Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Автор: Иваненко Ольга Николаевна

Урок математики в 4 классеТема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.Цель: учить учащихся находить скорость движения.Задачи:
  • обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;
  • познакомить учащихся с новой величиной «Скорость»;
  • познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;
  • установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние».
  • учить составлять и решать прямые и обратные задачи на движение;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать математическую речь;
  • развивать умение видеть математические задачи в окружающем мире.
  • Планируемые результаты: учащиеся получат возможность научиться:Предметные:
  • устанавливать взаимосвязь и зависимость между величинами
  • «скорость, время, расстояние»;
  • решать простые прямые и обратные задачи на движение;
  • выполнять деление с остатком;
  • решать буквенные выражения;
  • метапредметные:
  • овладеть способностью формулировать понимать учебную задачу урока,
  • отвечать на вопросы,
  • обобщать собственные представления,
  • слушать собеседника и вести диалог,
  • работать в парах;
  • оценивать себя и одноклассников;
  • личностные:
  • понимать значимость математических знаний в жизни человека.
  • Тип урока: урок получения новых знаний.Ход урока
  • Организационный момент
  • Сегодня на уроке, чтобы получить хорошие оценки, нужно набрать определенное количество баллов:
  • «5» - 10 – 9 баллов«4» - 8 – 7 баллов
  • Я уверена, что у вас всё получится!!! (оценочный лист)
  • II. Актуализация знаний
  • Задание с логической нагрузкой. РЕБУС на полях учебника, с. 5.
  • Самостоятельное выполнение. 6 . 7 : . 3 = . 3 (667 : 23 = 29)
  • Кто решил, поднимает руку, учитель подходит и проверяет.
  • Оценивание этого задания.
  • 2 балла – верно выполненное задание.
  • Устный счет. СЛАЙД 2
  • Взаимопроверка в парах.
  • Выразите и запишите только ответы (самостоятельно в тетрадях)
  • в метрахв минутах 3 ч 2 ч 40 мин 4 ч 5 минОтветы: 2 030м, 6 000м, 6 005м, 180 мин, 160мин, 245мин.
  • Оценивание этого задания.
  • 2 балла – задание выполнено без ошибок1 балл – допущено не более 2 ошибок0 баллов – допущено более 3 ошибок.
  • Что измеряют в км и м? (длину)
  • Что измеряют в ч, мин, с? (время)
  • III. Самоопределение к деятельности СЛАЙД 3Давайте установим соответствия между величинами и единицами измерения.- Один ученик у доски, остальные работа по карточкам СамопроверкаДлина кгМасса кмПлощадь минСкорость м2ВремяК какой величине вы не нашли мерку? (К скорости.) СЛАЙД 3Что вы знаете об этой величине? (Ответы детей.)— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой величиной — скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)IV.Изучение нового материала.
  • Знакомство с понятием «РАССТОЯНИЕ».
  • Одного ученика вызываем к доске.
  • Сделай, пожалуйста, шаг вперед. (делает один небольшой шаг).
  • Ребята, скажите, Тимур сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
  • Можем ли мы измерить длину шага Тимура? (Да). Возьмём метр и измерим. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
  • Чему равна длина шага? ().
  • Можем ли мы сказать, что Тимур прошел расстояние ? (Да, можем).
  • Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути. (Обозначается буквой S) СЛАЙД 4
  • Знакомство с понятием «Время», за которое было пройдено расстояние. Вызываем к доске другого ученика.
  • Настя, когда я скажу «старт» - иди, скажу «стоп» - остановись. Я засекаю время. (Настя выполняет).
  • Ребята, Настя совершила движение? (Да).
  • С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Настя находилась в пути 3 секунды? (Да).
  • Что такое 3 с? (Время, за которое Настя совершила движение)(Обозначается буквой t )СЛАЙД 4
  • Знакомство с понятием «СКОРОСТЬ».
  • Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) ).
  • Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние . Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого : на 3 с, получим ). СЛАЙД 4
  • Вывод: Расстояние, пройденное за 1 секунду, называется скоростью ( Обозначается буквой V). 1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Насти – в секунду.
  • Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)
  • Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.
  • Послушайте задачу: «Скорость автомобиля 80 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?»
  • Что значит выражение: «Скорость автомобиля 80 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 80 км).
  • Сколько времени он был в пути? (3 часа).
  • Сколько он проехал в первый час? (80 км).
  • Во второй час? (80 км).
  • В третий час? (80 км).
  • Появляется чертеж:
  • Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (80 · 3 = 240).
  • Что в этой записи означает число «80»? (Сколько км проезжал автомобиль каждый час, т.е. его скорость).
  • Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время).
  • Что означает число «240»? (Расстояние, которое прошёл автомобиль)
  • Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? корость умножить на время движения).
  • V * t = SСЛАЙД 5
  • Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость автомобиля. (Автомобиль за 3 часа проехал 240 км. С какой скоростью он ехал?) V = S : t
  • СЛАЙД 5
  • Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое автомобиль проедет это же расстояние. (Скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние в 240 км?)
  • t = S : VV. ФизкультминуткаЛюбопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,Смотрит влево, смотрит вправо.А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.Что там слева, что там справа?Слева, справа, слева, справа.А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.Вдруг Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх.Возвращается обратно, расслабление приятно.А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись.Возвращается обратно, расслабление приятно.Вверх и вниз, вверх и вниз. Теперь соседу улыбнись.VI. Закрепление изученного материала
  • Работа по учебнику. УСТНО.
  • Открываем учебник на с.5.Прочитайте текст рядом с красной чертой.
  • Легковая машина прошла 160 км/ч за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила эта машина за 1 час?
  • РЕШЕНИЕ: 160 : 2 = 80Можно сказать, что скорость движения машины 80 км в час. Сокращённо: 80 км/ч.— Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч»? (В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.)
  • Космический корабль пролетает 8 000 м за 1 с. Его скорость можно записать так: 8 000 м/с, или 8 км/с.
  • Объясните, что значит «скорость движения космического корабля 8000 м/с». (В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000м, или 8км.)
  • №9 (с. 5).
  • - Записываем в тетради: Задача номер 9 - Рассмотрите таблицу на стр.5.- Как называется первый столбец, второй, третий? (Скорость, время, расстояние.)- Какие величины в таблице даны? (Скорость, время, расстояние)- Какие объекты движения даны? ( Пассажирский поезд, грузовой поезд)- С какой скоростью движется каждый объект? (Пассажирский поезд – 60 км/ч, грузовой поезд – 40 км/ч.)- Какое время в пути был каждый поезд? (2ч, 3ч.)- Какое расстояние прошёл каждый поезд? (120 км)Прочитайте задачи.
  • Пассажирский поезд прошёл 120 км за 2 ч. С какой скоростью он двигался?
  • Товарный поезд прошёл 120 км за 3 ч. С какой скоростью двигался поезд?
  • — Решите первую задачу. (120: 2 = 60(км/ч).)- Запишите решение задачи в тетрадь.Что известно в следующей задаче? (Расстояние и время.)Что нужно узнать? (Какое расстояние поезд проходит за 1 ч, т. е. скорость.)Как найти скорость, зная расстояние и время? (Нужно расстояние разделить на время.)Чем похожи первая и вторая задачи? (Вопросом.)Сравните решения этих задач.— Сделайте вывод: как найти скорость движения?( Нужно расстояние разделить на время)
  • Решение задач на нахождение скорости.
  • 1 ученик работает на закрытой доске. Взаимопроверка в парах.
  • Запишите только ответы (самостоятельно в тетрадях).
  • Мотоциклист за 4 ч проехал 320 км. С какой скоростью ехал мотоциклист?
  • За 4 с бегемот пробежал 48 м. С какой скоростью бежал бегемот?
  • Муха пролетела 45 м за 15 с. С какой скоростью летела муха?
  • Туристы за 5 ч проплыли на лодке 60 км. С какой скоростью плыли туристы?
  • Жираф за 60 с пробежал 720 м. С какой скоростью бежал жираф?
  • Ответы: 80 км/ч; 12 м/с; 3 м/с; 12 км/ч; 120 м/с.
  • Оценивание этого задания.
  • 3 балла – задание выполнено без ошибок2 балла – допущена 1 ошибка1 балл – допущено 2 ошибки.
  • Деление с остатком.
  • №10(с. 5).
  • Вспомните алгоритм деления с остатком.
  • 1.Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.2. Находим частное.3.Вычисляем остаток.4.Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.Самостоятельное выполнение по рядам. Самопроверка.3 ученика работают у доски.3217 : 6 = 536 (ост. 1)1984 : 3 = 661 (ост 1)7198 : 4 = 1799 (ост. 2)
  • Оценивание этого задания.
  • 1 балл – пример решен верно.VII. Оценивание.
  • Кто сегодня за урок набрал 10 или 9 баллов? («5»)
  • Кто сегодня за урок набрал 8 или 7 баллов? («4»)
  • VIII.Подведение итогов урока
  • С какой новой величиной вы познакомились сегодня на уроке?
  • Как найти скорость?
  • Как найти расстояние?
  • Как найти время?
  • IX. Рефлексия. + Кубик Блума
  • Какое задание было интересно выполнять?
  • Все ли было понятно?
  • Какая задача вызвала затруднения?
  • Необходимо ли в жизни нам находить скорость?
  • Домашнее задание.
  • С.5 №11, задача №12
  • Задание посмотрите в электронном дневнике.