Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Автор: Андрей Владимирович Власов

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.     В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов.     Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75- 85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главная цель развития отечественной системы школьного образования - формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.Образовательный процесс в области физической культуры в нашей школы строится так, чтобы были решены следующие задачи: • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.Ориентируясь на решение задач образования учащихся школы в области физической культуры, программа по физической культуре в своем предметном содержании направлена на:• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями.• реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;• соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.Основными  формами организации образовательного процесса в школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы нашей школы и занимает важное место в подготовке учеников к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию наших учеников.Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в  новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.Реализация внеурочной деятельности позволяет также  решить ряд очень важных задач:-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;-снизить учебную нагрузку учащихся;-улучшить условия для развития ребенка;-учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).Одним из видов внеклассной работы в МБОУСОШ№1 является Военно-патриотическая, массовая физкультурная и спортивная работа.
  • Задачи внеклассной работы:
  • содействовать МБОУСОШ№1 в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
  • воспитывать и развивать организаторские навыки у учащихся;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  • Содержание внеклассной работы
  • Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по  физическому  воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, тематические классные часы.
  • Организация внеклассной работы
  • Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителей ФК. В нашей школе их два. Учитель 1 категории, имеет Золотой знак ГТО Власов Андрей Владимирович и учитель первой категории Лихачева Елена Анатольевна. Учителям оказывает поддержку административный совет, который возглавляет директор школы Крутых Г.В и Заместитель директора по воспитательной работе Лияськина Е Совет оказывает помощь в проведении и организации спортивно-массовых мероприятий согласно плану, утвержденному директором. Во всех классах школы избираются физорги. Они работают под руководством учителей физкультуры и классных руководителей, организуя учеников своего класса для участия в различных физкультурно-массовыхоенно-патриотических и спортивных мероприятиях, проводимых в школе.Для проведения практической работы с учащимися организуются секции, работающие  весь учебный год. Это секции волейбола, баскетбола, футбола, настольного теннисаТО.  На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, введением новых элементов.В учебных группах секции 10-15 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. 3.1 Спортивные секцииСпортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:
  • приобщить учащихся к систематическим занятиям спортом;
  • содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
  • готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
  • содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.
  • На сегодняшний  день в МБОУСОШ№1 работает секция волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса. 4. Формы внеклассной работы«Спортивные перемены»  проводятся во время больших перемен длительностью 20 мин. Ребята самостоятельно формируют команды и играют в игры по выбору. Это может быть волейбол, баскетбол, футбол. Особой популярностью среди учащихся 5-9 классов пользуется настольный теннис который находится в холле. В школе имеется спортивный зал, так же имеются доски для шахмат и шашек, можно прийти во время перемены и выбрать занятие по душе. В старших классах уделяется внимание командным играм – волейбол, баскетбол, футбол. Спортивные соревнованияСпортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления.Программа любых соревнований разрабатывается с учетом физической подготовленности учащихся.Соревнования обычно посвящены тематическим датам. В гимназии традиционно проводятся следующие мероприятия : «Веселые старты»  для учащихся Олимпиада по физической культуре 7-8, 9-11 классыВоенно-патриотическая игра ЗарницаСоревнования по настольному теннису Соревнования по волейболу Соревнования по баскетболу Соревнования по футболу Дни здоровья 5-11 классДни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 5-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс из параллели.Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  • четкое руководство со стороны администрации и учителей физической культуры.
  • Физкультура – это возможность не только поддержать здоровье детей, но и научить любить свое здоровье, а главное, умение учителя вложить в головы ребят убеждение, что занятия физкультурой способствуют так же полноценному умственному развитию! На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно - воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в общественно - политической жизни страны. И помните, наши предки не зря говорили: «В здоровом теле – здоровый дух!»Литература:
  • Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы.