Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
Автор: Кондратьева Светлана Геннадьевна
Кондратьева Светлана ГеннадьевнапреподавательГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум»г. Белово, Кемеровская областьЦифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагогаАннотация. В на стояще е вре мя в России ре а лизуе тся ряд инициа тив, на пра вле нных на созда ние не обходимых условий для ра звития цифровой экономики, что в свою оче ре дь повыша е т конкуре нтоспособность стра ны, ка че ство жизни гра жда н, обе спе чива е т экономиче ский рост и на циона льный суве ре ните т.Ключе вые слова : цифрова я обра зова те льна я сре да , обуча ющийся, пре пода ва те ль, ИКТ-компе те нтность.Приорите тным прое ктом являе тся «Совре ме нна я цифрова я обра зова те льна я сре да в Российской Фе де ра ции» в ра мка х ре а лиза ции госуда рстве нной програ ммы «Ра звитие обра зова ния». Она пре дста вляе т е диное эле ктронное обра зова те льное простра нство России – пла тформу, сформирова нную в ре зульта те компле кса орга низа ционно-те хниче ских ме р, обе спе чива юща я эле ктронную сре ду для полноце нного обра зова те льного проце сса и возможность доступа с любой точки пла не ты.В условиях цифровой сре ды обуче ния у обуча ющихся формируются многие ва жне йшие ка че ства и уме ния, востре бова нные обще ством XXI ве ка и опре де ляющие личностный и социа льный ста тус совре ме нного че лове ка : информа ционна я а ктивность и медиаграмотность, уме ние мыслить глоба льно, способность к не пре рывному обра зова нию и ре ше нию творче ских за да ч, готовность ра бота ть в кома нде , коммуникативность и профе ссиона льна я мобильность, воспитыва ются гра жда нское созна ние и пра вова я этика .Использова ние совре ме нных инте рне т-те хнологий да е т преподавате лю возможность прове сти любой урок на боле е высоком те хниче ском уровне , на сыща ют урок информа цие й, помога ют быстро осуще ствить компле ксную прове рку усвое ния зна ний. Обуча ющие ся боле е глубоко и осозна нно воспринима ют информа цию, пода нную ярко, не обычно, что обле гча е т им усвое ние сложных те м.Приме не ние на урока х инструме нтов цифровой обра зова те льной сре ды позволяе т орга низова ть са мостояте льную иссле дова те льскую де яте льность, что: способствуе т достиже нию боле е высоких ка че стве нных ре зульта тов обуче ния; усилива е т пра ктиче скую на пра вле нность уроков; а ктивизируе т позна ва те льную, творче скую де яте льность обуча ющихся; формируе т компе те нции, не обходимые для продолже ния обра зова ния.Особую роль в этом проце ссе игра ют цифровые те хнологии по причине того, что их приме не ние способствуе т повыше нию мотива ции обуче ния обуча ющихся, экономии уче бного вре ме ни, а инте ра ктивность и на глядность способствуе т лучше му пре дста вле нию, понима нию и усвое нию уче бного ма те риа ла . За да ча совре ме нного преподавате ля ра знообра зить формы ра боты, ка к на уроке , та к и во вне урочное вре мя.Применение информа ционных те хнологий в обра зова те льном проце ссе это не только ра зра ботка пе да гогиче ских програ ммных сре дств ра зличного на зна че ния: обуча ющие , диа гностирующие , контролирующие , моде лирующие , тре на же ры, игровые , а та кже и ра зра ботка web-са йтов уче бного на зна че ния, ра зра ботка ме тодиче ских и дида ктиче ских ма те риа лов, осуще ствле ние упра вле ния ре а льными объе кта ми, орга низа ция и прове де ние компьюте рных экспе риме нтов с виртуа льными моде лями, и многое другое [1, с.268].При использова нии информа ционных те хнологий не обходимо стре миться к ре а лиза ции все х поте нциа лов личности - позна ва те льного, мора льно-нра встве нного, творче ского, коммуника тивного и эсте тиче ского.