Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения малой Родины


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения малой Родины
Автор: Панкова Елена

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско – патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения Малой Родины».Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим.А. Граф. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания учащихся. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминает нам о Родине. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание. Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому ребенка следует рассматривать как субъекта социализации, который устанавливает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.Цель гражданско-патриотического воспитания:Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью я ставила развитие у школьников гражданственности, патриотизма, любви к своей Малой Родине, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни Для достижения данной цели необходимо было решать следующие задачи:Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность;Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, месту, где мы живём, уважительного отношения к национальным традициям казаков ;Через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формирование правовой культуры, готовности к сознательному служению своей Родине;Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций.Комплексный подход при решении данных задач;-Учителя;-Родители;-Обучающиеся.Основные направления работы:Духовно-нравственное направление, включающее в себя:- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.Культурно историческое направление, предполагающее:воспитание у учащихся любви к своей Малой Родине, родному краю, её замечательным людям, людям, защищавшим наш город во время Великой Отечественной войны;- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.В работе с классным коллективом особое внимание уделяется формам и методам патриотического воспитания. Особое внимание в работе с детьми уделяется и воспитанию толерантности – умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.Ожидаемые результаты:В процессе патриотического воспитания у обучающихся   должны быть сформированы следующие качества личности:-активная гражданская позиция;-способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, района, Родины;-чувство патриотизма, верности месту, где ты родился и готовности служения Отечеству;духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;- способность к саморазвитию. Анализ результативностиВ период младшего школьного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принимать полученные знания в доступной практической деятельности.Базовым этапом формирования у детей любви к Малой Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В процессе организации работы по изучению природы родного края как основы воспитания патриотических чувств дошкольников были решены следующие проблемы:- обогатился и активизировался словарь детей;- возрос уровень сформированных у дошкольников патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране- сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам; расширились представления об окружающем мире.Все это способствовало воспитанию чувства гордости и любви к родному краю.У обучающихся возросло эмоционально-положительное отношением к  родному городу, их интересует, почему город устроен именно так, обращают внимание на эстетическую среду города. Они с удовольствием включаются в познание малой родины, участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителямгорода. В работе принимали участие и родители, потому как семья несёт ответственность за патриотическое воспитание своего ребёнка, поэтому стали уделять больше внимания воспитанию ребенка и активизировать интерес к изучению природы родного края, его истории, принимать активное участие в проведении мероприятий для детей (праздники, экскурсии, конкурсы).Многообразие общественных мероприятий, постоянное взаимодействие родителей, участие детей в обогащении предметно-развивающей среды, рост их знаний и умений показали, что работа была задумана верно, и такая организация взаимодействия способствует воспитанию у детей любви к родному краю, желанию беречь его красоту и проявлять заботу о нём. Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины — нищий человек.Якуб Колас