Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Автор: Буркут Татьяна Анатольевна

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре Автор: Рябинина Дарья Николаевна Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г. Дата публикации: 06.07.2016 Статья просмотрена: 1044 раза Скачать электронную версию Скачать Спецвыпуск Ургенчского филиала Ташкентского университета информационных технологий (pdf) Библиографическое описание: Рябинина Д. Н. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 105-108. — URL (дата обращения: 12.12.2017).  Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание дошкольников. Обобщается практический опыт работы с детским оркестром, призванный положительно повлиять на развитие музыкальных способностей дошкольника, в частности — чувства ритма. Данная статья может заинтересовать музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, родителей дошкольников. В настоящее время ребенок испытывает перегруженность музыкальной средой. Доктор искусствоведения Овсянкина Г. П. в своей книге «Музыкальная психология» отмечает, что в данный момент музыкальное воспитание усложняет чрезмерная перегруженность и «загрязненность» бытового музыкального фона, что, как мы знаем, также является одной из важных составляющих музыкального воспитания. Это обусловлено обилием малохудожественной информации, особенно в сфере массовой культуры. Данный процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей [4]. Особенно пагубно такое слуховое воздействие влияет на дошкольников как на эмоциональном, так и на физическом уровнях, так как они самостоятельно не в состоянии регулировать окружающий звуковой фон, в результате чего дети испытывают сильный стресс. Такой стресс негативно сказывается на эмоциональном, психическом, физическом, творческом и интеллектуальном развитии детей. Одним из главных отличий современного общества является ускоренный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкиваются и взрослые, и дети. Многообразие и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность, нестабильность в общении ребенка с миром и носит деструктивный характер. Нарушенное или отсутствующее чувство ритма вносит дисгармонию в жизнь ребенка. В создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой огромную роль играет система музыкального образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей. Такой подход является основой для детского здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. Швейцарский композитор и педагог Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный [1]. Выдающийся русский ученый-физиолог Павлов И. П. писал, что в жизни человеческого организма нет ничего важнее, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения [5]. Понятие «чувство ритма» в философской, музыковедческой, музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературе освещено достаточно широко. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась такими учеными, как Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский. Теоретические изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки мы находим в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова и пр. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. К. Кирнарской и пр. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей и их влияние на становление развернутой (слитной) речи. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах у детей формируется чувство ритма, речь становится более совершенной, развиваются математические способности и творческие проявления. Музыкальное чувство ритма способствует естественной и постоянной адаптации и самовыражению детей не только в музыкальных, но и в других видах деятельности. Существует ряд программ для ДОУ, ориентированных на развитие чувства ритма дошкольников, но в подобных программах акцент сделан на развитие чувства ритма через движение, а не через музицирование на детских музыкальных инструментах. Так, большое внимание развитию чувства ритма уделяется в программах Т. Н.Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С. Л. Слуцкой «Танцевальная мозаика», Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и др. Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране еще в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорили в своих работах известные педагоги-музыканты К. Орф, Т. Э. Тютюнникова, Н. А. Ветлугина и пр. Данная статья является теоретическим и методическим обоснованием педагогической идеи о развитии чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. Задачей исследования является определение эффективных способов развития чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре. Исследование данного вопроса проводилось в двух подготовительных группах. Возраст детей — 6–7 лет. В качестве средств исследования мы использовали педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседы, консультации, музыкально-дидактические, ролевые игры. Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по этой теме, мы выяснили, что, несмотря на огромное разнообразие различных практических и методических разработок по развитию чувства ритма в общем, исследованию проблемы развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах не всегда уделяется должное внимание. Поэтому нами были определены такие направления работы, как работа с воспитателями, работа с родителями и работа с детьми. Работа с воспитателями состояла в проведении консультаций по теме, в практических занятиях, подборе репертуара для музицирования в группах. Проведенные консультации и практикумы для педагогов помогли создать музыкально-театрализованные центры в группах, обогащенные музыкально-дидактическими играми, инструментами, костюмами, атрибутами. Проведенные индивидуальные беседы и консультации помогли родителям активно включиться в участие в праздниках и развлечениях. Они играли роли, готовили костюмы, как для себя, так и для своих детей. Кроме того, беседы с родителями помогли понять, насколько важно ответственно подойти к выбору музыкального фона, сопровождающего всю жизнедеятельность ребенка. Именно игра на детских музыкальных инструментах является прекрасным средством развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Игра в оркестре дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку. Эта деятельность сплачивает детский коллектив, учит взаимодействовать с