкая и формируется в зависимости от преобладающего вида деятельности). Программы профильных смен вариативные при плохой погоде можно менять занятия. Оценочные процедуры итоговые конкурсные мероприятия проходят в конце каждой смены в не традиционных формах. В организации деятельности палаточных лагерей родители учащихся принимают активное участие и некоторые из них живут вместе с детьми в лагере. Таким образом, можно сказать, что в лагере создано детско-взрослое сообщество, в котором родители и дети периодически меняются социальными ролями и могут по другому взглянуть на окружающую действительность. Программы лагерей рекомендуются для работы с учащимися 12-18 лет. Группы формируются разновозрастные, в связи с этим образовательный процесс строится в соответствии с психологическими и физиологическими возможностями и особенностями детей. Для обучающихся разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении заданий в процессе обучения. Формы занятий - групповые и индивидуальные. Программы представляют сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, теоретических и практических занятий по экологии, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет. Обучение осуществляется по принципу теория практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике. Для обучения по образовательной программе смены учащиеся группами (10-12 человек) ежедневно проходят в соответствии с маршрутными листами мастер-классы по экологическим дисциплинам и основам туризма, участвуют в соревнованиях и конкурсах туристско-краеведческой, патриотической и экологической направленности. Применяются методики, стимулирующие развитие самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности 1. Проектная и исследовательская технологии 2. Технология личностно-ориентированного обучения 3. Групповые технологии 4. Игровые технологии 5. Здоровьесберегающие технологии. 6. Информационные технологии 7. Наличие в лагере органа детского самоуправления. 8. Общественная социально-полезная деятельность учащихся волонтерские акции по очистке территории берега Волги. При этом весь образовательный процесс в объединениях организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода, что позволяет сформировать метапредметные и проектные компетенции. Основное содержание деятельности Программы сиен включают 5 блоков: образовательный, трудовой, досуговый, оздоровительный и туристский. Работа по созданию коллектива: открытие смены лагеря; 4 формирование органов самоуправления; работа органа самоуправления лагеря; линейки; проведение отрядных и общелагерных мероприятий; закрытие смены, прощальный костер. Психологическая работа Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся: коммуникативные игры; веревочный курс; тренинги; дискуссии; «вечерние посиделки». Досуговые мероприятия: Вечер знакомств; КТД «Мир вокруг нас (цветы в легендах и преданиях), «День Экологии», Игра викторина «Вода - чудесный дар природный…», Игра путешествие «Край, в котором ты живешь», «День туриста», Лесной карнавал; «Наши Таланты»; Дискотеки. Мы учим ребят (и учимся вместе с ними) через практическую деятельность самостоятельности, ответственности, товариществу, альтруизму, стремлению к самосовершенствованию и познанию мира. Летний лагерь - своеобразный итог развития коллектива и личностного роста ребят и, одновременно, новый этап движения и сильный импульс дальнейшего развития. Мы хотим более подробно остановиться и рассмотреть как инновационную модель Форум детских экологических инициатив. Форум детских экологических инициатив организуется МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара 15-20 июня вот уже 4 года в городском палаточном лагере «Молодежная планета» на базе МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный Центр «Союз». Участники Форума детских инициатив - это учащиеся, увлекающиеся проектной деятельностью, экологией, краеведением и туризмом, спортом, волонтерской деятельностью, участники конкурсов исследовательских работ - 60 учащихся из разных ОУ города. Форум это самоорганизующее, самоуправляемое сообщество детей. На Форуме существует своя атрибутика, законы жизни, традиции. На форуме сформирована свободная среда общения, участники выносят на всеобщее обсуждение свои идеи по реализации проектов, участвуют в совместном обсуждении, формируют концептуальные идеи проекта. Затем проекты предоставляются администрации лагеря или образовательных учреждений и начинается работа по их реализации. 5 Пример успешно реализованных проектов «Разработка экологической тропы вокруг лагеря «Союз», «Создание банка данных лекарственных растений, произрастающих в окрестностях лагеря», «Улучшение расположения палаток на территории лагеря», «План создания кемпингов на пересечении разрабатываемых туристических маршрутов». На Форуме формируются детские группы социальных инициатив, которые активно продвигают свои проекты в жизнь, выступают инициаторами экологических акций и мероприятий. При этом они выполняют разные роли в сообществе: кто-то занимается рекламной или просветительской продукцией, кто-то организует акции, кто-то работает со СМИ. Такая насыщенная жизнь на Форуме создает модель жизни в современном обществе, где дети также могут себя проявлять по разному. Поэтому профильную смену можно считать мощным средством социализации ребенка. Форум детских инициатив способствует сочетанию активного здорового отдыха, познания и освоения окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН Обеспечение занятости учащихся в летнее время. Сохранение и укрепление здоровья подростков. Формирование навыков здорового образа жизни и экологической культуры. Раскрытие творческого потенциала детей. Развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств у подростков. Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений. Доказательством успешности нашей деятельности по организации профильных смен в палаточных лагерях служит: рост числа учащихся, желающих посетить наши профильные смены, расширение сферы партнерства все больше школ вовлекаются в профильные смены; рост числа проектов, предложенных и разработанных учащимися; рост качества и уровня выполнения проектов; возникновение новых коммуникаций среди детей и взрослых; создание бесконфликтной образовательной развивающей среды. Обучение, проводимое в палаточных лагерях, обеспечивает развитие и реализа-цию способностей учащихся, их социализацию, профессиональное самоопределение. Для этого создаются условия, которые обеспечивают включение детей в реальную социально-значимую деятельность, разумно сочетаются принципы педагогического управления и детского самоуправления. Программы палаточных лагерей имеют большое социальное значение повышается степень удовлетворенности учащихся своей работой, появляется возможность проявить социальную активность, организовать и принять участие в природоохранных мероприятиях. Все это способствует повышению заинтересованности, мотивации обучающихся в эколого-биологической деятельности. Программы профильных смен способствуют развитию и популяризации дополнительного образования.