Формирование навыков 21 века на уроках английского языка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков 21 века на уроках английского языка.
Автор: Людмила Валерьевна Урусова

Формирование коммуникативных компетентностей на уроках английского языка.
Учитель английского языка Урусова Людмила Валерьевна
Муниципальное Общеобразовательное учреждение
Гимназия №38, г. Тольятти
Социально- экономические преобразования, происходящие в России создали условия для развития инновационных процессов в образовании. Поэтому не случайно целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетентности к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Процессы межкультурной интеграции на национальном международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России.
Язык выступает, как средство познания картины мира, приобщения к ценностям созданными другими народами. Одновременно язык-ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур. Коммуникативный подход к обучению является так же приоритетным в образовательной политике Самарской области. Коммуникативная компетентность реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку- коммуникативную и относится к базовым компетентностям современного человека, главной идеей которой является формирование профессиональной компетентности специалиста.
В коммуникативнной компетентности выделяются несколько составляющих:1) лингвистическая (языковая), 2) социокультурная (умение воспользоваться знаниями истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), 3)социолингвистическая(умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом, 4)стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), 5) дискурсивная(умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения),6) социальная(умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией). Все эти компоненты неразрывно связаны между собой, т.к.развивают коммуникативную компетентность учащихся. Профиль нашей гимназии лингвистический, английский язык является одним из основных предметов. Вот уже несколько лет я работаю над развитием коммуникативной компетентности учащихся, а именно социокультурной, я считаю, что особое место при обучении иностранному языку- является создание мотивации к изучению ин. яз. и развитие положительного отношения к другим языкам, народам, культурам. Основной целью социокультурной компетентности является- воспитание толерантного отношения учащихся к культуре мира, более глубоком изучении страноведческого материала, связанного с культурой и преломление информации через призму культуры нашей страны. Воспитание толерантности является единственно возможным способом существования в современном мире.
Главной целью в моей работе является научить учащихся самостоятельно думать, самостоятельно находить информацию, самостоятельно решать проблемы, я стремлюсь к развитию у учащихся способностей к межкультурному взаимодействию и к практическому использованию изучаемого языка, как инструмента этого взаимодействия. Эффективность обучения во многом определяется уровнем коммуникативных умений. Усвоение знаний по языку будут более успешными, если у учащихся развиты коммуникативные, социальные и учебные умения, которые взаимосвязаны и неразделимы в учебной деятельности. Эти умения необходимо целенаправленно формировать и развивать так как они не являются врождёнными. Это даёт свои результаты. За последние 3 года общая успеваемость по англ. яз. составила 100%, а качество знаний 75%.Чтобы научить ученика общению мало просто слушать иноязычную речь учителя или магнитофонную запись, нужно чтобы ученик вступал в процесс общения. Лучшей мотивацией к изучению любого языка - это его практическое применение. Сотрудничество с носителями английского языка , встречи с представителями различных высших учебных заведений Европейского центра туризма и менеджмента стали традиционными в нашей гимназии. Я работаю в старших классах, в 2008-2009г.состоялись встречи учащихся старших классов гимназии с представителями различных высших учебных заведений Европы: с Роджером Хаутером, представителем Европейского Центра туризма и менеджмента школы гостиничного бизнеса Glion, встреча с директором по маркетингу Пирсом Фрейзером (Бирменгем Великобритания), встреча с директором колледжа Эндрю Джедрасом (Бирменгем Великобритания). Участие в видеоконференциях даёт возможность реального общения on-line с зарубежными сверстниками. Учащиеся активно принимают участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях занимают призовые места и становятся победителями.
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на моих уроках проходит через использование нестандартных форм урока, игровых приёмов, применение различных видов технических средств обучения и компьютерных программ. Нестандартная расстановка столов позволяет использовать различные формы работы с учащимися на уроке: индивидуальные, групповые, парные, что способствует реализации коммуникативной цели обучения. Учащиеся становятся субъектом общения, учатся воспринимать и оценивать позицию своего собеседника. Не менее важным условием для прочного усвоения учебного материала на моих уроках является психологическая обстановка в классе во время урока; доброжелательность, эмоциональный настрой, атмосфера успеха. На уроках мы часто проводим дискуссии, обсуждая на английском языке политические и экономические события в нашей стране и за рубежом. Я стараюсь дать учащимся более широкое представление о культуре, о достижениях в области искусства англоязычного мира. Мы говорим о знаменитых художниках, поэтах и писателях, актёрах и музыкантах, изучаем эпоху в которой они жили или живут, обсуждаем их творчество, смотрим фильмы на английском языке, устраиваем чтение стихов Р.Бернса, В. Шекспира, Г.Байрона. Продуктом таких уроков являются компьютерные презентации, компьютерные викторины, творческие проекты, что становится хорошим подспорьем не только на уроках, но и на элективных курсах, факультативных занятиях по страноведению, которые я провожу в старших классах.
Особый интерес у учащихся вызывают дискуссии и обсуждение таких проблем, как взаимоотношения с друзьями, родителями, учителями, одноклассниками, проблемы экологии в стране и нашем регионе в форме круглого стола, конференций, интервью опросов, разыгрывание ситуаций, что позволяет в дальнейшем применять учащимся полученные знания, умения и навыки в реальной ситуации. Для достижения положительных результатов я использую на своих уроках проектную методику, которая стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость оригинальность мысли, идейность, активное творческое саморазвитие, интеллектуальную самостоятельность учащихся. Для того чтобы быть успешной работа по проекту должна учитывать их интересы и потребности, их собственный жизненный опыт, опираться на мнения и представления самих учащихся. Изучая учебный материал учащиеся имеют возможность узнавать других людей, осваивать другие способы мышления, повышенный интерес к изучению иностранного языка, постоянная потребность в получении знаний, расширении кругозора. Являясь личностно ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения, самоутверждения учащихся. Особый интерес на мой взгляд у учащихся вызывает обсуждение такой темы, как проблемы молодёжи.
Приведу пример работы в 10 кл. по учебнику “Rising Star”над проектом 'The Global Teenagers'. Были выделены три этапа:1.планирование и накопление материала, 2.выполнение проекта, 3.презентация проекта. Вниманию учащихся были представлены две темы: 'The global teenagers ', 'Is it easy to be young nowаdays', посвящённые вопросам, которые касаются непосредственно самих подростков и их жизни. Проблемы молодёжи всегда остаются актуальными. У учащихся была возможность рассказать, что их интересует, волнует, что общего, сравнить себя с зарубежными ровесниками. На каждом уроке обозначалась проблема для обсуждения:
1.How do teens express their individuality? 2.What music do teens choose now? What music do you prefer? 3.What problems worry young people in your country? 4.What problems seem more important to you? Why? 5.What are the most serious problems of teens nowadays?
Обсуждение этих вопросов проходило в форме дискуссий в ходе которых учащиеся опираясь на свой опыт, высказывали своё отношение к различным жизненным ситуациям. Школьники составляли вопросы к различным интервью, собирали печатный и иллюстрированный материал, писали эссе. Учащиеся старались самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. В случае возникновения трудностей, они обращались за помощью, получали советы как готовить черновые варианты работ, которые можно было бы проверять и скорректировать с целью избежания языковых ошибок в конечном варианте.
Подводя итог выше сказанному, хочется сказать, что овладение обучающимися коммуникативной компетентностью, а именно социокультурной в целом - одно из важнейших условий самореализации молодых людей , востребованности на рынке труда, важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций в современном мире. Нужно всегда помнить, что устойчивая мотивация познания, постоянное желание учиться, необходимы ввиду быстрого устаревания знаний и постоянно увеличивающегося потока информации.