Профильные лагеря как средство формирования детского сообщества


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профильные лагеря как средство формирования детского сообщества
Автор: Мунтян Светлана Анатольевна

1 МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара Разработала: методист ЦДТ «Ирбис» Мунтян С.А. ПРОФИЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ СООБЩЕСТВ В настоящее время существует социальный заказ на организацию и проведение летних профильных смен для учащихся ОУ, деятельность которых нацелена на максимальное раскрытие и развитие способностей ребенка в ходе организации его активного летнего отдыха. Одним из вариантов летнего оздоровления системы дополнительного образования детей являются профильные смены и палаточные детские лагеря. Профильный лагерь можно рассматривать как модель краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы. Центр детского творчества «Ирбис» г. о. Самара, с 2002 г. организует в каникулярное время профильные смены. Основные направления деятельности профильных смен ‬ туристско-краеведческое и экологическое. Выбор этих направлений деятельности профильных смен связан с тем, что основателями нашего учреждения в 1995 году были туристы и альпинисты и основная работа в учреждении велась именно по данному направлению. Но так как туризм тесно связан с краеведением, изучением природы родного края, то стала развиваться и эколого-краеведческая деятельность. В ЦДТ «Ирбис» накоплен большой опыт работы по данному направлению и работают хорошие специалисты. Туристско-краеведческая деятельность, является комплексным видом воспитания и в то же время одним из самых действенных в силу своей демократичности и гуманности, ибо идет от естественного желания детей приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха четкой системы организации. Главным критерием сформированности такой системы является наличие условий, при которых и ребенок, и взрослый в зависимости от своих интересов, склонностей, особенностей характера, уровня физической подготовки, мог бы включиться в различные виды туристско-краеведческой деятельности. Программы таких лагерей наполнены, кроме туристических навыков, краеведческим компонентом. Ведь туризм немыслим без краеведения: экологического, географического, этнографического, этимологического. Экологический аспект при организации смены в палаточном лагере, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой, что способствует формированию экологического мировоззрения и пониманию роли человека в окружающем мире Организация летних профильных смен ‬ это вариативное образование. Даже в рамках специализированных профильных смен предусмотрена работа по организации досуга, спортивных состязаний, концертов, конкурсов и т. д. ЦДТ «Ирбис» в настоящее время проводит следующие профильные смены. Название профильной смены Название программы Место проведения смены Время провед. смены Кол-во участ-в смены «Форум детских экологических инициатив» «ФЭДИ» Городской палаточный лагерь «Молодежная планета» на базе ДООЦ «Союз» Июнь ‬ 6 дней 60 человек 2 Туристско краеведческая смена «Робинзонада» Городской палаточный лагерь «Молодежная планета» на базе ДООЦ «Союз» Июнь ‬ 6 дней 60 человек Спортивно-оздоровительная смена «Спортивная страна» Городской палаточный лагерь «Молодежная планета» на базе ДООЦ «Союз» Июнь ‬ 6 дней 60 человек Учебно-тренировочные сборы по ОФП «В здоровом теле здоровый дух» Остров Зелененький Июль ‬ 10 дней 25 человек Учебно-тренировочные сборы по спортивному туризму «Спорт+Туризм» Остров Зелененький Июль ‬ 10 дней 25 человек Профильная смена по собаководству и экологическому практикуму «В содружестве с природой» Остров Проран (Поджабный) Август ‬ 10-14 дней 20 человек Профильная смена семейных эколого-туристических клубов «Сокол» Сокольи горы Июль ‬ 10 дней 30 человек Формы проведения вышеуказанных профильных смен ‬ это палаточные лагеря. Преимущества:  Объединения детей разного возраста в группы,  Объединение детей с разным уровнем образования, с разными интересами, с разными условиями жизни  Самостоятельное решение детей о разделении на подгруппы для проживания в палатках.  Палаточный лагерь формирует субкультуру ‬ неформальные детские объединения: туристы, спортсмены, кинологи и т. д.  Субкультура активного здорового образа жизни;  Субкультура ‬ активных преобразователей экологической среды.  Палаточный лагерь, расположенный в пределах родного края, экономичен для государства и для семьи.  В лагере дети приобретают навыки жизнеобеспечения (элементы закаливания, личная гигиена); навыки туризма (ориентирование на местности, преодоление препятствий, установление палатки и т.д.); расширяют кругозор, приобретают навыки жизни в коллективе (коммуникативные) в условиях тесного общения со сверстниками. Все эти профильные смены носят прикладной характер, так как дети в условиях лагеря в первую очередь оздоравливаются, участвуют в досуговых мероприятиях, спортивных состязаниях и т.д. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Детское сообщество ‬ это добровольная деятельность детей по их запросам, потребностям, нуждам, инициативам. Компоненты, показатели детского сообщества ‬ это определенные формы деятельности, вариативные отношения, атрибутика, законы жизни ‬ все эти элементы обязательно присутствуют в любой профильной смене. Признаки лагеря:  Открытая структура; 3  Демократическая (все могут быть лидеры);  Нет сверху жесткой структуры управления (она гибкая и формируется в зависимости от преобладающего вида деятельности).  Программы профильных смен вариативные ‬ при плохой погоде можно менять занятия.  