«Артикуляция и дикция как важные составляющие методики вокального обучения в ДШИ »


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Артикуляция и дикция как важные составляющие методики вокального обучения в ДШИ »
Автор: Шевцова Наталья Кирилловна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств им. С.А.Кусевицкого»Методическая разработка«Артикуляция и дикциякак важные составляющие методики вокального обучения в ДШИ (на примере артикуляционных и дикционных упражнений)»Шевцова Наталья Кирилловна,преподавательСОДЕРЖАНИЕ:
  • Введение.
  • Основная часть.
  • 1.Артикуляционный аппарат.2.Артикуляционная гимнастика.3.Дикция.4.Дикционные упражнения.
  • Заключение.
  • ВведениеПение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая её содержания. По мере развития мышления, речи, идёт накопление новых представлений, усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к её воспроизведению. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает творчеству.Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Невозможно представить качественное исполнение произведения без чёткого произношения литературного текста. Пение соединено со словами, смысловым содержанием текста.Каждое слово в речи или пении должно быть чётким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно. Для этого необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов и фраз в целом, а также звучание каждой гласной и согласной в отдельности. У многих детей вялая артикуляция, нечёткое произношение слов текста. С этим приходится постоянно сталкиваться на хоровых занятиях. Для устранения этой проблемы необходимо выполнять упражнения для снятия зажимов и усовершенствования работы всех органов речевого аппарата (языка, губ, верхнего нёба, челюсти, нижнего нёба и т.д.). Чтобы добиться желаемых результатов, следует упорно и ежедневно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата. Это сложно, но вполне выполнимо, если продвигаться постепенно от простого к сложному, соединяя в обучении технические задачи с развитием эмоциональности и мышления каждого ребёнка и хорового коллектива.С течением времени можно достичь главной цели - качественного, осмысленного исполнения музыкального произведения. Цель данной методической работы - систематизация дидактических упражнений, направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого аппарата. Рекомендации разработаны на основе традиционных методик с использованием собственного многолетнего опыта работы на хоровом отделении ДШИ.
  • Артикуляционный аппарат и артикуляция.
  • В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Хорошая дикция делает привычной точную артикуляцию всех звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения слов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться этого можно через снятие различных зажатий и чёткой работы различных мышц и органов. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению во время пения, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в процессе пения. Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав называются артикуляционными органами. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией. Обязательным условием вокального пения является подвижность артикуляционного аппарата. Для пения очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая полость является резонатором, от которого зависит качество звука.Тембр у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, заметно проявляется в пестром звучании гласных. Это и понятно, т.к. образование певческих гласных резко отличается от гласных разговорных. Гласные – это основа пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания исчезает, если присутствует:
  • Единая манера формирования гласных;
  • С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». Присутствует глаженый переход выровненных гласных;
  • Гласные сформированы в передней части голосового аппарата при активном участии губ;
  • Облагораживание гласных идёт путём округления;
  • Стремление вынести слово на звуке далеко вперёд (в зрительный зал).
  • При медленном темпе идёт более крупная артикуляция, при быстром темпе – мелкая, острая, чёткая, подвижная.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Лёгкие упражнения развивают и совершенствуют артикуляционный аппарат. Часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у детей зажатие, потерю естественности, неверный психологический настрой. Однако при регулярной работе, - слово «упражнение» у учащихся вызывает рабочее, активное состояние, где концентрируется внимание даже на самых мелких движениях и ощущениях. Первыми упражнениями для разработки гибкости и податливости речевого аппарата и его отдельных мышц является артикуляционная гимнастика.Упражнения для языкаЯзык – мышечный орган, выполняющий артикуляционную функцию. Состоит из мышечных волокон, способных к разнообразным изменениям своей формы и положения. Язык влияет на качество голоса и чистоту произношения. Чтобы голос свободно выражал эмоции, мышцы языка должны быть расслаблены, особенно в своей задней части у корня.
  • Кончиком языка дотянуться до подбородка, на счёт 1,2,3 и завернуть язык на мягкое нёбо. Повторить 5 раз.
  • Массаж языком внутренних сторон щёк и губ.
  • Кончик языка ставим за верхними зубами. Далее выполняем скользящие движения языком по верхнему нёбу, отправляя язык глубоко в гортань. Упражнение подтягивает и укрепляет мышцы вокруг голосовых связок.
  • Сворачиваем язык трубочкой и делаем глотательные движения.
  • Упражнения подбираются по необходимости, по количеству, по возрасту.Упражнения для языка со звуками.
  • Расслабить мышцы языка, придавая ему форму «лопаты», высунуть его вперёд на нижнюю губу и произнести гласные «и», «э» не убирая языка за зубы.
