Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Автор: Сметанина Надежда Васильевна

Формирование предпосылок финансовой грамотностидетей старшего дошкольного возраста через игровую деятельностьСметанина Н.В., воспитательМБДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида», г. Далматово «Если хочешь быть богатым,нужно быть финансово грамотным»Роберт КийосакиНевозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут купитьэто соприкосновение с миром финансов. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание, через которое помогаю создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Меня заинтересовало данное направление и по которому была начата работа по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.Работу по данному направлению я начала с того, что изучила нормативные документы, научно-методическую литературу, современные программы, проанализировала исследования ученых по финансовой грамотности дошкольников. Е.А. Сидякина отмечает, что в отечественной педагогике формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста долгое время не было предметом специального исследования, однако в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников значительно вырос. А.Д. Шатова полагает, что «…смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, что­бы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».С. Макаренко говорил: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте».Проанализировав литературу по вопросу финансовой грамотности и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Для меня стала интересной тема ""Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность".Актуальность темы.Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.На мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.Ребенку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать это за него.Новизна моего опыта заключается в том, что формирование финансовой грамотности должно осуществляться не периодически. Программа должна вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей, педагогов. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования и пр.). Особое внимание уделяю играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.Мною была разработана программа по интересам "Азбука финансовой грамотности" (далее – Программа) на основе примерной парциальной программой дошкольного образования для детей 5-7 лет "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности".В данной программе были поставлены цель и задачи.Цель и задачи программыЦель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшей и подготовительной групп.Для достижения данной цели основными задачами данной Программы являются:Образовательные: - познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; - раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда);- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.; - обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: • трудиться, работать и зарабатывать; • деньги, доходы; • покупать, тратить, расходовать, транжирить; • откладывать, копить, сберегать; • одалживать, занимать, отдавать, возвращать; • планировать, экономить;- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; - подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. Воспитательные: - активизировать коммуникативную деятельность детей; - сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.Построение системы образовательной деятельности, направленной на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, основывается на следующих педагогических принципах:1. Принцип занимательности –  используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.2. Принцип новизны –  позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.3. Принцип вариативности – заключается в формировании умения осуществлять собственный выбор и предоставлении возможности выбора.4. Принцип гуманистичности – ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, создаётся доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 5. Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.7. Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний о финансовой грамотности. 8. Принцип позитивной социализации детей – построен на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государстваВо время реализации программы я использовала следующие технологии:Технологии игрового обучения:- пространство детской реализации;- образовательное событие;- эвристические беседы, дискуссии;- наблюдения за объектом;- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;- «намеренная ошибка»;- проговаривание хода предстоящих действий;- использование художественного слова, дидактические и сюжетно-ролевые игры;Информационные технологии:- ИКТ;- мультипликация; -виртуальные прогулки Личностно - ориентированные технологии:- технология позитивной социализации;- технология проблемного обучения;- мнемотехника;- исследовательская деятельность;- «Кейс» - технология;Мною была создана развивающая среда для сюжетно-ролевой игры "Магазин", "Банк" атрибуты (банкомат, банкноты, монеты, бэйджики с иллюстрацией профессии , нашейные шарфы и др.), дидактические игр для группы, мини-музей, лэпбук "Юные финансисты", альбом "Деньги", машины времени "Как появились деньги".Программа предусматривает следующие форматы взаимодействия с детьми.- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);- практические (исследование, экспериментирование и др.).Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. В дидактических играх «Кто кем работает?»«Конфетки и монетки»«Что в кошельке?»«Семейный бюджет»«Что можно купить за деньги?»,«Кто собрал больше монет?»«Нади пару» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.Например:Игра «Найди пару»Цель: Закрепление умений детей различать и сравнивать изображения.Материал для игры: карточки с изображением кошелечков с купюрами разных стран.Правила игры: Количество игроков 1-4.Детям предлагается взять один кошелек с изображением купюры и подобрать к нему пару.Игра «Что дешевле что дороже?»Цель : расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знания о приблизительной цене товаров, об их соотношении.Материал: две карточки для классификации товаров на две группы "дороже" и "дешевле"; четыре карточки знаков неравенства; карточки-товаров, среди которых товары следующих категорий: товары для творчества, овощи, фрукты, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт.Правила игры:1) Разложить карточки-товары на две группы:-товары дорогие-товары недорогие;2) Разложить карточки-товары в порядке возрастания цены;3) Разложить карточки-товары в порядке убывания цены;4) Используя знаки неравенства, дети раскладывают по две карточки и определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».Игра «Что можно и что нельзя купить»Цель: развивать логическое, экономическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.Материал: карточки с предметами и явлениями.Правила игры: Количество игроков 1-2.Взрослый раскладывает перед ребенком на столе разрезанные карточки и предлагает выбрать сначала изображения, предмет на которых можно купить. Затем рассматриваются оставшиеся карточки, ребенок объясняет, почему их не купил.Игра «Монеты и банкноты России»Цель: формирование представлений о понятиях «деньги»«монета»«банкнота». Игра «Кто собрал больше монет»Цель: развитие умения сравнивать количество предметов в пределах пяти.Материал: карточки с дорожками.Правила игрыа игровом поле ребенок пальчиком ведет по дорожке, попутно считая, сколько монет нашел мальчик/девочка. Затем озвучивает результат и сравнивает, кто собрал больше.Игра «Конфетки и монетки»Цель: дать детям представление о деньгах и их функциях; закрепить представления детей оценах и покупках; формировать в детях навыки рационального использования денег.Материал: карточки с картинками товаров и их ценой и карточки- монеткиногофункциональный материал. При помощи этого дидактического материала дети знакомятся с номиналом монет. Учатся подбирать разные варианты монет, чтобы получилась цена товара.Также это пособие использовала как наглядный материал для знакомства детей с видами магазинов : продуктовый, книжный, магазин игрушек, одежды, канцтоваров и т. д.Я использую этот материал не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Ребята с удовольствием самостоятельно играют в магазин, подбирают количество монет, чтобы оно соответствовал цене товара.Я использовала этот материал и при знакомстве детей с бюджетом. Детям был предложен список покупок и определённое количество монет. Задача детей определить все ли они смогут купить из этого списка с данным количеством монет.Интересный дидактический материал, который можно использовать и как наглядный, и как самостоятельную игру.Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентированию в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать эффективной социализации детей и усвоению программного материала. В процессе сюжетно-ролевой игры дети приобретают такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца. У детей возникает интерес к деньгам как к социокультурному феномену, осознаются правила честного отношения к ним. И, самое главное, грамотно организованная работа будет способствовать формированию успешной личности в будущем.НапримерСюжетно-ролевая игра «Банк»Цель: расширять первичное представление детей о банке и проводимых в нем операциях (вклады, займы, обмен валют, выдача зарплат, оплата коммунальных и прочих услуг)снова сюжета игры - деятельность банка как учреждения.«Доход-расход»Цель игры: Ознакомление детей с понятием семейный бюджет и его планирование. Объяснить детям понятия: доход-это получение денежных средств; расход - это затраты на определенные товары и услуги.Мама получила зарплату- доходБабушка заболела- расходВыиграла приз оходПотеряла кошелёк асходПродала бабушка пирожки – доходЗаплатили за квартиру – расходНашла монетку – доходКупили куклу – расход ит. д.Сюжетно- ролевая игра «Магазин»Цель: формирование у детей умение общаться с окружающим миром. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли.Работая над проблемой финансовой грамотности дошкольников через различные технологии, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по финансовому развитию должна вестись совместно с семьей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему финансовой грамотности, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. В работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Было проведено тематическое занятие с участием родителей "Путешествие в страну Экономию", где дети и родители смогли быть полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно, играть со своими детьми. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному развитию детей, а также гармонизации детско- родительских отношений. С родителями проводились родительские собрания в которых одним из вопросов был следующим: "Дети и деньги", "Семейный бюджет и ребенок", "Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами".Индивидуальные беседы ("Игры и упражнения, способствующие финансовой грамотности"), консультации ("Дети и деньги", "Знакомим детей с миром финансов",),Были оформлены папки - передвижки ("Дидактические игры по финансовой грамотности", "Учите видеть детей связь между трудом и деньгами", "Финансово-экономическое воспитание детей в семье" и др.).В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой "Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность": практикумы, консультации, информационные листы, памятки. Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое финансовая грамотность, какое она имеет значение в развитии ребенка и какую роль в экономическом воспитании играет дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Для педагогов провела консультацию "Как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?". Выступила на педсовете с презентацией, тема по "Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность".Посредством сюжетно-ролевой игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются финансовые эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Поэтому я считаю, что активное использование сюжетно-ролевых и дидактических игр является одним из важных условий финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы. Мне как педагогу, было интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогли мне добиться хорошего результата.Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.Воспитанники понимают и оценивают окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей); уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; знает основные профессии; признаёт авторитетными качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие; осознают на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд–продукт–деньги»; знают о монетах и купюрах; определяет параметры стоимости вещей (дорого, дешево). Спасибо за внимание!