Прикладной анализ поведения. Краткий обзор.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Прикладной анализ поведения. Краткий обзор.
Автор: Чечётина Нина Петровна

Прикладной анализ поведения (ПАП)(краткий обзор)Прикладной анализ поведения (ПАП) – естественная наука, отрасль науки, в которой принципы поведения планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и используется экспериментальное определение значимых переменных для его изменения.Социально значимое поведение – это поведение, которое позволяет ученику добиваться социально значимых результатов (ходить в школу, находиться в группе, умение ждать, умение сообщить о своём состоянии, просьбе).ПАП изучает функциональную связь между поведением и факторами окружающей среды. Включает в себя практическое, технологическое применение этой науки.В практике все свои суждения, выводы и стратегии по работе основываем на конкретных данных, закономерностях. И не используем свои собственные суждения и наблюдения.Характеристика ПАП1. Прикладная стратегия, выражается в конкретном действии с конкретными действиями.2. Поведенческая (ориентирована на поведение).3. Аналитическая. 4. Технологическая (содержит подробное описание методики).5. Концептуально выдержанная. Использование в работе практики, которые основываются на принципах ПАП. 6. Эффективная (результаты значимы с точки зрения практики). Количественные изменения.7. Дающая устойчивые и генерализованные результаты. Устойчивы с течением времени. Отрасли поведенческого анализаЭкспериментальный анализ поведения- Исследование базовых принципов и процессов в лабораторияхПрикладной анализ поведения.- Разработка и валидизация процедур для получения социально значимыхизменений в реальном мире.Терапия с применением ПАП - Практика ПАП.- Применение валидизированных процедур в работе с клиентамиКонцептуальный анализ поведения.Валидация (от лат. validus — здоровый, крепкий, сильный) в технике или в системе менеджмента качества — процесс приведения доказательств того, что требования конкретного пользователя, продукта, услуги или системы удовлетвореныКритика подходаДрессировка«Роботизация»«Неживые» занятия за столом за шоколадкуНе учитываются чувства/эмоцииОчень жестко (построено на наказании)Только для детей с аутизмомЗанятия за столом с карточкамиОбласти применения ПАПТерапия аутизма (на сегодняшний день с единственно доказаннойэффективностью)Поведенческий менеджмент организацииОбразованиеПсихическое здоровьеСпортДрессировка животныхГеронтологияЗдравоохранениеABA/ПАП включает эмпирическое определение функциональной связи между поведением и средовыми факторами посредством функционального ассессмента и функционального анализа.
  • Действие по значению гл. assess; оценка, определение какого-либо параметра (обычно стоимости чего-либо).
  • Оценка; вывод, сделанный по результатам такого действия.
  • Обложение.
  • Помогает людям развить новое поведение, уменьшить или увеличить существующее поведение и продуцировать поведение под влиянием определенных средовых условий.Главный принцип ПАПТо, что происходит сразу после поведения влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать.Окружающая средаСреда означает совокупность обстоятельств действительности, в которой существует организм или его наблюдаемая часть. Объем этого понятия проще всего охарактеризовать так: всё за исключением движущихся частей организма, совершающего поведение.Среда для некоторых форм поведения включает не только процессы, которые окружают организм, но и те, что происходят у него под кожей.Антецеденты могут быть социальными и несоциальными.Например:Несоциальный: красный свет на светофореСоциальный: Полицейский указывает жезлом регулировщика в сторону обочиныСтимулСобытия среды могут представлять собой стимулы.Стимулом называется любое изменение окружающей .среды, воспринимаемое нашими рецепторами.Стимул может вызвать поведение; но влияет на поведение стимул только здесь и сейчас.ПоведениеПоведение – это все, что организм делает (включая то, что мы видеть не можем).Johnston&Pennypacker, 2009: Поведение – это та часть взаимодействия организма с окружающей его средой, которая вовлекает движение каких-либо частей организма.Martinez-Diaz, 2012: Взаимодействие мускулов, желез и других частей живого организма со окружающей его средой.Критические характеристики поведения1. Поведение – это биологический феномен2. Вовлекает движение, действие3. Может выполняться только живыми организмами4. Наблюдаемо5. Измеряемо6. Включает взаимодействие с окружающей средой.Поведение или нет?1. Тест «Мертвого человека»- Если мертвый человек может это делать – это НЕ поведение«Мертвый человек» может- Быть наказанным- Получить пинок- Упасть со скалы- Не заниматься- Не выполнять задание- Не слушаться2. Тест «Что я делаю»- Это должно быть определенное действие- Активное Действие!Смотрю, как наливаю чай в кружку- Измеряемо (обычно количественно)Это НЕ состояние!Я расстроена решением судаПримеры поведенияПриседатьКататься на конькахПодниматься по лестницеСпрашивать Как пройти вбиблиотекуПроникновенно смотреть вглаза, приглашая на чашку чаяОтрубать хвостыБить портфелемБиться головой о стенуКусать свою рукуБежать по коридоруКричать на тьютораПримеры НЕ поведенияТакже это не диагноз, не ярлык, не состояниеВести себя тихоЛежатьНе есть супСДВГИметь позитивный настройЧувствовать фрустрациюБыть упрямымБыть агрессивнымПримеры из программНеобходимо снизить истеричность ДашиВася будет вести себя хорошо на урокеЕфрем не сидел за столомЦель ПАПОпределить целевое поведение – это то поведение, которое можно и необходимо изменить.Понять, что нужно сформировать, вместо этого поведения.Топография и функция поведенияТопография: форма, качественные характеристики реакцииКак выглядит поведение?Примеры: Кричать, стрелять, шептать, бежать.Функция: эффект или результат реакции организма по отношению к окружающей среде. Ради чего, зачем данное поведение, к чему оно приводит.Какой моментальный результат от реакции?Примеры: - обращение «Привет» к кому-либо приводит к ответному приветствию- Тянешь ручку двери – дверь открывается- Дуешь на одуванчик – семена разлетаются.Трёхкомпонентная модельТрехкомпонентная последовательность ABCЕдиница анализа в прикладном поведенческом анализеПредшествующий стимулАнтецедент никогда не функционирует отдельно от последствия.Эффект антецедента всегда зависит взаимодействия с последствием.Антецедент повышает или снижает вероятность возникновения поведения.Предшествующие факторыДискриминативный стимул - стимул, в присутствии которого определенные реакции подкреплялись, а в отсутствие— нет.Вследствие такого дифференцированного подкрепления дискриминативный стимул повышает частоту данных реакций.Дискриминативный стимул - это сигнал, который помогает вам определить, к каким последствиям приведет ваше поведение.Дискриминативные стимулы приобретают свои свойства в результате предшествующего опыта.ПоследствиеПоследствие имеет первостепенное влияние на поведение.Под влиянием последствий поведение растет или снижается.Соответственно, последствия имеют или усиливающий эффект, или ослабляющий.Влияние последствий на поведениеПодкрепление поведения – частота поведения в будущем возрастает.Наказание поведения – частота поведения в будущем снижается.Если после поведения следует подкрепляющий стимул (поощрение/Подкрепление) частота поведения будет возрастать в будущем.Подкрепляется поведение. НЕ организм!Подкрепление – это процесс, а не стимул.Подкрепление – это описательная характеристика, а не объяснение отдельных феноменов.Предшествующий стимул (антецедент) не может функционировать как подкрепление.ВНИМАНИЕ!!!! То, что подкрепляет поведение (является усилителем) у одного человека, может не подкреплять у другого (Не для всех конфета или перемена является подкреплением).1. Последствие предоставляется ПОСЛЕ поведения/реакции.2. Последствие предоставляется СРАЗУ после поведения/реакции.3. Появление последствия ЗАВИСИТ от поведения/ответа.4. Подкрепление УВЕЛИЧИВАЕТ частоту поведения в будущем.Пример НЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ.Я предложила коллеге сходить в суши-бар, если она поможет мне доделать плакат. Коллега сразу начала мне помогать.Данный кейс НЕ ЯВЛЯЕТСЯ примером подкрепленияМое предложение случилось ДО целевого поведения:Это был предшествующий стимул, который вызвал целевое поведение. Поэтому это НЕ усиливающее последствие.Часто на практике используется:ПохвалаЖетоныСладостиБуфетДругие пищевые поощрение (изюм, чипсы)ИгрушкиВидеоВидеоигрыЭффективное подкреплениеДолжно происходить сразу после поведенияС использованием проверенных подкреплений (тестирование мотивационных стимулов). Конфета не для всех подкрепление!!Достаточное количество (Вам дали поиграть секунду в видеоигру или 10 минут).Автоматизм подкрепления.Со временем важно уменьшать частоту предоставления подкреплений и делать их более натуральными, приближенными к естественным условиямПример: Машу учили ходить на горшок. Сначала Маше давали конфету (и предоставляли похвалу) после каждого успешного посещения горшка, потом после каждого второго раза, затем после третьего, пятого, потом использовали только похвалу, реакция продолжала происходить и после отмены специальных условий подкрепления.Похвалу нужно использовать в сочетании с другими подкреплениями.Похвала/одобрение должно быть описательным- «Молодец, ты отлично обводишь, очень аккуратно!»,«Очень хорошо собрал конструктор!»НаказаниеЕсли после поведения следует ослабляющий стимул (наказание) - частота поведения будет снижаться в будущем.ГашениеГашение – это термин, используемый только в тех случаях, когда процедура подразумевает непредоставление/удерживание ранее предоставляемого поощрения.Гашение – прекращение усиления поведения.Если после поведения усиливающий стимул перестает появляться (гашение) частота поведения будет снижаться в будущем.Примеры:Раньше Миша кричал на кассе в магазине, после чего мама всегда покупала ему шоколад. Теперь мама не покупает шоколад, когда Миша кричит.