«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»
Автор: Кискорова Фарида Одилжоновна

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИИв подготовительной группеТема «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»Цель:1. Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей.2. Сформулировать Правила друзей Природы.3. Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи:1. Образовательные: Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях. Расширить представления детей о красоте природы родной страны;2. Развивающие: Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам. Развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии. Формировать навыки поведения в природе.Методические приемы: игровая ситуация, беседа - диалог, экспериментирование, подведение итогов.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», где дети знакомятся правилами поведения в природе, с лекарственными растениями, закрепляют знания о деревьях, экспериментально решают для чего нужны растению те или иные части растения.«Речевое развитие», где дети знакомятся со стихами, загадками, пословицами о природе и растениях, их поэтичностью, учатся использовать полученные знания в дидактических и словесных играх, в жизни.«Физическое развитие» использование здоровьесберегающих технологий, повышение динамичности через совместные подвижные игры, физкультминутки и упражнения.«Социально – коммуникативное развитие», где через понимание детьми смысла требований и правил поведения в природе, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля.«Художественно-эстетическое развитие»: дети учатся видеть красоту родной природы через восприятие при наблюдениях за природными явлениями, ознакомление с художественной литературой, разучивание стихов, загадок, ознакомление с народным творчеством.Материалы и оборудование:
  • Магнитная доска,
  • Природоохранные знаки,
  • Конверт с заданиями «Угадай по описанию»,
  • Карточки «Солнышко» и «Тучка» на каждого
  • Мусор и оборудование для сбора мусора,
  • Оборудование для опытов
  • №1 У детей баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень
  • №2. У детей по 2 стаканчика из–под йогурта, в которые до половины засыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями.
  • Ход занятия:Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок- Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:« С голубого ручейка.Начинается рекаА занятие – начинается с улыбки».Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, в лесу – следит за порядком).Станция № 1 Цветочный райЛесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.Называюсь лесовик. Я лес сторожуЗа порядком слежу.Словно сказочной книги страница,Лес открылся, листвою звеня.Понимаю и зверя и птицу,И они понимают меня.Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.Молодцы, ребята, что ж, я вижу, вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. (все подходят к беседке, входят и рассаживаются по скамейкам)Станция №2 БеседкаВоспитатель: Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы начинаем наше путешествие по экологической тропе.Чтоб сохранить красу родной Земли,Чтобы сберечь растенья и цветы,Все исчезающие видыВ книгу Красную сейчас занесены.Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).Зеленый патруль: Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).Воспитатель: На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. (Работа с природоохранительными знаками.)Итак, что нельзя делать в лесу?• Не лови красивых насекомых.• Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны• Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу• Не жги костры• Не рви цветы• Не руби деревья• Не ломай ветки• Нельзя брать с собой домой лесных жителей.Станция №3 «Птичья столовая»Задание: назови птиц, которые зимой прилетали к кормушкеВоспитатель: Синичка оставила нам конверт с заданием «Угадай по описанию»Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, некоторые из них растут на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.- Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).- Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает«Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).Воспитатель: А сейчас нам надо пройти по тропинке друг за дружкой, чтобы не заблудиться. Ведь мы отправляемся в лес.Станция №4 «Лесная опушка»Воспитатель: Что, Лесовичок, осматриваешь свои владения?Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)Игра: «Можно ельзя».Дидактическая задача:Учить детей узнавать хорошие и плохие поступки людей по отношению к природе.Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко для хороших поступков, а тучка для плохих.Ход игры: Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать карточками. Если что-то можно делать, показываете солнышко, а если нельзя показываете тучку.Ходить в лесу по тропкам. (Можно)Ходить где попало по траве. (Нельзя)Собирать в лесу грибы. (Можно)Вырывать их с корнями. (Нельзя)Слушать пение птиц. (Можно)Подходить близко к гнёздам (нельзя)Наблюдать за муравьями. (Можно)Разорять муравейники. (Нельзя)Повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки.Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?Выслушиваются ответы детей.Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).Воспитатель: Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.Воспитатель: Давайте здесь поставим специальный знак, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.Воспитатель: Ведь дерево, трава, цветы и птицаНе всегда умеют защититьсяЕсли будут уничтожены ониНа планете мы останемся одни…Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки уки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире - это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.Воспитатель: Старичок - Лесовичок, а наши ребята любят отгадывать загадки..Лесовик:  А загадки, вы правда умеете отгадывать? (ответы детей)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)
  • Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
  • Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравейник)
  • Спереди шильце. Сзади вильце.
  • Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)Лесовик: Ребята, а как вы думаете, бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия. Очень я вами доволен, вы знаете много стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Чтобы было веселее, по дороге поиграем.Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»Играющие становятся в колонну, в стороне - ведущий. Он произносит одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Играющие должны изображая того, кто обитает в этой среде, продвигаться вперед. При слове «огонь» все должны прыгать на месте. Сюжет повторяется 3-4 раза, пока не дойдут до Зеленой аптекиСтанция № 5 «Зеленая аптека».Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Следующим наблюдаемым объектом у нас фитоогород «Зеленая аптека». Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)- Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?1. Стоят в лугах сестрички КатяЗолотой глазокБелые реснички. (ромашка)2. Только тронь ДимаОтдернешь ладоньОбжигает трава как огонь. (крапива)3. Насмешил всех одуванчик АделинаВлез в пушистый сарафанчикКак юла он завертелсяСарафанчик разлетелся (одуванчик).4. Нам запах свежести лесной ЖеняПриносит позднею веснойЦветок душистый, нежный,Из кисти белоснежной. (ландыш)Станция №6 Тропа здоровьяФизкультминуткаСтанем мы деревьями сильными, большими.(Поднять руки вверх, подтянуться)Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)2–я часть.Станция № 7 «В гостях у Журавля»Воспитатель: Вот мы и к Журавлику в гости пришли. А что это за коробка. Здесь для нас задание приготовлено.Воспитатель: Мы говорили о деревьях, кустах, цветах, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте выложим на доске растение из частей. Скажите, чем похожи все растения, что у них общего?Дети: Корень, стебель, листья, цветы, плоды.Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?Дети отвечают на вопрос, используя схему:Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём опыт и решим, для чего ещё растениям стебель.Опыт№1.У детей баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.Вывод: Вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.Станция №8 «Метеостанция»Воспитатель: Здесь нас ожидает следующее задание. Нам нужно ответить на вопрос, для чего растениям корень?Дети: Дышит, питает, удерживает в земле.Воспитатель: Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.Опыт № 2.У детей по 2 стаканчика из–под йогурта, в которые до половины засыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.Вывод: Корни помогают растениям удержаться в земле.Ребята про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что растениям нужно, чтобы они хорошо росли и не болели?Дети: Свет, тепло, вода, почва, удобрения.Воспитатель: Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья»? Друзья всегда помогают друг другу. А как растения помогают людям?Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. Растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают очень глубоко, значит, и в воде есть кислород.Станция № 9Воспитатель: - Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.- А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие.В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит:Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе.Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце. (дети прикрепляют листики). Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!Сейчас мы пойдем на участок и мелом на доске будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).