«Роль физического воспитания дошкольников с нарушениями речевого развития»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль физического воспитания дошкольников с нарушениями речевого развития»
Автор: Быкова Анастасия Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа города Бор «МАДОУ детский сад «Аленушка»Консультация для педагогов«Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»Учитель-логопед Крюкова Анастасия АлександровнаКонсультация для педагогов на тему: «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»Цель: повысить компетентность педагогов развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.Ход консультации
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность в коррекции речевых нарушений.
  • Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста и, особенно к детям, имеющим различные отклонения в развитии речи.Способность к членораздельной речи является наиболее значимым и характерным показателем развития личности. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом.При этом, чем раньше ребенок овладеет грамотной речью, тем меньше будет проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно будет протекать, тем больше даст положительных эмоций, и тем реже будут возникать трудности. Так как неполноценная речевая деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование у детей и сенсорной, и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, и двигательной сфер.Поэтому физкультурно-оздоровительное направление в работе детского сада является одним из приоритетных в деятельности дошкольного учреждения.
  • Особенности занятий и физкультурно-оздоровительной деятельности в работе с детьми, имеющими ОНР и ФФН.
  • В процессе работы с детьми, имеющими речевые нарушения, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и воспитатель осуществляют комплексную коррекцию, основными задачами который являются:
  • создание механизма реализации личностно-ориентированного образовательного процесса на основе физического, психического и личностного развития детей;
  • определение направления коррекционно-педагогического процесса на основе диагностического обследования;
  • создание условий для максимальной реализации потребности детей в двигательной активности.
  • Для успешной реализации поставленных задач работа по физическому воспитанию в ДОУ представляет собой целостную систему, строящуюся на основе тесного контакта со специалистами и родителями воспитанников, решая не только задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, но и уделяя особое внимание возможности автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепление лексико-грамматических средств языка, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.Помимо традиционной формы организации занятий физической культурой, в работе с детьми необходимо использовать занятия в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических уроков. На этих занятиях особенно ярко прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемых на данных занятиях, способствуют развитию координации общей и тонкой произвольной моторики.В тоже время, специфика работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, заключается не только в подборе основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Некоторые дети не могут быстро уяснить структуру движения даже при помощи показа, рассказа, демонстрации или же им не хватает времени для овладения этими движениями. Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими отставания в развитии речи, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие.При этом, полноценное воспитание ребенка невозможно без сотрудничества педагога с родителями воспитанников. Данное взаимодействие, осуществляется через приобщение родителей к физкультурно-оздоровительной работе, через создание единого информационного пространства по проблеме здорового образа жизни, и активного вовлечения в совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Например, совместные спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», выпуски тематических газет, журналов совместно с детьми и родителями.
  • Заключение.
  • Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что только совместная координированная работа педагогов дошкольного учреждения и родителей воспитанником может принести желаемый результат.Спасибо за внимание!Литература
  • Безенцова Н.Н. Как помочь дошкольнику с ОНР на физкультурных занятиях // Воспитание о обучение детей с нарушениями развития. – с. 33.
  • Чудная, Р.В. Адаптивное физическое воспитание. - К.: Наукова думка, 2000. – 359 с.
  • Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. -М.: Арктур, 2001. – 138 с.