  • Приподнять кончик языка и, скользя по нёбу вниз, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные «о», «у», не меняя положения языка.
  • Выбрасываем язык между зубами и губами со звуками в сочетании двух согласных «бл», «мл», «кл».
  • Протяжно тянуть звук «м», а в этот момент кончиком языка делаем круговые движения по верхним и нижним деснам.
  • Упражнения для расслабления и освобождения языка.
  • Челюсть расслаблена, рот открыт на ширину одного пальца. Высунутый слегка язык «трясётся» между зубами.
  • Произнести несколько раз подряд сочетание согласных: «ткр», «ркт», «крг», «дрг» и т.д..
  • Добиваясь предельно звонкого и чистого звучания «м», произнести «мк», «мг», «мх» или «хи», «ги», «ки».
  • Упражнения в игровой форме для детей.В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать упражнения в игровой форме, называя их «Поиграем в весёлый язычок», и даже можно сочинять сказки и стихи о языке, губах и челюсти. Например: «Сказка весёлого язычка». Она начинается со слов: «Домик открывается, а там живёт язычок, который любит гулять».
  • «Варенье»
  • Мы вареньем с крепким чаемВсех знакомых угощаем.С губ сотрём следы варенья,Угощенье - объеденье.Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю, делаем круговые движения языком.
  • «Футбол»
  • Буду я в футбол играть,Буду мяч не пропускать.Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты.
  • «Лошадка»
  • Причешу лошадке хвостик, И на ней поеду в гости.Присосать язык к нёбу, щелкать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  • «Шинковать язык» - т.е. покусывать язык, постепенно его высовывая, чтобы покусывать середину языка.
  • Упражнения для губ.Давно известно, что губы осуществляют чёткость дикции и входят в систему артикуляционного аппарата.
  • Тянуть звук «м», то вытягивая губы трубочкой вперёд, то растягивая их в стороны.
  • Произносить несколько раз подряд сочетания согласных, в которых активно участвуют губы: «мб», «бм», «мп», «пм», «бп», «вт», «тв» и т.д..
  • Растяните губы (оскалив рот). Потом надуйте губы, держа зубы сомкнутыми. Когда зубы сомкнуты и челюсть неподвижна, артикуляционные мышцы работают независимо от неподвижной челюсти.
  • Упражнения для губ для детей младшего возраста.
  • «Слоник»
  • Подражаю я слонуГубы хоботом тяну.Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком.
  • «Лягушёнок»
  • Подражаем мы лягушкамТянем губы прямо к ушкам.
  • На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок)а «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть расслаблены.
  • Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щёки, сбросьте воздух резким «хлопком» сжатые губы. Энергично произнесите: п-б, п-б, п-б и т.д.
  • Упражнения для мышц лица.
  • «Назойливый комар»
  • Летает по ночамНе даёт заснуть он нам.Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не акцентрируем.
  • «Хомячок» - пожевать воображаемую жвачку, так, чтобы двигалось всё лицо. Начиная со второго добавить хвастовство. Дети выбирают себе пару и хватаются друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
  • Разминка для лица.
  • Поднять и опустить обе брови. Вытянуть лицо, скорчить рожицу, кто «смешнее, кто страшнее.
  • Поднимите и опустите правую щёку, затем левую.
  • Упражнение для освобождения нижней челюсти.
  • «Бегемотик»
  • Рот пошире открываемВ «Бегемотика» играем.Надо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать свободу этого движения. Делать упражнение перед зеркалом пока не почувствуете лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.
  • Медленным движением, поворачивая голову, достаньте подбородком поочередно то правое, то левое плечо, произнося при этом сочетания «пай», «бай», «май», «тай», «дай». На «И» касаться плеча. Все упражнения повторять 4-5 раз подряд.
  • Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсти), тем лучше для голоса. Однако это не так. Это приводит к зажиму гортани и (воздух) звук из трахеи проходит в гортань не широким потоком, а узеньким ручейком. Голос зажат. Причина – в плохом взаимодействии гортани и корня языка. Надо расслабить гортань и язык, тем самым увеличится пространство соединяющее гортань и трахею, и звук пойдёт изнутри и беспрепятственно. Чтобы не возникли зажатия, пока мы выполняем все упражнения, надо контролировать себя. Лицо, лоб, брови, глаза - должны быть спокойны, без гримас, страдания, напряжения. Желательно наблюдать за своим лицом в зеркале. Движение, доставившее неудобство, нужно повторить много раз. В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, контроль и внимание, энергия детей должна быть направлена на преодоление трудностей.3. ДикцияСовместное объединение текста и музыки всегда создаёт единый целостный художественный образ. Содержание произведения передаётся – звуком, ритмом, мелодикой, размером, гармонией, темпом. Композитор, воплощая в музыке, избранный для вокального произведения текст, передаёт его настроение, чувства, мысли и образы всегда по-своему. Композитор – автор музыкально–поэтического произведения, он воплощает стихотворения в музыке, определённым образом изменяет поэтический текст, делает это ради задуманного результата с целью создания музыкально-художественного образа текста. Бережное отношение к литературному тексту, к поэтическому слову - залог грамотного прочтения авторской мысли. Хорошая дикция позволяет без напряжения понимать смысл простых слов и тем самым облегчает восприятие музыки.Дикция - это показатель вежливости человека, она является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка – они не должны быть вялыми. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.Практические советы в отношении дикции:- Обязательно нужно несколько раз медленно и выразительно прочитать словесный текст перед зеркалом;- Найти значимые слова, выделяемые интонацией, динамикой при пении;- Прочитать текст в ритме и выдержанности звуковой линии;- Произносить слова, фразы, ища смысловые кульминации. Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом. Перед произношением любой фразы, звука надо обязательно брать дыхание и направлять его к корням верхних зубов, в твёрдое нёбо. Все звуки должны быть на дыхании и в позиции. Читая стихи, сознательно брать дыхание перед каждой фразой. Следить надо, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст.Необходимо запомнить такие правила:- в начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо).- Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.Добиться чёткой, активной дикции поможет разговор с закрытым ртом, чтение особым способом. При сомкнутых губах, осуществляется активная подача текста, зубы при этом разомкнуты. Если часто практиковать такое упражнение, гласные и согласные будут звучать хорошо. Данные упражнения прекрасно развивают дикцию.
  • Дикционные упражнения и скороговорки.
  • Для выработки чёткой дикции следует проговаривать сложные сочетания звуков.Например такие:Би, Бэ, Ба, Бы, Бу;Би-би-би-би-бип;Бэ-бэ-бэ-бэ-бэп;Ба-ба-ба-ба-бап;Бы-бы-бы-бы-бып;Бу-бу-бу-бу-буп.Аналогично с буквой «П» Пи, Пэ, ПА, Пы, Пу; Пи-пи-пи-пи-пиб; Пэ-пэ-пэ-пэ-пэб; Па-па-па-па-паб; Пы-пы-пы-пы-пыб; Пу-пу-пу-пу-пуб.Звуки «П» и «Б» произносятся в сочетании со всеми гласными.Эти сочетания звуков проговариваются сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп. Для проверки и практического закрепления звуков «Б» и «П» учащимся следует пользоваться специально подобранными пословицами и текстами.Например: «Был бы бык, а мясо будет», «Пан или пропал» (Русские пословицы).«Пошёл Игнат лопаты покупать.Купил Игнат пяток лопат.Шёл через пруд – уцепился за прут.Упал Игнат – пропали пять лопат» (Н. Шевелёв).Также упражнение можно проговаривать со звонкими согласными.Зи, За, Зэ, Зи, Зу.Зис-зас-зэс-зис-зус.Сочетание согласных звуков «Г» и «Д».Звук «Г» - глухой, «Д» - звонкий, взрывной. При произношении этих звуков губы пассивны. Кончик языка при произношении крепко прижимается к верхним передним зубам.Гд-гд-гд-гд Ги-гэ-га-ги-гу.Диг-дэг-даг-диг-дуг.Произносить медленно, и только после полного усвоения темп постепенно может изменяться. Какие бы ни были сочетания гласных и согласных, надо постоянно заниматься своей дикцией.Для работы над дикцией очень полезно использовать скороговорки. Скороговорки – это, как правило, короткие фразы, где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Именно скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасными упражнениями для развития дикции и других голосовых навыков. Скороговорку надо прорабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь, постепенно ускоряя по мере совершенствования, а также следить за ритмичностью произношения. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять эту работу, в самом быстром темпе. Поставив перед собой задачу добиться чёткости произношения в быстром темпе, нельзя произносить текст сразу быстро. Прежде всего, нужно преодолеть в этом тексте все трудные звукосочетания. Если есть затруднения - необходимо трудное слово разделить и произносить его по слогам до тех пор, пока оно не зазвучит в медленном темпе гладко без запинок. Затем фраза целиком артикулируется несколько раз беззвучно, с особенной яркой артикуляцией соответствующих гласных и согласных. Потом текст, произносится шёпотом. И, наконец, скороговорка произносится вслух, громко, но все ещё в очень медленном темпе. Затем нужно перейти к следующему этапу работы – слитному, гладкому произношению, не отчеканивая фразы.