Игры и задания для развития мелкой моторики рук. Советы родителям


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры и задания для развития мелкой моторики рук. Советы родителям
Автор: Половченя Эльвира Владимировна

«Современные образовательные технологии на этапах дошкольного образования»Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно - образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве».В образовательном процессе мы - педагоги используем много разных современных технологий в работе с детьми. И одна из этих технологий о которой написано в этой статье – это технология мнемотехники. Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».Что такое мнемотехника?Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
  • бедность речи, недостаточный словарный запас.
  • употребление нелитературных слов и выражений.
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Мнемотехника помогает развивать:
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • восприятие
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи
  •          Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа-«Подскажи словечко»,-«Найди пару»-«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст-«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возрастII этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.Что такое мнемотаблица?Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.Мнемотаблицы - схемы можно использовать:
  • при заучивании стихотворений
  • при заучивании стихов
  • при пересказах художественной литературы
  • при обучении составлению рассказов
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составу числа
  • при воспитании культурно-гигиенических навыков
  • при воспитании навыков самообслуживания
  • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
  • Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
  • быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
  • соответствовать уровню развития детей.
  • На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Этапы работы с мнемотаблицами 1 этап: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется 2 этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы 3 этап: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания. 4 этап: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты 5 этап: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.Таким образом, использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.