ним, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, учить слышать и анализировать собственное исполнение и исполнение других участников оркестра, помогает детям преодолеть неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности — чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух. В процессе игры на музыкальных инструментах у детей развивается художественный вкус, они приобщаются к инструментальной музыке и обучения игре на детских музыкальных инструментах. Занятия по музицированию на детских музыкальных инструментах в ДОУ проводятся организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы, на занятиях решаются определенные педагогические задачи: – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; – формирование общей культуры личности детей, в том числе, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; – создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, понимание произведений музыкального искусства. Игра на детских музыкальных инструментах обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Все внимание педагога при этом (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Основная задача музыкального руководителя — создать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда следуют требования к педагогической деятельности музыкального руководителя: грамотно подобранный репертуар и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов. Исполнению произведения детским оркестром предшествует длительная работа. Воспитанниками осваиваются определенные ритмоформулы, прослушивается и обсуждается выбранное музыкальное произведение, осуществляется совместный подбор музыкальных инструментов, наиболее точно отвечающий характеру музыкального произведения. При таком подходе ребенок не просто является исполнителем, он еще и является со-творцом, вкладывает свои чувства, свое понимание, свои переживания в исполняемую музыку, а не просто механически ее воспроизводит. Музыкальный материал подбирается из лучших образцов музыкальной литературы (Д. Шостакович, Й. Гайдн, П. Чайковский, В. Моцарт, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Р. Шуман и др.), не возбраняется использование так называемой «популярной» классики («Турецкий марш» В. А. Моцарта; «К Элизе» Л. Бетховена; «Вальс-шутка» Д. Шостаковича и пр.). Активно вовлекается в музицирование фольклорный материал. Так, согласно наблюдению за воспитанниками подготовительных групп в начале года, только у 50 % наблюдалось хорошо развитое чувство ритма. Для того, чтобы чувство ритма формировалось у бо́льшего числа воспитанников, мы выбрали игру в детском оркестре как один из главных видов музыкальной деятельности дошкольников на занятиях. На занятиях использовались такие виды работы, как знакомство с основными ритмическими рисунками, знакомство с элементарными музыкальными инструментами и приемами игры на них, музыкально-дидактические игры. Подобные формы работы хороши для общего музыкального развития, так как они легки и доступны для всех детей. В работе над развитием чувства ритма мы использовали игру на музыкальных инструментах исключительно в синтезе со словом и движением. Особенно важно, что поддержка текста игрой на музыкальных инструментах способствует лучшему запоминанию, более четкому произношению текста, более эмоциональному воспроизведению текста. Для знакомства с основными ритмическими рисунками мы применяли ритмические игры и упражнения, в которых используются стихи, считалки, прибаутки — тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Прибаутка «Барашеньки» (с ложками) Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на музыкальных инструментах, дети развивают воображение, память, чувство ритма, слуховое внимание, учатся взаимодействовать в ансамбле [3]. «Апрель» С. Маршак Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник Удары по треугольнику, имитация капели Глиссандо на металлофонах снизу вверх Ритмичное встряхивание маракасов (один взмах на два слога) Игра на деревянных ложках (один удар на два слога) Игра на свистульках Игра на колокольчиках Кроме игры на обычных музыкальных инструментах активно используются разнообразные «звучащие жесты» (этот термин принадлежит Гунильд Кетман, соратнице К. Орфа): хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно, по коленям соседа) притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами. Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне, и, таким образом, тренируется не только слуховая, но и мышечная память. Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Кроме смешанных оркестров, в работе используются такие, как «оркестр ложкарей», «оркестр колокольчиков». Использование только одного вида инструментов для сопровождения музыкального произведения позволяет детям сосредотачиваться на различных ритмоформулах, динамике, способах звукоизвлечения без отвлечения на разнообразные тембры. Особой любовью у детей пользуется оркестр ложкарей. Стук ложек отлично сочетается с любой мелодией, и маленькие ложкари справляются с любым ритмом и темпом. Кроме того, деревянные ложки — это самый доступный музыкальный инструмент не только для музицирования в детском саду, но и дома. К участию в оркестре ложкарей привлекаются не только воспитанники, но и их родители. Кроме того, благодаря игре на ложках удается привлекать детей к знакомству и сохранению русских традиций, знакомить детей с русскими народными ремеслами и промыслами. При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Воспитанники должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Сидеть или стоять дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. С первых занятий необходимо приучать детей к строго определенным местамабота с детским оркестром подразумевает несколько форм занятий. Это индивидуальная (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповая (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра) формы. Коллективная форма — самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. На музыкальных занятиях используются следующие виды оркестров: – Ритмический шумовой аккомпанемент к песне, пьесе, исполняемой на фортепиано, в инструментальном сопровождении; – Аккомпанемент на ксилофонах, металлофонах к песне, пьесе с использованием остинато и более развернутых партий. Игра в детском оркестре помогает и в формировании вокально-певческой культуры воспитанников. Приучаясь в оркестре слушать музыкальное сопровождение, взаимодействовать