Оценочные процедуры ‬ итоговые конкурсные мероприятия проходят в конце каждой смены в не традиционных формах. В организации деятельности палаточных лагерей родители учащихся принимают активное участие и некоторые из них живут вместе с детьми в лагере. Таким образом, можно сказать, что в лагере создано детско-взрослое сообщество, в котором родители и дети периодически меняются социальными ролями и могут по другому взглянуть на окружающую действительность. Программы лагерей рекомендуются для работы с учащимися 12-18 лет. Группы формируются разновозрастные, в связи с этим образовательный процесс строится в соответствии с психологическими и физиологическими возможностями и особенностями детей. Для обучающихся разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении заданий в процессе обучения. Формы занятий - групповые и индивидуальные. Программы представляют сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, теоретических и практических занятий по экологии, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет. Обучение осуществляется по принципу теория ‬ практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике. Для обучения по образовательной программе смены учащиеся группами (10-12 человек) ежедневно проходят в соответствии с маршрутными листами мастер-классы по экологическим дисциплинам и основам туризма, участвуют в соревнованиях и конкурсах туристско-краеведческой, патриотической и экологической направленности. Применяются методики, стимулирующие развитие самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности 1. Проектная и исследовательская технологии 2. Технология личностно-ориентированного обучения 3. Групповые технологии 4. Игровые технологии 5. Здоровьесберегающие технологии. 6. Информационные технологии 7. Наличие в лагере органа детского самоуправления. 8. Общественная социально-полезная деятельность учащихся ‬ волонтерские акции по очистке территории берега Волги. При этом весь образовательный процесс в объединениях организуется на основе деятельностного и компетентностного подхода, что позволяет сформировать метапредметные и проектные компетенции. Основное содержание деятельности Программы сиен включают 5 блоков: образовательный, трудовой, досуговый, оздоровительный и туристский. Работа по созданию коллектива:  открытие смены лагеря; 4  формирование органов самоуправления;  работа органа самоуправления лагеря;  линейки;  проведение отрядных и общелагерных мероприятий;  закрытие смены, прощальный костер. Психологическая работа Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:  коммуникативные игры;  веревочный курс;  тренинги;  дискуссии;  «вечерние посиделки». Досуговые мероприятия:  Вечер знакомств;  КТД «Мир вокруг нас (цветы в легендах и преданиях),  «День Экологии»,  Игра ‬ викторина «Вода - чудесный дар природный…»,  Игра ‬ путешествие «Край, в котором ты живешь»,  «День туриста»,  Лесной карнавал;  «Наши Таланты»;  Дискотеки. Мы учим ребят (и учимся вместе с ними) через практическую деятельность самостоятельности, ответственности, товариществу, альтруизму, стремлению к самосовершенствованию и познанию мира. Летний лагерь - своеобразный итог развития коллектива и личностного роста ребят и, одновременно, новый этап движения и сильный импульс дальнейшего развития. Мы хотим более подробно остановиться и рассмотреть как инновационную модель ‬ Форум детских экологических инициатив. Форум детских экологических инициатив организуется МБУ ДО ЦДТ «Ирбис» г. о. Самара 15-20 июня вот уже 4 года в городском палаточном лагере «Молодежная планета» на базе МАУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный Центр «Союз». Участники Форума детских инициатив - это учащиеся, увлекающиеся проектной деятельностью, экологией, краеведением и туризмом, спортом, волонтерской деятельностью, участники конкурсов исследовательских работ - 60 учащихся из разных ОУ города. Форум ‬ это самоорганизующее, самоуправляемое сообщество детей. На Форуме существует своя атрибутика, законы жизни, традиции. На форуме сформирована свободная среда общения, участники выносят на всеобщее обсуждение свои идеи по реализации проектов, участвуют в совместном обсуждении, формируют концептуальные идеи проекта. Затем проекты предоставляются администрации лагеря или образовательных учреждений и начинается работа по их реализации. 5 Пример успешно реализованных проектов ‬ «Разработка экологической тропы вокруг лагеря «Союз», «Создание банка данных лекарственных растений, произрастающих в окрестностях лагеря», «Улучшение расположения палаток на территории лагеря», «План создания кемпингов на пересечении разрабатываемых туристических маршрутов». На Форуме формируются детские группы социальных инициатив, которые активно продвигают свои проекты в жизнь, выступают инициаторами экологических акций и мероприятий. При этом они выполняют разные роли в сообществе: кто-то занимается рекламной или просветительской продукцией, кто-то организует акции, кто-то работает со СМИ. Такая насыщенная жизнь на Форуме создает модель жизни в современном обществе, где дети также могут себя проявлять по разному. Поэтому профильную смену можно считать мощным средством социализации ребенка. Форум детских инициатив способствует сочетанию активного здорового отдыха, познания и освоения окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН  Обеспечение занятости учащихся в летнее время.  Сохранение и укрепление здоровья подростков.  Формирование навыков здорового образа жизни и экологической культуры.  Раскрытие творческого потенциала детей.  Развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств у подростков.  Обучение нормам социальной жизни, культуре взаимоотношений. Доказательством успешности нашей деятельности по организации профильных смен в палаточных лагерях служит:  рост числа учащихся, желающих посетить наши профильные смены,  расширение сферы партнерства ‬ все больше школ вовлекаются в профильные смены;  рост числа проектов, предложенных и разработанных учащимися;  рост качества и уровня выполнения проектов;  возникновение новых коммуникаций среди детей и взрослых;  создание бесконфликтной образовательной развивающей среды. Обучение, проводимое в палаточных лагерях, обеспечивает развитие и реализа-цию способностей учащихся, их социализацию, профессиональное самоопределение. Для этого создаются условия, которые обеспечивают включение детей в реальную социально-значимую деятельность, разумно сочетаются принципы педагогического управления и детского самоуправления. Программы палаточных лагерей имеют большое социальное значение ‬ повышается степень удовлетворенности учащихся своей работой, появляется возможность проявить социальную активность, организовать и принять участие в природоохранных мероприятиях. Все это способствует повышению заинтересованности, мотивации обучающихся в эколого-биологической деятельности. Программы профильных смен способствуют развитию и популяризации дополнительного образования.