Проектная деятельность в обновленном ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в обновленном ФГОС
Автор: Лебедева Наталья Игоревна

Проектная деятельность в обновлённом ФГОСХод выступленияОсновой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.Что необходимо нашим школьникам для успеха? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. Уметь работать в команде и обладать навыками общения. Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них. Эффективно использовать знания реальной жизни. Компьютерная грамотность.Таких результатов образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС: формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий): o организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), o оценочных (личностных), коммуникативных.Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.Типология проектов: По доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.); исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта - конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.); информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов); творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.), ролево-игровые (создание спектакля, сценария, игры);По продолжительности: мини-проекты (один урок), краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности(от недели до года), долгосрочные (годовые).По количеству участников: индивидуальные (личностные - проект, выполняемый одним учащимся), парные (выполняется двумя учащимися), групповые - проект, выполняемый группой (группами) учащихся.По охвату предметов: монопроект (монопредметный, - проект по одному учебному предмету); межпредметный проект - проект, объединяющий несколько предметных областей, свободный - то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.По форме продукта (проектный продукт) Проект - это пять «П»: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Они решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации.Обучение в сотрудничестве является частью проектной деятельности. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно-исследовательский, практический, поисковый.При использовании метода проекта ученик… Определяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт ответственность за свою деятельностьУчитель… Помогает определять … Рекомендует источники информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостаткиК важным положительным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; развитие критического мышления; смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; формирование чувства ответственности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Цель любого проекта - формирование универсальных учебных действий.Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.