в ансамбле ребенок при исполнении песен (сольно и с коллективом) уже умеет самостоятельно вслушиваться в аккомпанемент, реагировать на смену темпа и динамики, ведь метроритмическое чувство — это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр. «Дирижёр и оркестр». Один воспитанник становится дирижером, все остальные — оркестр. Дирижеру предоставляется возможность самостоятельно решить, как будет звучать музыкальное произведение. «Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух. Называть можно имена в полной и уменьшительной форме (Маша, Мария, Машенька). «Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить. «Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем. Как только музыка зазвучит вновь, кладут инструмент на стульчик и продолжают движение по залу. Мы считаем, что игра в детском оркестре обладает высокими показателями для развития чувства ритма старших дошкольников, обладает неоценимой помощью в формировании произвольного слухового внимания, речевых навыков и вокально-певческой культуры, учит умению взаимодействовать с коллективом, прислушиваться к музыке и анализировать собственное исполнение. Результаты наблюдения в конце года показали, что использование музыкальных инструментов в музыкальной деятельности старших дошкольников помогло сформировать чувство ритма на необходимом уровне у 89 % воспитанников, а также продолжает помогать успешно решать музыкально-педагогические задачи.Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:Рябинина Д. Н. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 105-108. — URL (дата обращения: 12.12.2017).Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритмапозволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее. Большой возможностью в развитии у детей чувства ритмаобладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха: звуковысотныйметроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха:звуковысотный,метроритмический,ладогармонический,тембровый,динамический,чувство музыкальной формы.ВВЕДЕНИЕЧувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребѐнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнѐра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнѐром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.Ансамблевая игра не только даѐт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чѐтко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.Номинация «Мастер-класс»«РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА ИЭЛЕМЕНТАРНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»Баринова Ирина Борисовна,музыкальный руководительПенза 2015Цель:Знакомство участников с опытом использования авторских дидактических видео игр и упражнений, способствующих развитию у детей чувства ритма и формированию элементарной музыкальной грамотности.Задачи:• Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма и элементарной музыкальной грамотности у детей дошкольного возраста.• Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в играх и упражнениях.• Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.Оборудование:мультимедийное оборудование, детские музыкальные шумовые инструменты, подручный звучащий материал, карточки.Ход мастер-класса
  • Теоретическое обоснование
  • На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Но если задуматься, прислушаться, то вся наша жизнь пронизана ритмами: возбуждение - торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание,  вдох – выдох;  а также: полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь, бодрствование – сон и т.д. И от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит не только наше физическое и психическое самочувствие, но и такие понятия как: широта взглядов, мировоззрение, эмоциональная гибкость, готовность к восприятию новой информации и т.д.Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, Попробую конкретизировать изменения, которые происходят в результате занятий ритмом:1. Уравновешивание всех движений при любом виде деятельности: ходьба, однообразная работа, более сложные движения (повороты, поднимание и перетаскивание грузов, танцы). Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело, а, следовательно, лучше управлять им. Значит он меньше устает, становится более выносливым, ему меньше времени требуется на отдых.2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что  правильно отрегулированные движения и затрачиваемые на них усилия  не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает сопротивляемость организма агрессивным факторам внешней среды, т.е. повышает иммунитет. Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры  (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной,  что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.4. Изменяется отношение к времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.Это можно увидеть на примере перехода через дорогу  с оживленным движением  без светофора: одни люди мечутся туда-сюда, другие никак не могут решиться перейти дорогу, а некоторые бегут почти прямо под колеса мчащихся машин. И только если правильно оценивать расстояние и скорость машин, а также свои возможности и реакцию, можно наиболее безопасно и быстро перейти проезжую часть.5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными т.к. развивается и чувство метра. А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.  Можно сказать, что все эти доводы идеализированы. На практике, конечно, результат занятий может быть не так заметен. Ведь у каждого человека изменения происходят индивидуально. Но все-таки польза занятий ритмом – очевидна.Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Педагоги-музыканты хорошо знают, что детьми легче усваиваются ладовые выражения в музыке и музыкально-слуховые представления, а восприятие ритмической основы вызывает затруднение.Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы. Я в своей работе с детьми использую многие из них. В том числе - авторские музыкально-дидактические видеоигры, которые направлены в первую очередь на развитие чувства ритма и попутно на формирование элементарной музыкальной грамотности.Работа над ритмом с помощью этих игр доставляет детям удовольствие, так как проходит в привлекательной для них игровой форме, с использованием доступного, яркого иллюстративного материала.