Проекты и исследования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проекты и исследования
Автор: Наталия Юрьевна Максимова

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования Новосибирской областиДепартамент образования мэрии города НовосибирскаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 109» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Проекты и исследования»для 3 – 4 классов начального общего образованияСоставитель: Максимова Н.Ю.Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проекты и исследования» составлена на основе требований ФГОС. На проведение проектно-исследовательской деятельности в 3 и 4 классе в учебном плане МБОУ СОШ № ХХХ г. ХХХХХХ отводится 136 часов в год из расчета 2 часа в неделю на 34 учебные недели в 3 классе и 34 учебные недели в классе. Программа внеурочной деятельности «Проекты и исследования» реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья обучающегося Срок реализации программы 2 года Планируемые результаты обучения:Содержание программы (3 класс)Что такое исследование? Кто такие исследователи? (1 ч)Исследование, исследователь. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы (3 ч)Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт.Выбор темы, постановка цели и задач (2 ч)Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.Выбор путей решения. Составление плана работы (4ч)План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.Работа с источниками информации (16 ч)Поиск информации. Источники информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Каталог. Работа с каталогами. Отбор и анализ литературы по выбранной теме.. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.Составления анкет, опросников, интервью (5ч)Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (4 ч)Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.Эксперимент. Проведение эксперимента по выбранной теме (5 ч)Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Отчёт по изученному материалу (3ч)Обработка информации. Оформление информации.Правила оформления  материала (15 ч)Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.Подготовка текста защиты проекта (4ч)Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности.Подготовка презентации (4ч)Подготовка презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.Защита проекта. Выступление (2ч)Порядок публичного выступления. Ораторские приёмы. Представление проектов.Тематическое планирование 3 класс.Содержание программы (4 класс) 68 ч.Культура мышления (5 ч.)Практические задания «Как давать определения понятиям».Анализ и синтез.Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать».Практические задания по структурированию текстов.Методы исследования (3 ч)Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.Научная теория (2 ч.)Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий.Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».Научное прогнозирование (4 ч.)Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования (2 ч.) Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.Искусство задавать вопросы и отвечать на них (2 ч.)Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов (2 ч.)Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.Умение выявлять проблемы (3 ч.)Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют.Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.Определение проблемы и выбор темы собственного исследования (4 ч.)Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.Работа по планированию и проведению самостоятельных исследований (6 ч.)Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований (6 ч.)Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально.Подготовка к защите проектов (24 ч.)Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов (5 ч.)Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.Тематическое планирование 4 класс.Список литературы:1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 1. - С. 25-27.2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.5. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.7. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. - №7. - С. 39.- N7.8. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.9. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.10. Вечтомова Е.Г. Норма жизни лицея - исследование / Е. Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 102-103.11. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.12. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.