Вася просил одним словом конфету (конфета), и папа давал конфету Васе. Теперь папа хочет, чтобы Вася говорил фразами, и, когда Вася говорит Конфета, папа не дает ему конфету.Критические характеристики гашения1. Стимул-усилитель прежде всегда следовал после поведения (поведение усиливалось).2. Стимул-усилитель удерживается каждый раз, когда происходит целевое поведение.3.Поведение ослабляется.Возможен поведенческий взрыв в процессе применения процедуры гашения.Индивидуум может демонстрировать различные вариации топографии поведения эмоциональных ответов.Поведенческий взрывПоследствиеЧтобы оказать значимый эффект на поведение – последствие должно быть последовательным/постоянным (если преступника сажают в тюрьму после ограбления - его поведение воровать не обязательно будет снижаться в будущем, т.к. это последствие не появляется в 100% случаев);Если Мише то давать яблоко, когда он кричит, то не давать его поведение кричать при виде яблока вряд ли будет снижаться.ЛЕКЦИЯ Цель и общий план работыГлавная цель: помочь детям с РАС приобрести навыки, которыми обладают их типично развивающиеся (ТП) ровесники.1. Определение уровня ребенка и индивидуальных сложностей.2. Выбор функциональных и достижимых целей.3. Развитие мотивации к участию, заинтересованности к выполнению академических задач.Нежелательное поведение (НП)Эффективные практикиПодсказкиПодкреплениеАнализ заданий и обучение цепочкойВмешательства для антецедентовГашениеТренинг функциональной коммуникацииФункциональный анализ поведенияОстановка реакции/переключениеВизуальная поддержкаСистем структурированной работыВмешательства, применяемые родителямиСоциальные истории«Натуральные» вмешательстваНаучно обоснованные практикиТренинг необходимых реакций (Pivotal Response Training)Тренинг социальным навыкам в группеАльтернативная коммуникацияТренинг компьютерных системPECSВидео моделингТренинг отдельными блокамиВременная задержкаУправление собственным поведениемТренинг со сверстникамиШАГ 1Поведение является проблемным?Проблемное поведениеНежелательные формы поведения- минимизируют возможность человека получать социально-значимые результаты в жизни- ограничивают доступ к кратко- и долгосрочным поощрениям- максимизируют возможность контакта с натуральными и социальными ослабителями (наказаниями)- могут привести к ограничению доступа к обществу- угроза для здоровья и безопасности- трудности в обученииВиды НПНезаконные/криминальные формы◦ Могут привести к тюремному заключению или летальному исходу◦ Убийство, изнасилование, кражи, растление и т.д.Травмоопасное поведение◦ Суицид, самоповреждающее поведение, пайка, злоупотреблениевеществами/алкоголем, вождение в нетрезвом состоянииМатериальный ущерб◦ Поджог, вандализм, ломать предметы и т.дСтереотипы и ритуалы (раскачивание, вокализации)Необычное вербальное поведение (психотическая речь: разговоры ссобой)ШАГ 2Определение целевого нежелательного поведения и его параметровНекоторые параметры НПЧастота (слишком часто): ребенок просится в туалет 10 раз в течение урокаВремя между реакциями (слишком короткое): время между перекурами составляет 20 минДлительность (слишком долго): одевается по 2 часаИнтенсивность: ребенок говорит про ракеты и не дает никому другому сказать ни словаНеправильное место, ситуация или время: повторение фраз из мультиков в школеВиды НП• НП варьируется по тяжести - от легких проявлений до очень тяжелых. Даже легкие проявления требуют вмешательства: НП может возрасти со временем и ухудшает качество социального взаимодействия.• Тяжелое НП - нанесение повреждений человеку или имуществу, затрудняют обучение, приводят к исключению из учебного заведения, ограничивают социальный контакт. Такое НП требует немедленного вмешательства!Оперативное определение поведения - четкое, недвусмысленное объективное определение, которое ясно и детально описывает наблюдаемое поведение.Критические элемент для сбора данных о поведении в АБА программе(агрессия vs ударяет человека; укусила vs пыталась укусить;).Неправильное определение поведения ведет к неправильному сбору данных, особенно если с ребенком работает несколько человек.Топография НПОперативное определение поведения ведет к точности собираемых данных и может включать в себя поведение для «исключения»:Кусание Маша производит контакт зубами с кожей или одеждой другого человека, не включает: прикасание закрытым ртом или открытым ртом без смыкания зубов.Оперативное определение поведения основывается на топографии (форме) поведения и дает возможность всем наблюдающим точно определить данное поведение.Не включает в себя описание функции или причины ПОЧЕМУ поведение происходит.ШАГ 3Выявить антецеденты и функцию поведенияМотивацияАктивное участие в учебной деятельности – важная переменная, которая существенно влияет на развитие навыков (Sterling, 1997).Мотивация влияет на поведение.Внешняя и внутренняя мотивация.Как мы можем повлиять на мотивацию ученика?Мотивация в ПАПОпределение связанных с ней переменных, их взаимодействие и влияние на поведение человека.Роль окружающей среды: связь между поведением и последствиями или результатами, к которым это поведение может привести.Это влияет на его поведение в будущем, так как достигая последствий в определенных условиях, в сходных целенаправленно включиться тот вид поведения, который снова позволит получить эти последствия или результаты.Источники мотивации - функцияДетерминизм поведения: поведение происходит по какой-то причине.Причина – какое-либо изменение в окружающей среде, определенные результаты или последствия.События, происходящие в среде, влияют на поведение.Функция поведенияСтимулы окружающей среды Мотивация ПоведениеИсточники мотивацииСуществуют определенные механизмы, лежащие в основе изменения поведения под влиянием стимулов окружающей среды.Эти механизмы определяют источники мотивации.Нежелательное поведениеМодель работы с поведением через топографию:- Если самоагрессия, то используйте Х процедуру, если физическая агрессия к другим, то Yпроцедура.- Самые сильные подкрепления при отсутствии поведения/наличии несовместимого, самые сильные наказания при наличии поведения- «будь тихим», «тихо сиди» и т.д.- НП могло подкрепляться в процессе (тайм-аут).- Взаимосвязь поведения и фактора не разбивалась.Модель работы с поведением через функциюФункция поведения - причина по которой поведение происходит.Функция НПНаша задача – выявить последовательности или те условия вокружающей среде, подкрепляющие нежелательное поведение иустранить их.Чтобы изменить поведение ребенка – надо изменить среду(поведение людей вокруг, организация пространства и т.д.).При работе с НП ориентируемся на цель этого поведения и во вторую очередь на топографию (форму) поведения.Определение функции НП необходимо для оценки и составления плана вмешательства для снижения НП.Типы последствийПоследствие Подкрепление НаказаниеПодкрепление и НаказаниеПодкрепление делится на 2 типа:- Положительное Подкрепление- Отрицательное ПодкреплениеНаказание делится на 2 типа:- Положительное Наказание- Отрицательное НаказаниеДополнительные 2 типа последствийЕсть еще 2 типа последствий:- Гашение (от усиления) – поведение ослабляется- «Восстановление» (Recovery) (от ослабления) – поведение усиливаетсяОбразуются вследствие от удерживания предыдущего последствияПодкреплениеИзменение в среде (последствие) наступает только после реакции.Наступает сразу, мгновенно после реакции.Изменение в среде (последствие) зависит от реакции (появляется только после этой конкретной реакции).На нежелательное поведение действуют абсолютно такие же процессы, как и на любое другое поведение.Процессы подкрепления – нейтральны (у них нет спланированной цели), и действуют на самое хорошее поведение и на самое плохое поведение одинаковым образом.Положительное VS Отрицательное подкреплениеОба УВЕЛИЧИВАЮТ поведение!Положительное: дать после поведения что-то, что является мотивационным для человекаОтрицательное: убрать после поведения что-то, что является аверсивным для человека. Аверсивный. Нечто, вызывающее неприязнь или отвращение. Это может быть стимул (например, лекарственный препарат, вызывающий тошноту), либо событие (внезапный громкий шум или удар электрическим током). НаказаниеПоложительное Наказание – появление стимула после поведения, который снижает частоту поведения в будущем.Пример: неправильный ответ - брызганье водой в лицо, порвал книгу – крик.Отрицательное Наказание – исчезновение стимула после поведения, который снижает частоту поведения в будущемПример: играл в игру – выругался – мама забрала телефонГашение (оперантное)Гашение – процесс, в котором прежде поощряемое поведение ослабляется, т.к. прежде получаемый усилитель не предоставляется или становится недоступным.Это означает, что НИЧЕГО не происходит/не получает после того, как поведение случилось.Частота поведения снижается в будущем, как правило, до базового уровня (который был до процедуры поощрения).Основные функции поведенияИзбегание – избегание или предупреждение требований (отрицательное подкрепление): избегание уроков, занятий с дефектологом, дежурства, шума.Внимание демонстрация поведения для привлечения внимания других(положительное подкрепление). Это может быть как позитивное, так и негативное внимание (похвала или замечание).Доступ к желаемому демонстрация поведения для получения какого-либопредмета или ситуации (положительное подкрепление): да, игрушки, покататься на общественном транспорте, зарплата, профитроли в ресторане.Автоматическая поведение приводит к тому, что стимул исчезает или появляются приятные ощущения (отрицательное/положительное подкрепление).- Аутостимуляции, стереотипии (Избавление от боли, визуального стимула, звука/ наоборот приятный звук, дуновение воздуха от вентилятора).- Прослушивание музыки, плавание, примерять наряды.