Важнейший принцип любого успешного обучения: "вижу, слышу, делаю". Именно эти действия и лежат в основе моих игр. Дети видят яркие картинки, собранные в видеоряд, условно изображающие знакомый им ритмический рисунок, слышат музыку, сопровождающую этот видеоряд, и исполняют этот ритмический рисунок либо звучащими жестами, либо игрой на шумовых музыкальных инструментах. Наша память сохраняет 10% из того, что мы слышим, 50% из того, что мы видим, 90% из того, что мы делаем. Опора на принцип «вижу, слышу, делаю» помогает детям быстрее усвоить предлагаемый им материал и надежно закрепить его.II Практическая часть.Дети любят поиграть - это нужно понимать,И поэтому игрою их я стала увлекать,Чтобы ярко, интересно, да к тому же и полезно,Стала ритмы рисовать и ребятам предлагать!Вот и вы хоть на минутку превратитесь, будто в шуткуВ милых, маленьких детей, что не могут без затей!Звук короткий, длинный звук- вот веселый перестук!Сколько музыкальных фраз! Фильмы ритмам учит вас!Эти фразы- как загадки- угадайте-ка, ребятки -Что за ритм таится в зайках, или в кошкиных царапках?Так давайте поиграем и себя мы испытаем!Приготовили ладошки! Поиграем мы немножко!Надеюсь, что вы поняли – маленькая фигурка на картинке соответствует короткому звуку, большая – длинному.Участникам мастер-класса предлагается игра «Зайки»Сразу скажу о задачах музыкальной грамотности, которые одновременно в них решаются. В «Зайках» картинка четко делится на две части. Это как бы условные два такта у каждого есть своя сильная доля. Малышам я об этом не говорю, а со старшими ребятами обязательно отметим.А в игре «Два кота» не зря следы лапок раскрашены разными цветами и расположены на разном уровне! Мелодия этой песенки построена на 2-х разных по высоте звуках. Именно высота звука и обозначена расположением на плоскости и цветом. Небольшая наклеечка такого же цвета есть на пластинках металлофона. А значит, глядя на экран можно не просто простучать, но и сыграть мелодию песенки.Исполняется игра «Два кота» с металлофономВсе мои игры-фильмы собираются из карточек-ритмов, которые мы предварительно рассматриваем, обговариваем и обыгрываем с детьми. Начинаем с прохлопывания без музыки. Затем продолжаем играть с музыкой, но карточки сначала не меняются, или, в старшем возрасте, меняются редко, используется неполный набор карточек. И только после того, как ритмический рисунок каждой карточки оказывается усвоенным детьми – переходим к игре в полном объеме.А сами карточки могут быть нарисованными исходя из двух принципов.Первый - принцип «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить любые близкие детям слова. Как правило, я объединяю картинки по темам: «Игрушки», «Звери-малыши» и т.д. А основанием ритмической «расшифровки» служит ритм звучания слова. Один слог – один музыкальный звук. Только прохлопываем мы слово так, как оно звучит в естественной выразительной речи, а не так, как это делают учителя начальных классов, логопеды и воспитатели, объясняя деление слова на слоги – растягивая каждый слог и искусственно выравнивая продолжительность звучания их. То есть картинку с изображенным на ней попугаем мы «проиграем» как два коротких и один длинный звук. Если же на картинке облако, то прозвучит один длинный и два коротких звука.Другой принцип - основные ритмические группы узнаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Таким способом запись ритмической группы и понятна, и многовариантна, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Этот способ убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей.К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать разнообразные ритмические и звукоподражательные слоги. Чаще всего используются слоги «Та» для длинного звука и «Ти» - для короткого. Возможны варианты, например, «Дон» - для длинного, а для пары коротких звуков, которые именно в паре чаще всего и используются – «Ди-ли», или любые другие. Главное, чтобы назначение имени не менялось, слог каждый раз обозначал либо длинный, либо короткий звук.Ценность ритмических слогов состоит в том, что:-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять.Предлагается к исполнению игра «Озорная полечка»И еще в ряде случаев использую смешанный, переходный вариант от ритма, обозначенного словом, к ритму, обозначенному картинкой. Как, например, в игре «Паровоз», где использованы две ритмические фигуры: паровоз и солнышко. А на карточках нарисованы сочетания больших и маленьких фигурок, в первом случае – паровозики, во втором – солнышки.Исполняется игра «Паровоз»В играх для самых маленьких присутствует только элементарная пульсация длинными и короткими звуками. Интересно, что малыши интуитивно добавляют в свое исполнение еще один нюанс – изменение динамики звучания. Пульсация длинными звуками звучит громко, а короткими - тихо«Кузнечик»Постепенно в игры добавляются более сложные ритмические рисунки, увеличивается количество их использования в одной игре, ускоряется смена одного рисунка другим.Ритмический рисунок на карточке может быть изображен как с помощью однородных предметов, которые будут отличаться друг от друга размером, так и разными фигурками. Во втором случае в расчет принимается только размер фигурки, а не ее значение.Если в ряду однородных предметов появляется что-то не вписывающееся в этот ряд – например, корзинка в ряду с грибами, или ведерко рядом со снеговиками, значит так обозначена пауза, молчание. Надо сказать, что паузу детям исполнить сложнее, чем звук. Поэтому она появляется на карточках для старших дошкольников.У меня есть несколько комплектов игр, в которых звучит одна и та же музыка и использованы одни и те же «персонажи». И использовать такой комплект можно либо в разных возрастных группах, либо в одной группе, но в порядке усложнения.Участникам мастер класса предлагается ранжировать наборы карточек к вариантам игры «Грибная история». Во время работы группы зал «исполняет» варианты игры.«Грибная история»Участникам мастер класса предлагается придумать возможные видоизменения заданий (направления этих изменений) в ритмической игре при повторных обращениях к ней, для удержания интереса детей.Варианты ответов: использовать разные звучащие жесты, всевозможные звучащие подручные материалы – палочки, скорлупки грецких орехов, каштаны, одноразовые ложки и ложечки из детского питания, крышки от пластиковых бутылок и др.; использовать детские музыкальные инструменты с нефиксированной высотой звучания; исполнять по подгруппам.