Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриоты
Автор: Михалёва Надежда Вячеславовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеСтарская средняя общеобразовательная школаДятьковского района Брянской областиПатриотическое воспитаниетема «Наша Родина – Россия»Подготовила:Михалёва Надежда ВячеславовнаУчитель начальных классовМуниципальное автономное общеобразовательное уреждениеСтарская средняя общеобразовательная школаДятьковского района Брянской области 2023 годПояснительная запискаКак перед ней ни гнитесь, господа,Вам не снискать признанья от Европы:В ее глазах вы будете всегдаНе слуги просвещенья, а холопы.Ф.И.Тютчев.Описание разработки: методическая разработка внеклассного мероприятия «Наша родина - Россия» посвящена патриотической направленности, в ходе мероприятия у обучающихся воспитывается чувство патриотизма через осознание значения символов. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу (словарь Ожегова). Главное в мероприятии «Наша Родина - Россия» - это системный подход к формированию патриотической позиции обучающегося по отношению к своей малой родине, создание условий для самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающемуся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.Актуальность программы.Современное общество постоянно меняется. Россия становится правовым государством. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.У гражданина появляются права и обязанности перед государством. Важнейшим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества.Реализация концепции модернизации российского образования, призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию понимания ценностей демократичного общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма. Анализируя состояние современного общества и главные задачи по становлению правового государства, определилась проблема – недостаточного внимания педагогов к воспитанию чувства уважения у молодежи к малой Родине, гражданского самосознания и готовности к защите Отечества.Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма через осознание значение символов Российской Федерации.Задачи:1. создать условия для утверждения в сознании и чувствах обучающихся комплекса патриотических ценностей.2. разработать и внедрить модель организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование гражданского самосознания .3. формировать активную жизненную позицию гражданина .4. развивать познавательный интерес к историческому прошлому своего города, села.5.воспитывать личность гражданина – патриота своей земли, способного встать на защиту Родины, государственных интересов страны.6. воспитывать любовь к малой родине и природе.7. приобщать к культурно- историческому наследию народа нашей малой родины.Планируемые образовательные результаты:Предметные: - освоение понятий «Отечество», «Родина», «малая Родина», «культурные традиции», «Герб», «Флаг», «Гимн».Метапредметные:а) познавательные: умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции;б) регулятивные: навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции;в) коммуникативные: навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, Личностные: формирование у детей образа родной страны как Родины, Конспект внеклассного урока,Тема урока: «Наша Родина – Россия»Цель урока: воспитание чувства патриотизма через осознание значение символов Российской Федерации.Планируемые образовательные результаты:Предметные: - освоение понятий «Отечество», «Родина», «малая Родина», «культурные традиции», «Герб», «Флаг», «Гимн».Метапредметные:а) познавательные: умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции;б) регулятивные: навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции;в) коммуникативные: навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, Личностные: формирование у детей образа родной страны как Родины, Оборудование: государственные символы РФ (флаг, герб, гимн), интерактивная доска, карточки.Ход урока:1.Орг.момент- Здравствуйте, ребята, садитесь. Внимательно послушайте стихотворение, которое я прочитаю. Подумайте, почему с неё начинается наш урок, и попробуйте сформулировать тему нашего дальнейшего разговора.Михаил Львович Матусовский:С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхУ нас никому не отнять.С чего начинается Родина?С заветной скамьи у ворот,С той самой берёзки, что во поле,Под ветром склоняясь, растёт.А может, она начинаетсяС весенней запевки скворцаИ с этой дороги просёлочной,Которой не видно конца.С чего начинается Родина?С окошек, горящих вдали.Со старой отцовской будёновки,Что где-то в шкафу мы нашли.А может, она начинаетсяСо стука вагонных колёсИ клятвы, которую в юностиТы ей в своём сердце принёс...С чего начинается Родина?..(Дети формулируют тему урока)- Ребята, а в нашем понимании, что такое Родина? - Правильно, а вы знали, что есть понятие малой родины и большой? (Малая Родина, где ты вырос, рос. Большая – твоя страна). Всё верно. Сегодня мы коснемся понятия именно «большой Родины»2. Целеполагание- Не переходя еще к обсуждению нашей темы урока, какие цели мы можем себе поставить?3. Изучение нового материала- Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по нашей огромной стране, чтобы больше узнать о ней, побываем на необычных станциях.- Предлагаю вам сделать физкультминуткуЕсли долго-долго-долго в самолете нам лететьЕсли долго-долго-долго на Россию нам смотреть,То увидим мы тогда, и леса, и города,Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.И поймем тогда какая наша Родина большая.Необъятная страна.Первая станция «Символическая»- Ребята, с символами мы встречаемся постоянно. Какое вы бы дали определение слову символ? (Это изображение фигур, предметов, выражающий особый смысл).- У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что разговор идет о России (белые березки, матрешки, шапка-ушанка).- Ребята, эти символы являются «народными» символами нашей страны. - У России есть и официальные символы. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории и происхождение объединяет жителей страны. (герб, флаг, гимн).Станция 1. «Найди слово».Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица).
  • Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
  • Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
  • Торжественная песня, символ государства – (гимн).
  • Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
  • Главный город страны – (столица).
  • Выборный глава государства в современной России – (президент).
  • Какая птица изображена на гербе? (орел)
  • Следующая станция «Геральдическая»- Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. - Давайте вспомним, как выглядит герб Российской Федерации? (двуглавый орел)- Где мы можем увидеть герб? (монеты, бумажные купюры, печать).- На гербе Россия изображен золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Над головой орла мы можем увидеть корону. Правой лапой он сжимает скипетр, а левой державу. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают наоб историческом прошлом нашей Родины и показывают единство Российской Федерации.На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец. А святой Георгий Победоносец почитался как святой покровитель воинов, защитников Отечества. А ужасный черный змей – это символ зла. И он повержен героем. Верный конь героя воина топчет дракона копытами.Станция 2. "Герб России"  Где изображается герб?Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.А бывает так, что герб используется в одежде человека?Герб часто изображается на пуговицах у военных или служащих – пожарных, железнодорожников. Существует даже такое выражение – гербовая пуговица.Следующая станция, на которую мы отправимся – это «Знаменная».- Ребята, как вы понимаете значение слово «знамя»? - Догадайтесь, о чем будет речь на станции, где мы остановились:Белый цвет – березка,Синий – неба цвет.Красная полоска – Солнечный рассвет. (Флаг)- Вызываю ученика, чтобы составить флаг России. - Ребята, а теперь попытайтесь значение цветов на флаге. Белый цвет – благородство, чистоту, белая зима, березки, ромашкиСиний – честность, верность, небо, реки.Красный – цвет заката, рассвета, огонь.- Ребята, а кто является президентом нашей могучей страны? (В.В.Путин).Последняя станция, на которой мы сегодня остановимся – это «Песенная»- Много песен у русского народа, но эту должен знать каждый гражданин России.- Кто знает, что эта за песня? (гимн)- Верно, гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество и елинство нашей огромной страны. - Когда исполняется гимн (в торжественных случаях).- Кто из вас может назвать авторов музыки и слов современного российского гимна? (Мелодия написана Александром Васильевичем Александровым. Слова написаны Сергеем Владимировичем Михалковым). - Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать и молча прослушать гимн.4. Рефлексия- А сейчас задание для самых внимательных. Для каждого существительного найдите соответствующее ему прилагательное.ДЕРЖАВА СВОБОДНОЕВОЛЯ ВЕКОВОЙМУДРОСТЬ ЛЮБИМАЯСОЮЗ МОГУЧАЯОТЕЧЕСТВО НАРОДНАЯСТРАНА СВЯЩЕННАЯУчитель: А в заключение нашего занятия я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»(Родина, подобна огромному дереву на котором  не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)Учитель: Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!Итог мероприятия:-Что нового вы для себя узнали?-Что понравилось вам больше всего?