Выученные функции поведенияПоложительное подкрепление/поощрение:- Социальное (внимание, доступ к игрушкам/желаемому)- Автоматическое (сенсорная стимуляция):Отрицательное подкрепление- Социальное (избегание инструкций)- Автоматическое (уменьшение болевых ощущений)Вмешательство всегда основывается на функции поведения!Для этого проводится функциональный анализМодель работы с поведением через функциюФункциональный анализ.Тренинг функциональной коммуникации и замещающего поведения.Разные последствия и процедуры для разных «функций» поведения.Работа с предшествующими стимулами.Проактивный подход вместо реактивного.Наказания минимизированы или убраны.Позитивные поведенческие вмешательства и поддержка (PBIS).Есть специализированные инструменты для разных видов проблемДефицит навыков: оценка навыков- Анализ заданий- Элементарные вербальные элементы- Социальные навыки- Вокальные навыки и тдФункциональный анализ - процесс сбора информации об антецедентах и последствиях, которые связаны функциональной взаимосвязью с проблематичным поведением.СкринингПредварительный косвенный (непрямой) анализПрямой описательный анализЭкспериментальная процедура функционального анализаОценка базового уровняМониторинг прогрессаПоследующая оценкаАнализРазные методы нужны на разных этапахЦели:- Определение проблемного поведения- Описание топографии поведения и окружающей среды- Определение функциональной связи между поведением и средой- Определение необходимой для написания поведенческого плана информации (где, как и с кем внедрять план)- Мониторинг введения плана- Оценка эффективности плана- Поддержание и генерализацияФункциональный анализЦель:- определение функциональных связей между поведением и факторам среды результатом качественного анализа является поведенческий план, который с высокой вероятностью будет эффективен.Также существует оценка навыков, оценка выполнения (performance), оценка обобщения.Компоненты ФАПредварительный косвенный (непрямой) анализ:Обзор записей (АООП, ИОМ, расписание, протоколы, электронные письма)Интервью (выявление и описание поведения, факторов-предиктов окр.среды, потенциальная функция поведения, функциональный аналогповедения, методы коммуникации, потенциальные усилители и т.д. )Опросники, анкеты (обычно надежность и валидность низкая)Как правило, проводятся в школе/центре и т.д.Помогает определиться с кейсомПомогает спланировать будущий анализПрямой описательный анализ: прямое наблюдение в натуральной среде.- Нарративная запись- Сбор данных ABC- Измерение величин/показателей поведения- Диаграммы рассеяния (Scatterplots)- Материальные результаты поведенияПрямое наблюдение в натуральной средеПозволяет определить гипотезу о функциональной связи и как, где и с кем реализовывать план.Сбор данных ABCЭтот способ позволяет выявить события, близкие по времени к проблемному поведению и сделать предположение об их взаимосвязи.Преимущества: этот вид исследования довольно точный и проводится в естественной для ребенка среде.Недостатки: не всегда возможно выявить корреляцию между событиями в окружающей среде и проблемным поведением.Экспериментальный Функциональный Анализ (ЭФА): системная манипуляция.Помогает ТОЧНО определить РЕАЛЬНУЮ функциональную связь и позволяет разработать эффективное вмешательствоПроблемное поведение – это выученные стратегии.Адаптивные и нежелательные формы поведения усваиваются согласно одним и тем же поведенческим законам.Цель: определить поддерживающую переменную (подкрепление) поведенияТакже позволяет выявить условия, при которых вероятность появления эпизода поведения минимальна.Состоит из систематических манипуляций средовыми факторами и наблюдение целевого поведения в контролируемых условиях.Функциональная связь = изменение независимой переменной(НП) строго и прогнозируемо приводит к изменению зависимой переменной(ЗП).НП = средовой факторЗП = поведениеЭФА= процесс определения НП, которая функционально связана с поведением.ЭФА: базовые признаки1. Прямое наблюдение2. Измерение параметров поведения в тестовых и контрольных условияхТест: Чихание – «Будь здоров!» (Поощрение?)Контроль: Чихание нет реакции (гашение)Более высокие параметры поведения в тестовом условии говорит о том, что есть поддерживающее условие.Косвенные vs Прямые методыКосвенные: «Расскажи мне» методы используются в основном при процедуре предварительного анализа.Прямые: «Покажи мне» методы. Если вы НЕ используете данные методы, то это не поведенческий анализ.Сбор данныхСбор данных - наблюдение поведения, измерение поведения, запись измерения.Данные являются основным инструментом оценки прогресса.С помощью оценки данных мы получаем информацию о трудностях в освоении навыков, прогрессе, достижении критерия, обобщения.ПАП не понятий «стал агрессивней», «стало лучше», «стало хуже», «стал упрямей», «отказывается заниматься».Поведение ребенка и его навыки описываются с указанием количественных данных.Данные собираются ДО обучения вмешательства, ВО ВРЕМЯ обучения вмешательства, ПОСЛЕ обучения вмешательстваПодготовка к проведению измеренийОптимальное топографическое определение при соблюдении требования полноты определения, тем не менее, оно не должно быть избыточным.Не стоит включать в топографическое определение ментализмы. Оно должно включать только описание конкретных поведенческих реакций. Для проведения измерений вам необходим способ фиксации данных. Данные, не записанные сразу после поведения, с большой долей вероятности будут содержать ошибки.Начиная подготовку к работе удостоверьтесь в том, что вы:- знаете, с каким именно целевым поведением вы будете работать. Перечитайте топографическое описание поведения в документе;- знаете, какой параметр необходимо фиксировать (продолжительность, частоту, время начала и окончания эпизода);- подготовили чек-лист, куда вы будете заносить данные и несколько ручек;- ваши электронные устройства подготовлены, в фотоаппарате есть флэшка с необходимым количеством памяти, телефон с секундомером заряжен;Если вы работаете на улице или в группе, удостоверьтесь, что ваш лист для записей находится у вас «под рукой», вам удобно (например, это блокнот на шнурке или бумажный браслет).Если вы планируете записывать поведение на видео и потом измерять, учтите факт, что для просмотра видео вам потребуется столько же времени, сколько длилось занятие.Иногда начинающим специалистам кажется, что им совершенно необходим секундомер, каунтер, специальная программа для измерения поведения. На самом деле самые простые средства помогут вам измерить поведение.Важно!Данные должны быть записаны немедленно после демонстрации поведенияДанные должны быть записаны в полном (необходимом) объеме.Сбор данныхОтсутствие измерения может привести к:• Продолжению неэффективного вмешательства• Прекращению эффективного вмешательства.Собирайте данные тогда, когда это будет репрезентативно.Пример:•Измерять самоповреждающее поведение в конце обучающей сессии.•Измерять поведение тогда, когда вероятность того, что оно произойдет, малаПрямое измерение – это процедура оценки и измерения конкретных количественных характеристик поведения.Косвенное измерение – измерение характеристик, отличных от поведенияПолноинтервальный методЭпизодный методМоментный методОценка группового поведенияДля измерения поведения группы лиц используется перепись.Учитель наблюдает за группой учащихся в конце каждого интервала наблюдения, подсчитывает количество учащихся, которые заняты выполнением целевой деятельности, и фиксирует итог с учетом общего числаучащихся в группе.Поведенческие законыМотивация Антецедент Поведение Последствие Лекция 4Разработка эффективного вмешательстваТренинг функциональной коммуникацииВиды вмешательствПроактивные и реактивные методы вмешательствПоведенческий план ШАГ 4Разработка эффективного вмешательстваТренинг функциональной коммуникацииПрикладной метод, позволяющий снизить НП путем замещения НП социально-приемлемыми формами поведения, которые подкрепляются теми же последствиями, что и проблемное поведениеТренинг функциональной коммуникации – 1 ступеньПровести функциональный анализ или анализ для определения:1. Поддерживающих НП последствий и2. Предшествующих стимулов, «запускающих» НПТренинг функциональной коммуникации – 2 ступеньТренинг и дифференциально подкрепление социально-приемлемых формы коммуникации- Усилитель для функционального ответа тот же, что для НП- Коммуникативный ответ должен быть быстрым и не требовать больших усилий- Взаимосвязь между НП и усилителями нужно разрушить (например, гашение)Тренинг функциональной коммуникации – 3 ступеньОбобщить полученный опыт с разными людьми и в разных средах Важно! Правило обмена!Уменьшая НП, «выращивайте» новое альтернативное поведение Поведенческие вмешательстваСуществует 3 типа вмешательства для снижения НПВыбор приемлемого поведения1) Поведение должно быть в текущем репертуаре ученика;2) Требовать таких же или меньших усилий по сравнению с проблемным поведением;3) До начала вмешательства проявляться с частотой, которая дает достаточно возможностей для подкрепления;4) С большой вероятностью подкрепляться в естественном окружении ученика после завершения вмешательства. Подкрепление должно быть значимым, а его предоставление – неизбежным!Рекомендации:1) Убедитесь, что стимул является подкрепляющим.2) Выбирайте индивидуальные подкрепления, которые соответствуют естественным или искусственно созданным мотивационным условиям.3) Неуклонно и немедленно предъявляйте подкрепление.Дифференциальное ПодкреплениеВсе данные стратегии замещение поведения (DRA, DRO, DRL, DRI) работают по принципу усиления какого-то другого замещающего поведения (отсутствия,альтернативного, низкой частоты).Подкрепление не предоставляется после НП, но предоставляется после другого замещающего поведения.Проактивные методы коррекции направлены на профилактику нежелательного поведения.Если нежелательное поведение все же произошло, мы используем реактивные методы коррекции, то есть изменения последствий. Оно применяется, когда поведениеуже произошло!