Во время обсуждения исполняется «Зазвенели тихо на морозе льдинки»После ответа группы – проводится игра «Утята и котята» по подгруппам с музыкальными инструментами.Дошкольники очень любят встречаться в играх с персонажами знакомых сказок. На этот интерес я опиралась, создавая цикл «ритмяшек» «Любимые детские сказки». Сейчас он состоит из наборов к сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и «Федорино горе». Работа над циклом продолжается, скоро появятся наборы к другим сказкам. В каждом наборе – 3-4 игры. В них постепенно усложняются использованные ритмические рисунки, а в последней – добавляется оркестровка.Участникам мастер класса предлагается подобрать подходящий по тембру (окраске звучания) инструмент каждому герою сказки «Теремок».Во время выполнения задания с залом исполняется упражнение «Федорино горе»После выполнения задания исполняется игра «Теремок» с инструментами.Вот мы с вами поиграли, вы, надеюсь, не устали?Было вам тут интересно? И хочу сказать вам честно -Любят дети ритмы эти - и об этом в интернетеПисем много получаю, для себя я открываюЧто полезен труд мой людям, хоть нелегок он и труден,Кропотлив и трудоемок, путь к созданью фильма долог,Но зато - и результат стоит временных затрат:Ритмы эти увлекают - в детях наших развиваютМузыкальность, и ритмичность, и в оркестре гармоничность.Зрелищны они, нарядны, красочны и так наглядныПотому о малыши в них играют от души!Ради этого, друзья, создаю все фильмы я,Это стало увлеченьем, и моим предназначеньем-Радость детям подарить и играя, их учить.Если вас я увлекла- цель достигнута моя:Доказать, что фильмы эти очень интересны ( помогают) детям.Новый день- идеи снова не дают душе покоя,Фантазировать, мечтать, снова фильмы создавать,Ну, а значит, с вами я не прощаюсь навсегда,Будет что вам рассказать, когда встретимся опять!В полном объеме все, созданные мной к данному моменту музыкально-дидактические видеоигры можно найти в моей Мастерской (Мастерская Ирины Vitolda) на международном форуме In-ku.com, в разделе «Музыкальный руководитель в д/саду» в теме «Шумелки, гремелки, стучалки, игралки» Там же буду размещать и новые игры.Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее значение на уроке - способность к проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей 6-7 лет, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное состояние детей к музицированию, целенаправленное восприятие и усвоение приемов игр.Основная направленность этого вида музыкальной деятельности в младших классах выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах (по указанию учителя) мелодию произведения, «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки. Отличительной особенностью этого занятия является то, что оно приемлемо для всех детей без исключения. Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном музицировании. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности.Детей, прежде всего, знакомят с различными видами инструментов, исполняют на них мелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящая у металлофона, звонкая у тарелок, нежная у треугольника, звучная у аккордеона, гремящая у барабана и т.д.).Обучение игре на детских инструментах Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев делят на три этапа:1) дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры;2) подбирают попевки по слуху;3) исполняют их по своему желанию.Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Совместной игре в детском оркестре предшествует индивидуальное занятие с каждым ребенком отдельно и игра небольшими группами - по 3 человека. Сначала проучиваются партии, затем проводятся сводные репетиции всем составом оркестра.При работе с детьми следует создавать поисковые ситуации, стимулирующие возникновение у детей «собственных» инструментально-ритмических вариантов.При распределении между учащимися партий необходимо учитывать их интересы и способности. Детям, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач: 1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на уроках, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха); 2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов; 3) воспитать интерес к игре в оркестре, различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; 4) активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух); 5) способность формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.Страница:
  •  1 
  • При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала - его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступен для совместного исполнения учеников и учителя для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески.Результаты работы на уроке во многом зависят от инструментария. Поэтому необходимо учитывать ряд требований к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. В работе с детьми 6-7 лет могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т.п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, т.е. быть изящно оформленными, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач. При игре на любом инструменте необходимо следить за свободным положением тела, шеи, головы.Целесообразно с первых занятий использовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инструментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепенно усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, импровизировать голосом на ступенях, образующих конкретную ладовую ячейку, но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструменты со съемными пластинами. Давая учащимся творческие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.Необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно формировать у всех музыкально-творческое мышление. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, так как качество их зависит от музыкального опыта школьников и со временем становится более высоким. Важно то, что в процессе инструментальной деятельности у учащихся активно формируются музыкальные, творческие способности. Развивается чувство ритма.Для игры на музыкальных инструментах необходимо развитие слуха и чувства ритма. Эти способности формируются с помощью музыкально-дидактических игр и упражнений. Игра на инструментах осваивается детьми постепенно: вначале это воспроизведение ритмического рисунка мелодии на шумовых и ударных инструментах. По мере развития слуха дети обучаются игре на звуковысотных музыкальных инструментах - металлофоне, цитре, арфе, баяне и др. Чтобы запомнить и точно воспроизвести мелодию, ее необходимо повторить несколько раз.Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает в себя только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения. Игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та», «ти», «бег», «шаг»).Игра на музыкальных инструментах значительно активизирует ритмическое чувство учащихся. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, школьники активно за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя.Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последовательного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниатюры, пьесы, инструментовки произведений для слушания музыки, например пьесу М. Ройтерштейна «Кукушка и дятел».Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкальных представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.Сложное инструментальное сопровождение необходимо всегда приспосабливать к возможностям детей. Партитуры можно упрощать или, наоборот, усложнять, а так же предлагать их в качестве примера для составления ритмического сопровождения к другим произведениям. Кроме того, они могут служить в качестве образца к творческим заданиям.Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются небольшие и несложные по форме произведения, освоенные учащимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания. Развитие чувства ритма происходит параллельно в нескольких направлениях. Одно дает детям понимание соотношения различных длительностей. Другое - обеспечивает усвоение различных ритмических фигур и через их запоминание - развитие внутреннего ритмического слуха, музыкальной памяти. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях, благодаря воспроизведению их пульсации. Четвертое способствует формированию представления об эмоциональной сущности ритма через инструментальное сопровождение. Представление детей об эмоциональной сущности ритма усиливается через окраску звучания инструментов, для которых написана та или иная партия. Каждая должна передавать особенности художественного образа, например тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности ритмического сопровождения необходим и анализ произведений (выявление его характера и средств музыкальной выразительности), как вид музыкально-образовательной деятельности.Активизация музыкально-ритмического чувства у учащихся ощущается в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями.Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство рекомендуется с заданий, выполняя которые дети должны передать на ритмических инструментах равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания способствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долей в музыке и биением человеческого сердца. Например, полезно напоминать детям, что нечеткие удары пульса человека говорят врачу о болезни пациента. О музыке нельзя сказать, что она не здорова, однако исполнение ее с нарушением ритма изменяет характер произведения и делает, например, музыку польки неудобной для танца, а музыку марша - для строгого движения.Первые задания, направленные на развитие ощущения пульса, строятся на основе произведений, имеющих одинаковый темп. Затем в работу следует включать пьесы с контрастными темпами (например «Марш» С. Прокофьева из сборника «Детская музыка» и пьесу В. Ребикова «Медведь»). Ощущение различных скоростей движения долей в собственном исполнении активизирует у учащихся музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изобразительность, выразительность ритма в музыке. При выполнении таких заданий школьникам предлагается выбирать инструменты для сопровождения каждого произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра.Следующий этап развития чувства ритма в исполнительской деятельности детей - различные чередования сильных и слабых долей. Задания, направленные на формирование представлений о различной тяжести долей, чередовании сильных и слабых долей, даются на хорошо знакомых учащимся песенках-миниатюрах, где смысловые акценты совпадают с сильной долей каждого такта (например, песня «Звони, звонок!»). Как только дети смогут точно воспроизвести на инструментах чередование сильных и слабых долей, следует предложить им «записать» всю работу «пульса» песни, написанной в двухдольном размере. Выделяя сильные удары чертой перед ними, дети получают представление о записи метра, тактовой черты и размере. Для активизации этих представлений можно предложить детям найти ошибку, преднамеренно допущенную учителем в записи «пульса» в известной учащимся песенной миниатюре.Параллельно с развитием у учащихся ощущения метроритмической пульсации в музыке происходит усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц. Благодаря этому дети будут легко воспринимать и сознательно воспроизводить соотношение длительностей, играя ритмические вступления и сопровождения.Усвоение ритмических фигур целесообразно начинать, используя:а) инструментальное сопровождение к приветствию учителя и детей;б) игра «Эхо», в которой учитель исполняет на фортепиано выразительно мотив песни, а дети отвечают повторением ритмической фигуры этого мотива на своих инструментах;в) инструментально-ритмическую расшифровку слогонот музыкальных загадок и ответов к ним.Одно из музыкальных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения, - «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая музыкальная пьеса и попевка в букваре иллюстрирована. Три раздела посвящены соответственно трем темам: «Каждое чувство передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?». «Музыкальный букварь» используется для слушания, при обучении детей пению, игре на инструментах, развитию слуха, чувства ритма. Н. А. Ветлугиной составлен примерный словарь музыкальных терминов, рекомендуемый для работы с детьми, где использовались работы: А. И. Шелепенко «Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6-7 лет » (кандидатская диссертация), О. П. Радынова «Слушаем музыку».Освоение нотной грамоты в процессе игры на детских музыкальных инструментах подробно и интересно предлагает И. Г. Лаптев в своей книге для учителей «Детский оркестр в начальной школе».Таким образом, активизация формирования чувства ритма детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности. Инструментальная деятельность детей в младшем школьном возрасте (6-7 лет) ведет к неоднозначным и, самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.