Произносить скороговорки нужно как можно проще и разнообразнее, но переходить к произношению текста в определённом темпе рекомендуется только после основательной его проработки и усвоения наизусть. Материалом для таких упражнений могут служить скороговорки со специально подобранными звукосочетаниями для преодоления всевозможных речевых трудностей:«Водовоз вёз воду из-под водопровода».«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».«Ткёт ткач ткани на платки Тане»«На дворе трава, на траве дрова».«Без труда не выловишь и рыбки из пруда».Ученики должны свободно, легко и чисто выполнять все дикционные упражнения. Важно не просто пробалтывать скороговорку, а произносить её в определённом настроении с определённой эмоцией:- произнести с радостью,- с удивлением,- с удовольствием.Следует обращать особое внимание на резкое подчёркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, согласные не тяжелить, а активизировать. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении. Если есть трудности с произношением какого-то звука, например (ч), надо много раз читать слова, в которых есть эта буква, вслушиваясь в трудный звук. Проблемы с произношением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью». Для тренировки произносим скороговорки, где присутствует буква «ч».«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».«Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас».«Чудак под диванчик прячет чемоданчик».А также проговариваем скороговорки в форме стихотворения.Например:Четверть часа, чиж чижихеПел частушки на Плющихе.Чёрный кот, большой чудакВлез послушать на чердак.Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, дают избавление дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Важно помнить, что каждый звук отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла, поэтому и произношением звуков без искажений мы должны заниматься тщательно и упорно.В результате работы над скороговорками достигается чёткость и быстрота речи, которые могут быть использованы в любом тексте, в том числе певческом.Гласные произносятся главным образом в ударном положении и на долгих звуках. Гласные – это те звуки, на которых раскрываются все певческие возможности голоса. Гласные звуки образуются только голосом, в них нет «шума», так как при их произношении воздух свободно проходит через полость рта. Каждый звук требует определённого положения рта, губ, языка. Форма рта, присущая данному гласному звуку, должна быть точной и неизменной до конца его протяженности. Поэтому в дикции в первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных звуков.Согласные звуки - это те шумы, которые производит выдыхаемый воздух, упираясь в преградивший ему полностью или отчасти выход из полости рта та или иной орган речи (язык, губы). Согласные как наиболее трудные для произношения, требуют для своего преодоления препятствий и большей активности речевого аппарата.Согласные бывают звонкие (голосовые), в образовании которых участвует голос - это (б, д, г, в, з, ж, л, м, н, р) и глухие (без голосовые), в образовании которых, голос не участвует – это (п, т, к, ф, с, ц, ш, ч, щ, х).Согласные звуки являются как бы каркасом слова и в донесении слова до слушателей играют решающую роль. Чёткое и ясное произношение их – важнейшее условие вокальной дикции. Исходя из этих правил, необходимо тщательно прорабатывать стихотворный текст. Чёткость согласных звуков не должна прерывать связного звучания, тем самым не будет прерываться кантилена. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, чётко и легко. Они не могут разбивать поток гласных и сцепление гласных между собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных. Необходимо следить за осмысленным и эмоциональным пропеванием слов. ЗаключениеБез ясной и чёткой дикции невозможно создать полноценный художественный образ, поэтому работа над дикцией приобретает большое значение. Чистота дикции помогает учащимся выразительно и точно доносить свои мысли до слушателей. Чтобы добиться чёткого и ясного произношения слов и фраз в целом, хорошего звучания гласных и согласных, необходимо работать над развитием артикуляционного аппарата. В данной методической работе упражнения систематизированы:а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звуков.Подобные занятия находятся в русле здоровьесберегающих технологий обучения. Они направлены на формирование умения обучающегося контролировать внимание на артикуляционном аппарате, не пропуская никаких зажимов. При этом не надо бояться усталости мышц, надо избегать новых зажатий. Учащиеся должны анализировать собственные ощущения при пении или выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения, должно быть характерным для достижения поставленной цели, то есть хорошей дикции. При обучении педагог обязан чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого аппарата. И в связи с этим отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения. Полезно вместе с каждым учеником анализировать и исправлять ошибки. Конечная цель любого обучения – добиться того, чтобы ученик пел свободно, полётным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие тембрально-яркому звучанию.Голос как бриллиант. Он засверкает, если очистить каждую его грань от того, что мешает ему светиться полётно и ярко.В этом и состоит суть педагогической работы руководителя хорового коллектива, владеющего вокальными методиками и всем комплексом практических упражнений постановки голоса.Список методической литературы:
  • Н.Н. Добровольская «Вокальные упражнения в школе подростков».
  • Ф.М. Аникеев, З.И. Аникеева «Как развивать певческий голос».
  • Е.А. Саричева «Техника сценической речи».
  • Н.Б. Гонтаренко «Уроки сольного пения».
  • Т.М. Орлова « Учите детей петь».