Важное примечание: для любой программы коррекции проактивные методы являются основными, а реактивные дополнительными.Избегание: ПРОАКТИВНЫЕОбучение функциональной коммуникации:- отказываться от нежелаемого- просить перерыв- просить помощь- остаться в одиночестве.Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения:- подкрепление адекватного отказа (снятие требований)- подкрепление адекватной просьбы перерыва (предоставление перерыва)- подкрепление адекватной просьбы о помощи (предоставление помощи).Стратегии предупреждения:- визуальное (текстовое) расписание- словесные напоминания.Стратегии использования мотивации:- Предоставление выбора материалов; порядка выполнения заданий; подкрепления- Принцип арки в подаче заданий- Предоставление отдыха или смены задания раньше того, как ребенок начал избегать- Предоставление подкреплений на регулярной основе- Обучение в те моменты, когда мотивация сильна- Заключение «сделки»: когда будет сделано .., ребенок получит…Избегание: РЕАКТИВНЫЕГашение: продолжение требований (возможно временно ослабить)Блокирование физических реакций избеганияПеренаправление на функциональную коммуникациюПеренаправление на расписаниеПовышение мотивации ребенкаСверхкоррекцияШтрафДоступ к желаемому: ПРОАКТИВНЫЕОбучение функциональной коммуникации: - просить желаемоеДифференциальное подкрепление альтернативного поведения: - подкрепление адекватной просьбы (предоставление желаемого).Обучение отдавать мотивационный предмет или прекращать мотивационную деятельность:- Стратегии предупреждения:- визуальное (текстовое) расписание- словесные напоминания.Стратегии использования мотивации:- Предоставление выбора материалов; подкрепления- Предоставление подкреплений на регулярной основе- Обучение в те моменты, когда мотивация сильна- Заключение «сделки»: когда будет сделано .., ребенок получит…Доступ к желаемому: РЕАКТИВНЫЕГашение: ребенок не получает желаемоеБлокирование физических реакций неадекватного доступаПеренаправление на функциональную коммуникациюПеренаправление на расписаниеТайм-аутСверхкоррекцияШтрафВнимание: ПРОАКТИВНЫЕОбучение функциональной коммуникации:- Просить о внимании (привлекать внимание)- Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения:- подкрепление адекватной просьбы о внимании (предоставление внимания)- Необусловленное предоставление усиления (внимания).Внимание: РЕАКТИВНЫЕГашение: ребенок не получает внимания в любой формеБлокирование физических реакций неадекватного привлечения вниманияПеренаправление на функциональную коммуникацию.Самостимуляция: РЕАКТИВНЫЕСенсорная диетаДифференциальное подкрепление альтернативного поведения:- Подкрепление участия в сенсорной диете- Визуальное расписание.Сенсорное гашение: ребенок не получает стимуляцииБлокирование физических реакций неадекватной самостимуляцииПеренаправление на элементы сенсорной диеты.НаказаниеВ том случае, если:1) Все применяемые проактивные процедуры и процедура гашения не привели к значительному эффекту;2) Поведение очень опасное и нужно немедленно снизить его частоту и интенсивность, по решению супервизора в программу могут быть добавлены процедуры наказания.! Запрещено применять процедуры наказания в том случае, если у вас нет четких указаний старшего специалиста.«Наказание» в ПАП является техническим термином, значение которого отличается отбытового.Мы применяем термин «наказание» для случаев, когда целевое поведение приводит к наступлению таких последствий, которые снижают вероятность его появления в будущем.Поддержание (сохранение) поведения- Тесно связано с обобщением. - Поведение будет существовать продолжительное время, если оно будет поддерживаться теми условиями, которые будут повторятся изо дня в день в естественной среде после окончания программы.Стратегии для поддержания поведения:использование правильного расписания для подкреплений,выбор поведения, которое будет получать подкрепление в естественной среде,переход к естественным стимулам,переход к естественному подкреплению,минимизировать ошибки во время обучения (чем меньше ошибок в процессеобучения, чем больше вероятность, что навык будет устойчивый),обучение самонаблюдению, записыванию за собой и самоподкреплению.Важно помнить:Не ожидайте автоматического поддержания навыка - этому нужно учить.Ищите естественные причинно-следственные связи в среде.Работайте над реально нужным/ важным поведением.Прерывайте и задерживайте подкрепление.Учите само-менеджменту.Планируйте постепенное уменьшение:подкреплений,подсказок,размера антецедентов.ШАГ 5Написание поведенческого планаПоведенческий планПисьменный план, составленный старшим специалистом. В поведенческом плане четкоописывается нежелательное поведение и тактики работы с данным НП. Тьютор должен уметь четко и последовательно работать по данному плану. Последовательность в выполнении поведенческого плана необходима!!!3 главные компонента поведенческого плана:- четкое определение целевого поведения- каким образом осуществляется коррекции- каким образом собираются данныеЭффективные поведенческие планы включают в себя манипулирование предшествующими факторами, последствиями и включают Подкрепление замещающего поведения.Работу с НП обычно начинают с наименее сильных вмешательств, и процедуры наказания никогда не используются в начале работы с НП.Методы наказания такие как насильственное удержание, запирание, предоставление аверсивных стимулов запрещено использовать как методы работы с НП (исключение - опасные эпизоды поведения).Для эффективной работы с НП поведенческий план должен выполняться именно так как описано в программе всеми участниками коррекции.Вербальное поведениеКлассы вербального поведенияВспомогательная и альтернативная коммуникацияРечьВ Толковом словаре Ушакова:речь – это способность пользоваться языком слов.речь – один из признаков, отличающий человека от животных.В определение Н.Д. Арутюновой под речью нужно понимать:речевую деятельность как процесс говорения;речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.Теории происхождения речиОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН РЕЧИТРИ ОСНОВНЫЕ ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ГРУППЫБиологическиеРечь зависит от физиологических процессов и свойств. Ноам Хомский утверждал, чтоязыковые способности являются генетически унаследованными и человек обладает ими с рождения.КогнитивныеСторонники когнитивных теорий предполагают, что за речь отвечают мозговые системы обработки, которые воспринимают, классифицируют, кодируют, шифруют и хранят речевую информацию.Блум и Пиаже, в своих работах, рассматривали устную и письменную речь, как структуру мышления.Когда ребенок не говорит, с точки зрения когнитивной теории,причину принято искать в том, как протекают его когнитивные процессы.В этом случае программа коррекции направлены на развитие когнитивных способностей.ФОРМАЛЬНЫЕ СВОЙСТВАТопография (то есть форма, структура) вербальной реакцииФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВАВключают в себя причины вербальной реакцииВербальное поведение - это поведение, которое усиливается посредством других людей.Скиннер определил язык как обученное поведение, находящееся под функциональным контролем обусловленностей окружающей среды.ВП - это коммуникация или взаимодействие между людьмиВП - это набор реакций, которые влияют на поведение другого человекаВП - это коммуникация с помощью речи и посредством других не вокальных способовВП - это движение мышц артикуляционного аппаратаПо определению Скиннера, вербальное поведение включает в себя как вокальное вербальное поведение (слова) так и невольное вербальное поведение (невокальную коммуникацию)Единицей анализа вербального поведения является вербальное действие.Вербальное действие - функциональная взаимосвязь между вербальное реакцией и факторами окружающей среды;Скиннер избегал терминов «экспрессивный» и «рецептивный». Он определил вербально поведение как взаимодействие между говорящим и слушателем;Скиннер четко разграничивал роль говорящего и слушателя;Говорящий получает доступ к подкрепляющим стимулам посредством изменения поведения слушателя;Слушатель предоставляет подкрепляющие последствия для поведения говорящего, делая такое поведение характерно устойчивым;Основные категории вербального поведенияМандВербальный оперант, при котором говорящий просит (заявляет, требует, подразумевает и пр.) о том, что ему нужно или чего он хочет;Особенность в том, что он контролируется мотивационными условиями и специфическим подкреплением;Первый вербальный оперант, осваиваемый ребенкомЕдинственный тип вербального поведения, в результате которого говорящий получает непосредственную выгоду. Что можно попроситьПредмет (в присутствии и отсутствии предмета)ДействиеПомощьПрекратить неприятное событиеВниманиеИнформацияТактВербальный оперант, при котором говорящий называет непосредственно воспринимаемые предметы и действия;Вербальный оперант, контролируемый невербальным дискриминативным стимулом и вызывающий генерализованное условное подкрепление.примерыПредметы/люди в окружающей средеДействия в окружающей средеЧувства/внутренние состоянияЭхоВербальный оперант, который предполагает наличие вербального (голосового) дискриминативного стимула и реакции в виде точного воспроизведенияуслышанного;приводят к получению генерализованного условного подкрепления, такого как похвала или внимание.примерыОбучению произношению словКак подсказка к манд/такт/интравербальномуповедениюИнтравербальное поведениеВербальный оперант, представляющий собой дифференцированную реакцию говорящего на вербальное поведение окружающих;Типично развивающиеся дети постоянно прибегают к интравербализации - когда поют песни, рассказывают что-нибудь, описывают свои занятия, объясняют трудную ситуацию;Кроме того, интравербализация - важный компонент многочисленных элементовинтеллектуального репертуара;Характерно то, что вербальный дискриминативный стимул вызывает вербальную реакцию, не имеющую буквального соответствия с этим стимулом.