При последовательном ознакомлении с различными группами простейших музыкальных инструментов индивидуальные и совместные инструментальные импровизации способствуют осознанному восприятию средств музыкальной выразительности. Усвоение средств музыкальной выразительности активизирует эмоциональность восприятия музыки, развивает содержательность мыслительных операций (узнавание, сопоставление, анализ, обобщение), вырабатывает у детей умение верно, обоснованно и стройно рассказывать о переживаемом музыкальном впечатлении. Практика работы показывает, что это ведет к полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, музыкальному и общему развитию учащихся, активному формированию музыкального духовного потенциала учащихся начальной школы.Характеристика детских музыкальных инструментов, способы и приемы игры на них.Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии).При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.Звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся всё более самостоятельными.Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.С трех лет дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), чёткий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приёмы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приёмами игры (стаккато, глиссандо).Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется в практике.Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.Цветовая система, распространённая за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определённое цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например, нота ля обозначается красным цветом, соль – зелёным. Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух). Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зелёное обозначение ноты – нажимаю на зелёную клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении (например, до – 1, ре – 2, ми – 3 и т. д.). Может моделироваться и обозначение длительностей (длинные и короткие палочки и т. д.).Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты.Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др.).Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 3-2 в.в. до н.э., которые являются прообразами ныне существующих.Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая её на пустой сосуд.Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путём вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже – дерево и металл.В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов – народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть только несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.Народные духовые музыкальные инструменты делятся на насколько разновидностей. Одна из них – свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность – язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.ЗаключениеОбучение игре на музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности ребёнка и стимулирует интерес к инструментальной музыке, развивает его мышление и аналитические способности.Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма.Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать.Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления от музыки.Музыкальное мышление – способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различать музыкальные средства, передающие содержание.Таким образом, в каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма), развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и импровизаций (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).Список литературы:1. Бублей С. Детский оркестр. - Ленинград 1989.2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968.3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М., 1958.4. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989.5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М., 1967.6. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 1985.7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1998.8. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982.9. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания.- М., 2006.10. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990.11. Костина Э. П. Камертон. - М., 2008.12. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. - М.,2001.13. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников.- М.,2001.14. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994.15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование с элементами концепции Карла Орфа”.Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
  • музыкальные занятия
  • театральная деятельность
  • выступления на праздниках
  • кружковая работа.
  • В разных видах деятельности:
  • пение
  • слушание музыки
  • движение.
  • Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселый оркестр”.В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. ТютюнниковойЭлементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа”.Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
  • Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
  • Привить навыки игры на музыкальных инструментах
  • Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
  • Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
  • Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность, самостоятельность и свобода мышления
  • Развивать навыки общения и сотрудничества.
  • Основными видами деятельности на занятии кружка по элементарному музицированию являются активные формы:
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • Речевые упражнения и движения
  • Цели:
  • Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.
  • Развивать музыкальные способности ребенка.
  • Задачи:Обучающие:
  • Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
  • Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  • Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.
  • Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул
  • Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.
  • Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
  • Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
  • Развивающие:
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  • Развивать чувство ритма и ручной праксис.
  • Развивать у детей чувство уверенности в себе.
  • Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
  • Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
  • Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
  • Мною разработан перспективно-тематический план работы кружка “Веселый оркестр”.Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментахСветлана Иванова Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»Возникновение опыта тесно связано с изучением проблемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах, потому что наши наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке.Игра на ДМИ – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается чувство ритма, память и умение сконцентрировать внимание.Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментовразвиваются его мышление, аналитические способности. Игра на детских музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой(слитной) речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.Знакомила детей с инструментами, рассказывая об истории их создания, классифицируя их по группам и подгруппам (шумовые, звуковысотные, ударные, струнные и т. д.).Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности: ладовое чувствомузыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.Новизна: Новизна опыта состоит в определении диагностической методики по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Педагог расширила предложенные параметры данной диагностики, включив в нее следующие параметрычувство тембра, различие динамики.Цель работы: создание условий для развития чувства ритма у старших дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.Задачи работы:• Расширять знания детей о музыкальных инструментах;• Развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;• Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать;• Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными видами оркестров;• Тренировать различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;• Формировать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах.В соответствии с ФГОС ДО, педагог использовала деятельностный и компетентностный подход в построении образовательного процесса. Применяла активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах:Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы, слушание классической музыки в исполнении различных оркестров (эстрадно-духовой, симфонический, оркестр русских народных инструментов).Наглядные: рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными инструментами.Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.Применяла разнообразные формы работымузыкальные занятия; познавательные беседы; дидактические игры; развлечения. В ходе работы были использованы технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми: информационно-коммуникативные технологии, технологии традиционного обучения: здоровьесберегающие, игровые.На первом этапе работы я создала условия, благоприятные для развития музыкально- ритмических способностей у детей в музыкальном зале.Работа проводилась в следующих направлениях с детьми, родителями, социумом:- составление перспективного планирования на год;- составление конспектов музыкальных тематических занятий«Оркестровая сказка»«В мире музыкальных инструментов»«Знакомство с инструментами»«Радуга звуков» и другие.- проведение экскурсий в детскую школу искусств;- индивидуальная работа с детьми;- консультации для родителей«Детские музыкальные инструменты»«Игра на детских музыкальных инструментах»«Классическая музыка для дошкольника»«Мир музыкальных звуков»;Музыкальное воспитание в ДОУ ведется по программе «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, существенным отличием этой программы от аналогичных является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. В программе органично сочетается музыка и движениемузыка и речьмузыка и изобразительная деятельность детеймузыка и разнообразие игр, в условиях специально организованных занятий. Широко и полно охватывает все разделы музыкального образования и сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду. Структура занятия содержит необходимые разделы для всестороннего музыкального развития: приветствие, музыкально- ритмические движенияразвитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика, слушание музыки, распевание и пение, игры, пляски, хороводы. Занятие начинается с ритмического или тембрового приветствия (дети здороваются, прохлопывая свое имя ладошками или, здороваются с пришедшей к ним в гости игрушкой, низким и высоким голосом). Следующий раздел занятия – музыкально- ритмические движения. Дети под музыку выполняют разнообразные упражнения, направленные на развитие ритмаритмические хлопки, разнообразные шаги, прыжки, придумывают различные фигуры. Задачи этого раздела:-различать 2-х частную форму и выполнять движения в соответствии с музыкой;- останавливаться четко с концом музыки, совершенствовать различные движения, координацию рук, ориентирование в пространстве;развивать ритмическую четкость и ловкость движений;- выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.Раздел – развитие чувства ритма, музицирование включает в себя игру на инструментах, составление и проигрывание ритмических формул, проговаривании потешек, стихотворных текстов и содержит следующие задачи:-ритмично играть на палочках;-различать длительности в ритмических карточках;-осмыслить понятие «пауза»;-выслушивать предложенный ритм до конца и повторить его;-ритмично играть на музыкальных инструментах по подгруппам и цепочкой;-выкладывать ритмические формулы на фланелеграфе, играть на инструментах.В старшей группе дети совершенствовали свои знания и умения, приобретенные в средней группе. Учились играть на музыкальных инструментах самостоятельно, знакомились с динамическими оттенками музыки, с изменением темпа. Больше узнали о классификации инструментов (клавишные, струнные, смычковые, ударные ит. д.).В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно начинать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.В своей работе музыкальный руководитель применяла различные пособия«Гусеница»«Паровоз»ритмические таблицы, содержащие разнообразные ритмические формулы«Музыкальная лесенка» - пособие, которое помогает закрепить понятие о движении мелодии. Я стремилась развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинала с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми, формируют тембровый слух. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры, такие, как«Составь оркестр»«Сказочное дерево»«Что звучит?»«Аплодисменты»Игру на детских музыкальных инструментах включаю в тематические занятия и праздники. Дети с удовольствием исполняли музыкальные произведения на утренниках, чувствуя себя настоящими оркестрантами. [/i]