"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Автор: Овчаренко Евгения Александровна

Доклад на районном методическом объединенииучителей русского языка и литературына тему:«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»Подготовила: Овчаренко Евгения Александровна,учитель русского языка и литературы МБОУ Вяжинской ООШ 2023г.Технология продуктивного чтенияВ основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под руководством учителя, который направляет, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить внимание, помогает выделить самое существенное, разъясняет трудное и непонятное. В начале учебного года, на первом уроке, учитель знакомит учащихся с учебником: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать. Требования ФГОС1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, общую цель или назначение текста; — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: — определять назначение разных видов текстов; — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;различать темы и подтемы специального текста; — выделять не только главную, но и избыточную информацию; — прогнозировать последовательность изложения идей текста; — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; • интерпретировать текстсравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; — делать выводы из сформулированных посылок; — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).Выпускник научится: • откликаться на содержание текста: — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; — находить доводы в защиту своей точки зрения; • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации.Что такое ЧТЕНИЕ?
  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)
  • Кого можно назвать «грамотным читателем»?Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном, использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯПросмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления
  • Ознакомительное Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
  • чтение по абзацам
  • графические пометки
  • ИзучающееЦель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста
  • Стратегииэто различные комбинации приемов, которые используются при работе с текстом, используются для восприятия и переработки текстовой информации Три основные фазы чтения1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование и интерпретация;3. оценка информации (рефлексия)Работа с любым текстом предполагает три этапа:1. До чтения текста,2. Во время чтения текста,3. После чтения текста.1 этап. Работа с текстом до чтения
  • Цель: прогнозирование будущего чтения.
  • Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
  • названию (текста, параграфа, раздела)
  • имени автора, датам, понятию
  • иллюстрациям (перед текстом)
  • выделенным словам (просмотровое чтение)
  • привлекая предшествующий читательский опыт
  • 2-й этап. Работа с текстом во время чтенияИзучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)ПРИЕМ: диалог с автором
  • Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать ответы на эти вопросы
  • Проверять свои прогнозы по ходу чтения
  • 3-й этап. Работа с текстом после чтения
  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
  • Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
  • 4 этап. Мониторинг читательской деятельности школьниковМониторинг — система сбора и обработки информации, позволяющая судить о состоянии объекта в разные моменты времени и дающая прогноз его развития. Полученная информация может быть использована для улучшения процесса образования. Для оценки навыка чтения может проводиться диагностика умений находить информацию, интерпретировать текст, осуществлять рефлексию и оценку текста. Традиционные приемы работы с текстом(включены все этапы работы с текстом)1) Простое воспроизводство (чтение и пересказ). Эта форма способствует запоминанию и формированию правильной и красивой речи. 2) Деление текста на смысловые блоки (эта работа учит ребёнка правильно разбить материал параграф по смыслу). 3) Составление плана по тексту (простого и сложного). Этот вид деятельности учит ребёнка выделять главную мысль в тексте и озаглавливать её. Прежде всего, детям необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). 4) Выборочное чтение текста при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. 5) Составление опорного конспекта по тексту. Дети учатся воссоздавать текст с помощью опорных сигналов. Это способствует лучшему запоминанию и хорошему усвоению материала. 6) Работа с понятиями. Как правило, на каждом уроке вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов, записать их в тетрадь.7) Найти объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту. 8)Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного.9) Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих 10) Находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий; 11) Сравнение по тексту двух близких понятия по смыслу, нахождение их различий. Для того, чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, закономерности, уметь выбрать нужные источники информации. 12) С точки зрения дифференцированного подхода в обучении учебник помогает провести опрос и слабых и сильных учащихся. Слабому ученику дается карточка с вопросом, ответ на который предложено найти в тексте параграфа. Для сильных учеников при изучении нового материала, предлагаются задания на нахождение в тексте параграфа причинно-следственных связей. 13) Система маркировки текста. Прием «Инсерт» Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
  • - галочкой помечается то, что им уже известно;
  • – - знаком минус помечается то, что противоречит их представлениям; + - знаком плюс помечается то, что является для них интересным и неожиданным. ? - вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 14) Игра «Неиспорченный телефон» Каждому учащемуся даётся на уроке для изучения небольшой текст (пояснение термина). Задача: объяснить одноклассникам изученный термин, показать его признаки, сущность.15) Формулировка вопросов к тексту и ответы на них. Формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; Как правило, если ученикам шестого класса предложить подобное задание, можно получить от них только вопросы репродуктивного характера, отвечающие на вопросы: Как? Какие? Где? Когда? и так далее Типы вопросов: Простые (запоминание фактического материала) Уточняющие («правильно ли я понял, что…») Объясняющие («как вы думаете...?», «как по вашему...?) Практические («как бы вы поступили…?) Творческие («что будет, если…?) Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу.16) Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Некоторые слова кластера тоже можно соединять друг с другом черточками, иллюстрируя наличие между ними логических связей. 17) «ШЕРЛОК ХОЛМС» (игра) Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.18) Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Какие образовательные результаты обеспечивает технология продуктивного чтения?
  • Коммуникативные: формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника.
  • Познавательные: извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
  • Личностные: в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
  • Регулятивные: умение работать по плану (алгоритму).