Как и все остальные вербальные операнты (за исключением реакций типа манд), интравербализация приводит к получению генерализованного условногоподкрепленияюпримерыЗавершение социальных утверждений/песен/стиховОтветы на вопросыПоведение слушателяСкиннер указывал, что для вербальной коммуникации требуются и говорящий, и слушатель.ГоворящийТот, кто может регулировать или направлять поведение других людей, используя различные топографии вербального поведения или речь, в качестве инструмента (звук (речь)/жест/знак/текст)СлушательТот, чье поведение определяется вербальным поведением других людейСледование инструкциямСадись Хлопни в ладошиПрыгайЗакрой окноРазличение стимуловГде папа? У кого хвост?Покажи ушиПокажи зеленое яблокоПоведение слушателя:трехкомпонентная последовательностьПредшествующие факторыВербальный стимул: слышит инструкцию/слышит название стимулаРеакция Невербальная: Выполняет инструкцию/показывает верный стимулПоследствияГенерализованное условное подкреплениеТаким образом, операнты манд, такт и интравербальное поведение в совокупности спо-собствуют развитию беседы:1. репертуар, связанный с выражением просьбы (мандом), позволяет говорящему задавать вопросы;2. репертуар, связанный с называнием предметов (тактом), делает возможным вербальное поведение, связанное с актуальным предметом или событием;3. интравербальный репертуар позволяет говорящему отвечать на вопросы и говорить (и размышлять) об отдаленных предметах и событиях.Руководящий контроль и пэйрингЖетонная ситемаПодсказкиОбучение отдельными блокамиРуководящий контрольПервая ступеньПокажите ребенку, что вы контролируете поощрения.Вы должны быть источником мотивационных (любимых) вещей и действий, все самое хорошее должно исходить от Вас, и при этом отсутствовать в свободном доступе у ученика.Вторая ступеньПокажите ребенку, что с Вами весело!Третья ступеньПокажите, что вам можно доверятьЕсли вы дали какое-то задание и инструкцию - это действительно придется сделать. Это ПРАВИЛО.Если мы сказали что-то и не потребовали выполнения, то мы обучили тому, что не нужно (не всегда нужно) выполнять и слушать то, что мы говорим.Четвертая ступеньПокажите ребенку, что выполнять ваши требования и задания в его же интересах.Пятая ступеньНа начальном этапе установления руководящего контроля поощряйте каждую правильную реакцию ребенка!Шестая ступеньВыявляйте и изобретайте новые мотивационные предметы и действия.Седьмая ступеньПокажите ребенку, что игнорирование и невыполнение Ваших инструкций, просьб или демонстрация нежелательного поведения НЕ ПРИВЕДЕТ к получению поощрений.Также помните, что внимание тоже может являться поощрением!Пэйринг (Pairing) – работа в пареВы всегда находитесь в паре с подкреплением, и со временем сами становитесь поощрением для ребенка, т.к. мотивационная ценность поощрения переходит и на Вас, и ученик будет предпочитать находиться с вами, чем быть одной.Pairing занимает не менее 75 % и свободен от требований: Вы просто весело проводите время.Важно видеть, что это действительно нравится ребенку, а не заставлять, например, играть в куклы, потому что другим детям нравится играть в куклы. Тут главное интересы учащегося, какими бы неинтересными они Вам ни казались.Вместе с поощрением всегда используйте похвалу, чтобы это также приобретало мотивационную ценность.Подсказка (prompts)Стимул, помогающий вызвать реакциюУменьшает вероятность ошибки, и понижает мотивацию к уклонению от занятий.Улучшает и увеличивает скорость реакции.Улучшает внимание и сосредоточенность на учебном материале.Уменьшает неприемлемое поведение.Основной принцип - применение в подходящее время, и своевременное прекращения их использования.Начинайте с той подсказки, при которой ответ/поведение точно произойдетПодсказка используется сразу после определенной инструкции, или одновременно с ней.Если подсказка происходит уже после реакции - это осложняет обучение, и препятствует переносу контроля на основной стимул.Даже если вчера ребенок выполнял реакцию самостоятельно, но сегодня затрудняется это сделать - нужно дать подсказку, постепенно убрать ее - от обучающего блока к блоку, и закрепить самостоятельную реакцию.Подсказка используется в трех случаях:Если навык не сформирован (в начале обучения);Если реакция происходит, но не каждый раз после предъявления инструкции (происходит редко, навык не устойчивый);Если попытка реакции происходит, но ребенок в ходе выполнения ошибается (нарушен контроль стимулов): здесь выполняется процедура коррекции ошибки, включающая подсказку.Все подсказки делятся на 2 большие группы:Подсказки внутри стимула (для стимула);При этом подсказка внутри стимула появляется одновременно со стимулом. По сути, это такое видоизменение стимула, которое само по себе является подсказкой;В тексте выделить ответ на вопрос цветным маркером;Выделить жирным шрифтом целевое слово;Сделать целевой стимул ярче.Цветовое кодирование;Подсказка местоположением;Выделение верного ответа (курсив, подчеркивание)Подсказки вне стимула (подсказки для реакций).А подсказка вне стимула (для реакции) предоставляется строго после стимула.Физическая помощь: тьютор предоставляет частичную или полную физическую помощь в выполнении задания.Полная физическая помощь также называется подсказкой “рука-на-руке”. В рамках данного метода тьютор выполняет задание рукой ребёнка.Также существует частичная физическая помощь. Она может использоваться только для части выполняемого задания в том случае, если ребенок затрудняется выполнить какую-то часть цепочки действий.Вербальная подсказка: тьютор предоставляет вербальную модель действия.Вербальная подсказка также может быть полной и частичной.Полная вербальная подсказка как правило используется при обучении речевым навыкам.Частичная вербальная подсказка может являться уменьшенной подсказкой.Жестовая подсказка: тьютор использует жесты, чтобы предоставить подсказку.Например, показывает на правильный предмет, указывает в нужную сторону, кивает головой.Текстовая подсказка – это список необходимых действий или напоминание о том, что нужно сделать до или после выполнения цепочки действий.НЕЛЬЗЯ!Подсказка никогда не предоставляется перед стимулом.Также недопустимо давать подсказку после неверной реакции.Удаление подсказок - это постепенное изменение предшествующих факторов, происходящее на протяжении нескольких блоков.Изменение производится таким образом, что реакция происходит после частично или полностью видоизмененного предшествующего стимула.Удаление подсказок - это постепенный процесс, который требует большой внимательности и опыта.Удаление подсказок не может быть слишком быстрым, так как в этом случае ученик начинает ошибаться, что приводит к затрате лишнего времени на обучение.При этом этот процесс не должен быть слишком медленным, иначе существует риск развития зависимости от подсказок.Обучение отдельными блоками – это специальная методология обучения, направленная на максимальное освоение навыков посредством специальной организации среды и материалов учителем/тьютором.Обучение отдельными блоками обычно используется в ситуации, когда ученику сложно следовать подсказкам, происходит нежелательное поведение, он не демонстрирует навыков сопоставления или имитации. Часто используется для обучения коммуникативным, когнитивным, игровым, социальным, а также навыкам самооблуживания.Чаще всего таким образом обучают тактам и поведению слушателя, т.к. данные навыки сложно тренировать в натуральной среде.1. Разделение навыка на элементы2. Обучение каждому отдельному элементу до полного освоения навыка3. Концентрированное обучение4. Предоставление подсказок и их постепенное убирание5. Использование методики подкрепленияКомпоненты Отдельного Блока1. Антецедентный стимул (вопрос, инструкция, объект), который создает ситуацию для ответа ученика,2. Ответ ученика и ...3. Предоставленное учителем последствие (поощрение правильных ответов, подсказка или коррекция ошибки) для ответа ученика.Предшествующий стимул - антецедентСтимул - все то, что можно увидеть, почувствовать, услышать.Примеры стимулов: цветок, картинка цветка, запах цветка, кто-то говорит цветок.В ABA программе используется термин антецедент или дискримитативный стимул. Дискриминативный стимул это такой стимул, который вызывает определенное поведение.Цель обучения: сделать просто стимулы дискримитативными стимулами или антецедентом, то есть сделать так, чтобы эти стимулы вызывали определенное поведение. Это достигается усилением/поощрением реакции в присутствии такого стимула.Блок имеет четко определенное начало.Событие, с которого начинается блок, должно стать для него сигналом, что за правильную реакцию он получит положительное подкрепление – дискриминативный стимул (антецедент).В начале – максимально простые инструкции.Оптимальный темп (3-5сек на ответ).Следите за вниманием.Виды антецедент часто используемых в ABA программе:ВербальныеПокажи нос (вызывает реакцию показать нос)Как говорит собака? (вызывает реакцию сказать ав-ав)Скажи А-А-А (вызывает реакцию сказать а-а)Невербальные◦ Проезжающая машина (вызывает реакцию сказать машина)◦ Фотография машины (вызывает реакцию сказать машина)◦ Две одинаковые карточки машины (вызывает реакцию сопоставить карточки вместе)В обучении часто используются комбинации верабальных и невербальных антецедентов: держать картинку машины и спросить Что это?, дать конструктор и сказать Собери, как на картинке.Все антецеденты, которые тьютор предоставляет ребенку, четко описаны в программе.Правила предоставления антецедентаПривлечь внимание ребенка до предоставления антецедента.Избегать постоянного использования имени ребенка при предоставлении антецедент (формирование зависимости, не используется в норме, не нужно компенсировать таким образом невнимание ребенка - нужно обучать его обращать внимание на оригинальный антецедент).Избегать постоянного повторения антецедент без предоставления последствий (учит не реагировать на антецедент.