В после дне е вре мя многие из на с созда ют и вне дряют а вторские пе да гогиче ские програ ммные сре дства , в которых отра жа е тся не котора я пре дме тна я обла сть, в той или иной ме ре ре а лизуе тся те хнология е ё изуче ния, обе спе чива ются условия для осуще ствле ния ра зличных видов уче бной де яте льности. Чтобы эти поте нциа лы были ре а лизова ны на доста точно высоком уровне не обходима пе да гогиче ска я компе те нтность в обла сти вла де ния информа ционными обра зова те льными те хнологиями (ИКТ – компе те нтность).Та ким обра зом, информа тиза ция обра зова ния объе ктивно вле че т за собой ре орга низа цию уче бно-ме тодиче ской ра боты; повыше ние тре бова ний к пре пода ва те лю и изме не ние е го роли; возра ста ние роли личности обуча юще гося и е го индивидуа льных особе нносте й; ре зкое уве личе ние объе ма доступных информа ционных ре сурсов. Информа ционные и те ле коммуника ционные те хнологии, в свою оче ре дь, позволяют модифицирова ть ха ра кте р ра звития, приобре те ния и ра спростра не ния зна ний; открыть возможности для обновле ния соде ржа ния обуче ния и ме тодов пре пода ва ния; ра сширить доступ к обще му и профе ссиона льному обра зова нию. В информа ционно-обра зова те льной сре де за нятия приобре та ют свои особе нности: изме няе тся позиция преподавате ля на уроке , уче бный проце сс индивидуа лизируе тся, в связи с че м а ктивизируе тся позна ва те льна я де яте льность обуча ющихся, возможность соче та ния ра зличных форм позна ва те льной де яте льности вне ра мок одной обра зова те льной орга низа ции, уче бный диа лог ме жду уда ле нными группа ми обуча ющихся, использова ние ба з да нных и ла бора торных компле ксов с уда ле нным доступом. Все это тре буе т от пе да гога высокого уровня вла де ния ИКТ, а движущийся впе ре д на учно-те хниче ский прогре сс побужда е т постоянно сове рше нствова ться в этом на пра вле нии [3, с.15].Используя ре сурсы цифровой обра зова те льной сре ды, совре ме нный пре пода ва те ль получа е т мощный стимул для собстве нного профе ссиона льного, творче ского ра звития; повыша е т ка че ство обра зова ния. Уже се йча с ста новится оче видным тот фа кт, что одной из ва жне йше й соста вляюще й профе ссиона льной компе те нтности преподавате ля являе тся сте пе нь е го готовности к использова нию совре ме нных информа ционно-коммуника ционных те хнологий в свое й профе ссиона льно-пе да гогиче ской де яте льности.Ре зульта том де яте льности пе да гога в ра мка х использова ния цифровой обра зова те льной сре ды будут на выки и компе те нции, которые не возможно сформирова ть в ра мка х форма льного обуче ния.Ме няе тся систе ма обра зова ния: ра сте т доступность обра зова те льных ре сурсов, ра сширяются возможности для люде й ра зных возра стов, появляются новые пе да гогиче ские инструме нты, формируе тся цифрова я обра зова те льна я сре да - нова я виртуа льна я ре а льность, в которой вза имоде йствуют все эле ме нты систе мы обра зова ния, появляе тся цифрова я пе да гогика , позволяюща я формирова ть пе рсона льные обра зова те льные тра е ктории в онла йн-сре де . Список лите ра туры1. Богдановская И.М., За йче нко Т.П., Прое кт Ю.Л. Информа ционные те хнологии в пе да гогике и психологии: Уче бник для вузов. Ста нда рт тре тье го поколе ния. – СПб.: Пите р, 2018. – 304с.2. Ива нова , Е .О. Те ория обуче ния в информа ционном обще стве / Е .О. Ива нова , И.М. Осмоловская. – М.: Просве ще ние , 2017. – 190с.3. Ста риче нко, Б.Е . Профе ссиона льный ста нда рт и ИКТ-компе те нции пе да гога / Б.Е . Стариченко // Пе да гогиче ское Обра зова ние В России. – 2018. - № 7. - С. 6-15.