Использовать именно тот антецедент, который указан в программе (в противном случае прогресс замедляется);Четкие антецедент, если иное не указано в программе (Где ЯБЛОКО? или ЯБЛОКО, а не Покажи-ка мне, где у нас тут яблоко?)Реакция ребенка только после предоставления всего антецедента (Где кукла? - ребенок реагирует, а не Где… и ребенок реагирует)Реакция ученикаЧетко определенная и прописанная реакция с постоянными критериями.Критерии меняются по мере освоения.Обязательно подкреплять спонтанное желательное поведение.Блок считается невыполненным, если нет реакции в течение 3-5 сек.Угадывание – ЗАПРЕЩЕНО!Самокоррекция – допустима и поощряема.В процессе обучения ребенок будет демонстрировать:◦ правильные реакции (нужная реакция, четко описанная в программе после нужного антецедент);◦ неправильные реакции (реакции отличные от описанных в программе);◦ отсутствие реакции (нет реакции на антецедент).Критерии реакции- Четкое представление о том, что такое правильная реакция (описана в программе супервизором).Принимать реакцию «Маша кладет карточку на такую же карточку из двух» - это значит, что Маша должна класть именно из 2х и именно НА карточку. Непоследовательность приведет к замедлению освоения или отсутствию навыка.- Отсутствие дополнительных реакций вместе с целевой. Вася отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» и одновременно бьет тьютора ногой.Время между антецедентом и реакцией должно составлять не более 5 сек, чтобы засчитать реакцию как правильную.Петя отвечает на вопрос Как дела? спустя 10 секунд, в натуральной среде это неприемлемо. Более долгое время на реакцию может быть определено индивидуально в программе ребенка в зависимости от обучаемого навыка (найти картинку на большой/сложной картинке в книге)Последствие - подкрепляющий стимулПодкрепление – это ответная реакция, которая сигнализирует о том, что реакция была правильной и повышает вероятность повторного проявления правильной реакции.Последствия запланированы заранее.Следить за мотивацией ребенка.Как можно скорее свести к естественному графику частоты, задержки и интенсивности.Дифференцированные последствия.Информативная, описательная ответная реакция (Ты написал ровно в клеточке! / Ты не смотришь).Последствие- стимул, следующий за целевым поведением.Самый важный компонент отдельного блока. Влияет на то, будет ли целевое поведение усиливаться или ослабевать.Поощрение - главный элемент обучения новым навыкам. Это стимул, который предъявляется непосредственно после целевого поведения и увеличивает вероятность появления данного поведения в будущем при сходных обстоятельствах.Это увеличивает частоту поведения в будущем.Подкрепляющий стимул - все то, что увеличивает вероятность появления поведения в будущем.Правила предоставления последствияПредоставлять поощрение сразу после реакции - в течение секунды (исследования показывают, что задержка поощрения на несколько секунд грозит замедлением обучения или отсутствием его).Поощрение должно быть таким, чтобы его было легко предоставить и легко заблокировать (чупа-чупс, качели).Возможные виды последствий предоставляемых тьютором при обучении ребенка:◦ Подкрепление◦ Процедура коррекции ошибкиРазрабатывать условные поощрения (похвала, жетоны)- поддерживают поведение в натуральной среде.Поощрять спонтанные реакции в течение дня (выполнение инструкций, просьбы).ВНИМАНИЕ!!! Если частота поведения не увеличивается - то это не подкрепление, а стимул - не подкрепляющий!!Правильная реакция – поощрениеНеправильная реакция – процедура коррекции ошибкиПроцедура коррекции ошибкиТренинг отдельных блоковМного последовательных блоков.Блоки либо повторяются, либо меняются.Перерыв между блокамиСледует регулировать перерывы между блоками для поддержания оптимального темпа задания◦ Слишком быстро – много ошибок, перевозбуждение у ребенка◦ Слишком медленно - невнимательностьИспользование коротких перерывов между блоками увеличивает эффективность.Смешивание блоковСмешивание: замешивание в одном подходе блоков с уже освоенными целями или освоенными на половину улучшает эффективность тренинга отдельными блокамиПрименение тренинга отдельными блокамиТренинг отдельными блоками должен проводится с использованием привычных материалов и поощрений, которые представлены в повседневной жизни и среде, где и будет использоваться данный навык.Процедура обучения методом отдельных блоков должна строится таким образом, что стимульный контроль переходил от спланированных материалов и реакций к более натуральным антецедентам.Применение тренинговОбучение имитацииТренинг имитацииСпособ обучения ученика имитации того, что делает модель.Тьютор моделирует любое действие, и ученик повторяет его с очень маленькой латентностью.Тьютор дает инструкцию Делай так плюс делает действие, а ученик повторяет в точности это действие.Типы имитацииИмитация мелкой моторики: движения пальцев и кисти рук◦ Обучение языку знаковИмитация крупной моторики: крупные движения (Прыжки, хлопанье, топанье, размахивание)Имитация с предметом: катать машинку, стройка из блоковВажно при обучении игровым навыкамОбучение навыкам имитацииПомните, что ученик должен быть способен следить и/или переводить взгляд на модель для эффективной и успешной имитации.Ученик должен обладать базовыми навыками, такими как следование инструкциям (руки вниз, держать статичную позу некоторое время, следить взглядом и т.д.).Запланированная модель◦Инструктор (придуманный)Незапланированная модельСверстники(Первостепенная цель & outcome)МоделингМодель – это антецедент, который запускает поведение имитацииМодель должна быть контролирующей переменной любого имитационного поведенияЗапланированные и незапланированные моделиЗапланированные модели:Заранее приготовленный антецедент, который способствует обучению (инструктор, учитель, терапист, видео)Незапланированные модели:Все предшествующие стимулы, которые обладают способностью запускатьповедение имитации, потенциально являются незапланированнымимоделями Например, дети в социальных ситуациях.Навык следования инструкциямТренинг следования инструкциямОбучение следованию инструкциям является необходимым элементом при освоении навыков.◦ Иди сюда◦ Садись◦ Пойдем◦ Стоп◦ ЖдиСамообслуживаниеСопоставление с образцом Образец лежит перед учеником, и ребенок должен найти и сопоставить подходящий образцу стимул. Затем добавляют 2-3 стимула-дистрактора. Реакция, при которой ученик сопоставляет картинку к образцу, поощряется.МоделингМодель – это антецедент, который запускает поведение имитацииМодель должна быть контролирующей переменной любого имитационного поведенияЗапланированные и незапланированные моделиЗапланированные модели:Заранее приготовленный антецедент, который способствует обучению (инструктор, учитель, терапист, видео)Незапланированные модели:Все предшествующие стимулы, которые обладают способностью запускатьповедение имитации, потенциально являются незапланированнымимоделями Например, дети в социальных ситуациях.МоделингМодель – это антецедент, который запускает поведение имитацииМодель должна быть контролирующей переменной любого имитационного поведенияЗапланированные и незапланированные моделиЗапланированные модели:Заранее приготовленный антецедент, который способствует обучению (инструктор, учитель, терапист, видео)Незапланированные модели:Все предшествующие стимулы, которые обладают способностью запускатьповедение имитации, потенциально являются незапланированнымимоделями Например, дети в социальных ситуациях.Поведение слушателя (Рецептивное)Следовать инструкциям или соглашаться с просьбами остальных.◦Одень ботинки◦ Дай мне свой рюкзак◦ Сделай домашнее задание◦ Назови штуку, которую можно естьПоведение слушателя и Класс, Функция и Признак предметаПризнак◦ Части предмета или описательные характеристикиФункция◦ Типичное действие, которое совершает предмет или совершают с ним или его классом предметовКласс◦ Группа предметов, к которой относиться данный предметБезошибочное обучениеОбучение новым навыкам: даем подсказки сразу, не ждем когда ребенок ошибетсяПример: мыть рукиИндивидуальные формы подсказкиПринцип минимизации ошибкиОсновой метода является частое и интенсивное использование подсказок.Благодаря подсказкам у ученика с самого начала появляются правильные реакции, которые незамедлительно закрепляются с помощью поощрений.Необходимо постепенно снижать уровень помощи (подсказки), но так, чтобы ребенок каждый раз оказывался максимально успешным.С одной стороны, использовать максимальную подсказку, необходимую для успешного выполнения заданияС другой – подсказка должна быть минимально необходимой, чтобы ее легко было убратьДать ребенку инструкцию.Незамедлительно дать сильную подсказку.И, как только ребенок выполняет нужное действие, дать поощрение.Основной сложностью является своевременное и последовательное уменьшение подсказки.Резюме по безошибочному обучениюПодсказки – это предшествующий стимулИспользуйте индивидуальные, наиболее эффективные для ребенка подсказкиИспользование дифференциального подкрепленияМанипулируйте параметрами подкрепления (количество, тип)Альтернативная и дополнительная коммуникацияВиды коммуникацииЯзык жестов ВокализацииСистема обмена карточкамиПисьмо Устная речь и пр.АДК«Область клинической практики, которая пытается компенсировать (временно или постоянно) ограничения и инвалидизацию людей с тяжелыми коммуникативными расстройствами»«Способ научить и по возможности компенсировать постоянные или временные нарушения, приводящие к ограничению общественной жизни и социальноговзаимодействия лиц с тяжелыми нарушениями развития языка и речи, с нарушениями понимания речи, как устной, так и письменной» (ASHA, 2005)Кому нужна АДКЛюди с нарушением коммуникации;Люди, которые скорее всего никогда не смогут общаться с помощью чего-то кроме альтернативной системы коммуникации.Коммуникативным партнерам таким образом также необходимо владеть системой АДК;Люди, которым система АДК нужна на определенный период или в определенной ситуации:а) потребность в АДК у которых продиктована задержкой или нарушениями развития,б) обращаются к альтернативной коммуникации в определенной ситуации.Система АДКБез использования дополнительных средств:Мануальные жестыЖестикуляция, мимика, язык телаС использованием дополнительных средств:Системы на основе изображений:1. Система коммуникации обмена изображениями (PECS)2. Коммуникативные доскиСистемы на основе синтезаторов речи:1. iPad2. Устройства генерации речи (коммуникаторы)Коммуникация при помощи жестовПервые исследования, описывающие применение жестов в сфере работы с детьми с аутизмом появились в 70-е годы;Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон, жестовая речь Пагет Гормана и точный жестовый английский;Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов;- Партнеры должны знать и понимать жесты- Трудности с исполнительными функциями+ Всегда в доступе+ Можно развить до полноценного аналога речи+ Более естественная, гибкая и простая для восприятия в процессе общения, включает зрительный контактВизуально-графические системы не требуют хорошо развитых навыков имитации, более понятны и конкретны;Визуальные средства коммуникации доказали свою эффективность, т.к. опирались на основной базовый навык людей с аутизмом – визуальное восприятие;Было создано множество различных знаковых систем,начиная с системы Bliss (Bliss, 1965; Blissymbolics Communication International, 2011) и Rebus (Widgit Software, 2002; Woodcock, Clark, & Davies, 1968), затемPictogram (Maharaj, 1980) и Picture Communication Symbols (Mayer-Johnson, 1981);- Низкая скорость коммуникации- Нужно носить с собой- Трудно вести беседу- Трудно передать грамматические и семантические особенности речи- Нужен доступ к технологиям, программам методикам и Материалам+ У людей с РАС лучше развито визуальное восприятие+ Меньше приходится запоминать+ Родителям легче понять ребенка+ Проще подсказывать — навыки визуального различенияКоммуникационная система обмена изображениями (PECS)Бонди и Фрост (1994) создание метода, названного Picture Exchange Communication System (PECS). Черты, которые отличают PECS от других визуально-графических систем – необходимость строго следовать при обучении шестишаговой системе,описанной в руководстве и особое внимание, уделяемое самой процедуреобмена, из рук в руки.Коммуникативные доскиВизуальные символы, которые организованы по темам;Доска может быть как портативной, так и стационарной, когда доска постоянно стоит на одном и том же месте;Выбор одна и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.Устройства с синтезаторами речи и компьютерные технологииУстройства с синтезаторами речи могут дать "голос" невербальным детям с РАС;После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство.Какая модель или метод больше всего подойдетТри основных метода: жестовый язык, графические АДК, включая PECS, и графические АДК используемые на устройствах с синтезаторами речи все в равной степениэффективны в качестве средств поддержки коммуникации и развития речи.«Люди с РАС – очень разрозненная и широкая группа, последние данные дают нам основание утверждать что выбор АДК должен делаться на основе специфическихзадач, актуальных для пользователя, и его индивидуальных особенностей, а не на основе общих рекомендаций и предписаний»Когда можно начинать использовать АДКВ период между 1980-90 годами, существовала точка зрения, что для успешного освоения АДК пользователь должен обладать некоторыми предварительными навыками. Среди них была способность различать картинки и символы, умение долго сидеть на одном месте;Сейчас говорят, что АДК – важный инструмент в процессе развития коммуникации, который никогда не поздно начать использовать;Если и нужны какие-то предварительные навыки, то они нужны коммуникативному партнеру, а не ребенку.АДК тормозит или подстегивает развитие речи?Был сделан вывод что АДК очевидно не оказывает негативного эффекта на развитие речи;Оказывает положительное влиянии на развитие речи, но в большинстве случаев это сопутствующий эффект, поскольку цель большинства вмешательств на основе АДК — развитие коммуникации, а не устной речи;Большинство существующих исследований говорят о том что АДК может подстегнуть развитие речи у детей с РАС.Как сделать выбор?На сегодняшний день нет объективных данных, говорящих в пользу превосходства одной системы АДК над другой;Оценка коммуникативных навыков;Определение целей формирования коммуникативных навыков;Наибольшей эффективностью по всейвидимости обладают мультимодальныеподходы.Матрица общения/коммуникации Что нужно, чтобы АДК работала в повседневных ситуациях?Введение системы АДК может быть трудно, затратно, но при правильном подходе все работает;Командный подход;При планировании АДК решения основные усилия следует направить на изменение окружающей среды и социального окружения ребенка.Шэйпинг Обучение по цепочкеФормирование реакции ShapingПредставляет собой процесс дифференциального усиления успешных, приближенных к целевому поведению попыток.Процесс происходит до тех пор, пока не будет сформировано устойчивое конечное поведение.В процессе демонстрации поведения учеником мы поощряем наиболее приближенные к конечной цели реакции и перестаем поощрять менее качественные реакции.Впоследствии старые формы поведения исчезают и заменяются новыми, частота которых постепенно растет.ПримерОсобенностиВ зависимости от сложноcти целевого поведения и от уровня развития навыков ученика, может потребоваться разное количество попыток и промежуточных критериев, прежде чем ученик достигнет критерия.Время, которое потребуется на обучение целевому навыку, редко можно рассчитать заранее.ОграниченияНе применяется для опасного нежелательного поведения.Поведенческие цепочки Behavior chainОпределениеОбучение цепочкой это один из типов процедуры обучения навыка, который представляет собой последовательность действий.ПримерПоведенческие цепочки1. Многие последовательность действий, привычные нам, являются поведенческими цепочками.2. Только те последовательности, реакции в которых устойчиво происходят в определенном порядке, смежно по времени, являются поведенческими цепочками.Перед началом работы следует построить алгоритм задачи и определить текущий̆ уровень мастерства, то есть степень самостоятельности и уровень качествареакций в цепочке.Пример: алгоритм задачиНалить воду в стакан из кулера1. Подойти к кулеру2. Взять пустой и чистый стаканчик3. Поставить стаканчик под клапан4. Нажать на клапан5. Набрать воды в стакан, чтобы она не перелилась6. Отпустить клапан7. Выпить воду8. Выбросить пустой стаканчикПодготовительный этапДля определения текущего уровня можно использовать:1. метод одной возможности;2. метод многих возможностей.Типы поведенческих цепочекОт начала к концу1. Каждый элемент цепочки изучает по очереди, одно действие в единицу времени в той последовательности, в которой они происходят в обычной жизни2. Используются подсказки и постепенно снижение уровня подсказок при тренировке каждого звена3. Поощрение предоставляется в конце того элемента, который актуально изучается в том случае, если достигнут критерий успешности, а предыдущие элементы цепочки были выполнены самостоятельноОт конца к началу1. Каждое звено цепочки изучается отдельно, шаг за шагом, однако в обратной последовательности, с последнего звена цепочки2. Используются подсказки и постепенно снижение уровня подсказок при тренировке каждого звена3. Поощрение предоставляется В КОНЦЕ ВСЕЙ ЦЕПОЧКИ в том случае, если при выполнении актуального звена был достигнут критерий успешности, а последующие звенья цепочки были выполнены самостоятельноОбучение всей цепочки целикомОбучение цепочки целиком - это метод предоставления задания, в рамках которого ученик пытается выполнить все шаги от самого начала до конца цепочки.1. Ученик уже умеет выполнять действия цепочки, но не умеет делать это в правильной̆ последовательности.2. Имеет хороший̆ репертуар имитации.3. Сама цепочка не слишком сложная или комплексная.Подойти к кулеру самостоятельноВзять пустой и чистый стаканчик самостоятельноПоставить стаканчик под клапан жестовая подсказкаНажать на клапан самостоятельноНабрать воды в стакан, чтобы она не перелилась вербальная подсказкаОтпустить клапан самостоятельноВыпить воду самостоятельноВыбросить пустой стаканчик жестовая подсказкаЧто выбрать?Исследования показывают, что нет однозначного ответа на вопрос, какой̆ способ обучения цепочкам поведения лучше.Групповые занятия Групповые обусловленностиФронтальные занятияТрудности проведенияРазные формы НПРазные системы подкрепленияМного детейЦель ФУ1. Ориентироваться на других детей̆2. Понимать фронтальные инструкции3. Отвечать с места и у доски4. Работать по цепочке, в паре, в группеПредварительная работа1. Определение целей в АОП/ИОМ2. Выявление дефицитов УУД и академических навыков3. Разделение на подгруппы4. Рабочая программа (календарно-тематическое планирование)5. План урока (чему хочу научить – как буду учить – как проверю, что научил)• Рутина (начало и конец урока, физминутки и т.д.)• Универсальные учебные действия• Хоровые ответы, поднимание карточек и т.д.• Задание на листах• Задание в парах• Задание у доски• Индивидуальный ответ• Раздаточный материалЦели в зависимости от АООПАООП 8.1-8.2: академические навыки, универсальные учебные действияАООП 8.3: академические навыки, базовые учебные действияАООП 8.4: общие учебные навыкиОрганизация пространства1. Столы2. Доска3. Парты4. Поверхность для стимульного материала5. Возможность подойти к каждому из учеников6. Визуальный план урока7. Групповые жетоны8. Правила поведения9. Звуковые сигналы10. Динамические паузыСтруктура урока• Единый алгоритм урока внутри одного предмета• Внесение ритуалов (меток)• Визуализация алгоритма урока (сколько заданий, какая последовательность заданий, когда перерыв)• Динамические паузы
  • Подготовка к изменениям, особенно, если они касаются не всего класса
  • Подбор размера задания так, чтобы дети заканчивали одновременноПостепенное привнесение новых элементов в структуру урокаГрупповой урок• Придерживайтесь максимально одинаковой̆ структуры, чтобы сформировать стереотип работы в группе• Выберите не более 5 видов деятельности и повторяйте их на каждом уроке• Как только эти виды деятельности станут рутиной, можно расширять
  • Задания должны быть самые простые – так как фронтальный урок это очень тяжело
  • Все сложное – на отработку с тьютором индивидуальноПроизносите инструкцию ОДИН раз, подкрепляя ее наглядностью или моделью выполнения• Используйте короткие фразыТьюторы максимально молчаливы• Обратная связь от учителя• Больше используйте задания практической направленности – покажи, наклей, обведи и т.д.• Давайте домашнее задание практической направленности (понаблюдать и отметить, найти на улице, сфотографировать, нарисовать и т.д.)• Все результаты работы собирайте в папки• Подумайте, сколько тьюторов необходимо на урокеРесурсный классПодготовка к выходу в регулярный классАвтономный классОбучение в одних условиях (с одним учителем)Одинаковая программаДети примерно одного уровня функционированияНа что стоит обратить внимание• Дети, которые просто сидят на одном урок – это не всегда фронтальный урок• Работа по очереди• Помощь каждому• Постоянное ожидание• Работа на сильных / слабых и т.д.Распространенная педагогическая ошибка: считать, что раз ребенок внимательно слушает, значит, он чему-то учится.Одна тема – много уроков/один урок – много темИнтегрированный день/неделяТема проходит через весь день, через все урокиИнтегрированный урокВ одном уроке несколько учебных дисциплинПрезентация темы урокаДемонстрация /моделирование (показ того как нужно сделать)Совместное выполнение (вместе со взрослым)После демонстрации сам за взрослым или другим ребенкомПо образцу с пошаговой инструкциейПо образцуВарианты работы в группеСовместное преподаваниеПараллельное преподавание: Класс разделен на группы. Учитель и тьютор преподают одно и то же, но каждый своей группе с учетом особенностей детейПреподавание по станциям: Каждый педагог ведет свою тему сначала для однойгруппы, потом для другой. Ученики переходят от одного педагога к другомуПреподавание в команде: Два педагога совместно ведут урок. Оба активно участвуютПопеременное преподавание: Один преподает, второй ассистирует
  • Альтернативное преподавание: Один педагог ведет урок для всего класса. Второй работает с маленькой группой (одним ребенком)
  • Помощник учителяОдин педагог ведет урок для всего классаВторой педагог помогает в течение урока тем детям, которым нужна помощьТьюторское сопровождение1. Ребенок за отдельной партой с тьютором2. Ребенок за партой вместе с одноклассником, тьютор рядом3. Ребенок за партой вместе с одноклассником, тьютор на расстоянии4. Тьютор по согласованию с учителем покидает класс во время тех уроков, когда ученик с РАС наиболее самостоятелен5. Тьютор приходит в класс на те уроки или виды деятельности, где необходима дополнительная помощь для ученика с РАС или других учеников6. Тьютор приходит в класс по приглашению учителя для решение каких- либо возникших трудностей̆Чеклист для учителей: управление поведением в классеРассмотрите каждую из приведенных ниже рекомендаций и оцените уровень собственной квалификации как:«О» («опытный специалист, обладающий навыками в данной области»)«Н» («нуждаюсь в совершенствовании данного навыка»)«О» «Н» Я обозначаю правила в форме положительных утверждений, которые говорят учащимся, что они должны делать«О» «Н» Это правила не перегружают общешкольные правила«О» «Н» Я обозначаю перечень последствий, начиная с самого мягкого ослабления до самого жесткого«О» «Н» Я знаю все способы подкрепления за проявление соответствующего поведения«О» «Н» Я стараюсь с юмором относиться к некоторым ситуациям. Я не наказываю детей за умеренное паясничество«О» «Н» Я шучу или отвлекаю детей с целью перенаправить легкое нежелательное поведение«О» «Н» Мои стратегии в равной степени относятся ко всем учащимся. Я не допускаю ситуаций, в которых слезы или просьбы о снисхождении удерживают меня от реализации последствий«О» «Н» Я избегаю "пустых комментариев" (например, "Твой рюкзак лежит на проходе", " Ты разговариваешь)«О» «Н» Когда учащиеся ведут себя нежелательным образом, я даю им ясные, твердые инструкции к определенным действиям (например, "Откройте книгу", "Пожалуйста, вернись сейчас на свое место " и т.п.). Или же я спрашиваю: "Что ты сейчас должен делать?"«О» «Н» Если мои инструкции не выполняются, я реализую первый вариант из своего списка. Я не использую следующее последствие из списка только для того, чтобы припугнутьучащихся«О» «Н» Я постоянно соблюдаю правила продвижения по иерархии последствий«О» «Н» Я контролирую свои эмоции во время управления дисциплиной«О» «Н» Я никогда не повышаю голос на учащихся (за исключением ситуаций серьезной опасности)«О» «Н» Я использую уважительную форму при управлении дисциплиной«О» «Н» Я использую спокойный, твердый, тон при реализации последствий«О» «Н» Я никогда не читаю нотации«О» «Н» Я никогда не упрашиваю вести себя соответствующим образом«О» «Н» Если я принимаю решение целенаправленно игнорировать поведение какого-либо ученика, я хвалю других за проявление желательного поведенияГрупповые бусловленностиИспользованиеПостоянно сочетать социальное подкрепление с тем, что является подкреплением для конкретного ребенкаИспользовать жетоныПохвала в группе1. Конкретная2. Незамедлительная3. Частая4. ЭмоциональнаяИспользование жетонов в группеСложности:• Контроль обусловленности выдачи жетонов каждому ребенку• Визуализация взаимосвязи поведения каждого и получения жетона• Чаще становится отметкой̆ об окончании заданияГрупповая обусловленность – программа изменения поведения, в которой подкрепляющие последствия и награды предоставляются более, чем одному человекуЭкономит время, ресурсы и побуждает детей объединяться для достижения общей целиНезависимая групповая обусловленностьдоговоренность со всеми одинаковаяправила одинаковыеподкрепление получает каждый ребенок, достигший установленного критерияКаждый сам за себяПреимущества1. Каждый ученик несет ответственность за свое собственное поведение и за то, достигает он критерия или нет2. Критерий успеха одинаков для всех членов группы, следовательно, процедура проста в исполнении3. Критерий успеха известен учителю и ученику, что делает условия получения подкрепления иными и честнымиНедостатки1. Кто-то выигрывает - кто-то проигрывает.2. Так как награда для всех членов группы одинакова, набор для выбора награды сильно ограничен3. Могут возникнуть серьезные этические проблемы4. Ценность подкрепляющих стимулов может снижаться5. У учеников, которые не достигли критерия, может начаться проблематичное поведение и тяжелые эмоциональные реакцииРешение1. Создание альтернативных обусловленностей. Должно применяться с осторожностью, так как может вызвать недовольство той части учеников, которые достигли критерияуспеха2. Снижение уровня сложности для критерия. Может привести к тому, что целевое поведение перестанет происходить или к введению для каждого ученика своего критерия успеха, что уже не является независимой групповой обусловленностьюЗависимая групповая обусловленностьобусловление по типу ГЕРОЙвся группа получает подкрепление, если один из членов группы (небольшая группа) достиг критерия успехаесли результаты героя не дотягиваю до критерия – вся группа не получает поощрениеОпасностьОстальные участники группы могут помогать герою, а могут реагировать негативноВзаимозависимая групповая обусловленностьВся группа получает подкрепление, тогда и только тогда, когда все члены группы достигли критерияКомандная играПреимущества1. Более широкий спектр поощрений, возможно подключение любого рода активности (спорт, прогулка)2. Развивает сотрудничество и кооперацию между учащимися3. Проста в исполнении, так как все получают одинаковое поощрение или не получают егоНедостатки1. Возможен саботаж кого-то из участников2. Кому-то может не быть интересен приз3. Эмоциональные реакции группы к нарушителю договораИгра «Хорошее поведение»Ученики играют в командаУчитель отслеживает и регистрирует поведениеПоведение может трактоваться как нарушение правил или не следование правиламУчитель комментирует случаи нарушения поведенияКоманда не должна превысить оговоренный уровень нежелательного поведенияПодкрепление зависит от результатов группыПрямые инструкцииХоровой ответВокальныйДвигательныйУчебныйОтражающий ответ взрослогоОтражающий ответ другого ученикаРабота по цепочкеВсе делают задание по цепочке (с первой парты, от окна и т.д.)Двигательная, у доски, с передачей предмета, вокальная и т.д.Определение очереди (считалка, кубик, шапка с именами и т.д.)Визуализация цепочкиСамостоятельное составление цепочки (фотографии, имена, написание и т.д.)Метод - прямые инструкцииИногда называется также явные, точные инструкции (direct instrucdon, explicit instrucdon).Был разработан Зигмундом Энгельманом в 60-е.Использует сочетание лекций, практические задания и постоянную обратную связь.Практическое применение началось в 1964 году, когда открыли программу для детей̆ со сложностями в обучении.Это были дети предшкольного возраста, которых готовили кпоступлению в школу.Энгельман создал планы уроков, в которых дословно было написано что нужно говорить, какие вопросы задавать, какие использовать подсказки и как давать обратную связь.Он разработал более 100 обучающих программ, которые были направлены на обучение чтению, математике, и сиспользованием.Программа получила название DISTAR.Особенности метода1. Детальный план урока с прописанными вопросами и ответами2. Использование хоровых ответовДругие важные особенности:Постоянное взаимодействие с учащимися;Переход к новой группе навыков только после полного освоения предыдущей̆ группы;Средняя скорость продвижения по материалу;Постоянное тестирование и проверка освоения материала.