« Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с Расстройством аутистического спектра»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с Расстройством аутистического спектра»
Автор: Мокрушина Анна Владимировна, Осипова Алена Андреевна

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКузбасский гуманитарно-педагогический институтфедерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего образования «Кемеровский государственный университет»Факультет психологии и педагогикиКафедра дошкольной и специальной педагогики и психологииСтудент группы ДДз- 21- 1 -2 ис Горбатова Анна Владимировна.КУРСОВАЯ РАБОТАПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»ТЕМА: БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТАРабота защищена:с оценкой «_____________»Руководитель: канд. биол. наук,доцент кафедры ДиСППА.С. Анохина_____________________«____»___________2023г.Новокузнецк 2023ВВЕДЕНИЕРазвитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает познавательную деятельность и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие мелкой моторики как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у детей с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности.Психологи в последнее время все чаще говорят об отставании в развитии моторной функции мелких мышц пальцев рук у детей. Вследствие ряда причин это явление становится проблемой. Ученые-исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики обеспечивает достаточный уровень развития памяти, внимания и подготавливает руку к письму. Проблемой изучения развития мелкой моторики рук занимались Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х. Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др. В исследованиях Л.В. Занкова, А.Р. Лурии, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. показано, что нарушения в развитии мелкой моторики являются одними из характерных проявлений нарушений интеллекта. Данные ученые отмечают, что движения пальцев рук у таких детей неуклюжи, нескоординированные, их точность и темп нарушены. Одним из самых простых и доступных материалов в детском творчестве является бумага. Все виды действий с бумагой (сгибание, сминание, скатывание, скручивание, для придания объёмной или полуобъёмной формы) в различных видах изобразительной творческой деятельности (аппликации, конструировании, «лепке») заключаются в слове бумагопластика.При сминании бумаги в комок и разминании бумаги, особенно плотной, происходит массаж кончиков пальцев. Действия одновременно, параллельно обеими руками, активизируют и синхронизируют работу обеих полушарий мозга. Действия руками, пальцами у ребёнка развивает мелкую моторику, согласованность действия руки и глаза. Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как именно эти занятия составляют основную часть работы дефектолога; на них педагог имеет возможность использовать различные методы и приемы обучения.В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось противоречие между тем, что необходимо развивать мелкую моторику у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта и недостаточным использованием бумагопластики в данном процессе. Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости выделения условий использования бумагопластики в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Объект исследования: мелкая моторика и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста нарушением интеллекта посредством бумагопластики.Гипотеза: мы предполагаем, что развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством бумагопластики будет эффективно, при соблюдении следующих условий:1) направленности на компоненты мелкой моторики: скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы.2) организации совместной деятельности педагога и детей по развитию мелкой моторики рук на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, конструированию. 3) использование различных техник бумагопластики.Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме мелкой моторики и ее особенностям у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.2. Рассмотреть использование бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.3. Выявить уровень развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.4. Организовать и провести работу, направленную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством бумагопластики.Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;База экспериментального исследования: МБДОУ Детский сад № 63 «Лесная полянка» г. Белово.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БУМАГОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА1.1 Мелкая моторика и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаВ последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. На сегодняшний день мелкая моторика определяется как одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка [11].Мелкая моторика совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [1]. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Л.В. Антакова-Фомина., Т.Ю. Гогберашвили., Е.Г. Гришина., С.Н. Котягина., А.В. Семенович., Л.С. Цветкова [1,6,7,10,15]. доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. На первых этапах жизни ребенка в развитии психомоторики особую роль играет ее двигательный компонент. Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для ребенка живым опытом. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят не только от внешних предметов, но и от собственных мышц, связок и сухожилий, снабженных чувствительными нервами (так называемые проприоцептивные нервы) и, с другой стороны, нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений. Это свидетельствует о тесной связи между становлением двигательной и познавательной сферы [2].Исследования О.А. Новиковской показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни ребенка, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий [11].Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. А.Н. Леонтьев установил, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов [13].В работах Н.А. Бернштейна ,М.М. Кольцовой, Н.Н. Новикова, мелкая моторика определяется, как одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка [3,13,17].Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивается сознательным отбором наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Б.И. Пинский подтвердили наличие прямой зависимости уровня развития речи детей от степени сформированности тонких движений рук [1,17,18].Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: 1. Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.2. Средний уровень развития мелкой моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления. Следует отметить, что движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных детей с нарушением интеллекта отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.3. Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив одну операцию, ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходилось обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приёмов, способов работы, форм, контроль над качествами работы. Это сказывается на конечном результате творчества и вызывает преждевременное утомление. После нескольких упражнений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе [18]. Основными параметрами сформированности мелкой моторики являются: скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы.Если ребенку с отставаниями давали бумагу, чтобы он сложил ее по намеченной карандашом линии, то прорисованная и линия сгиба не совпадают. Еще один признак — как ребенок держит карандаш, ручку, кисть.Многие слишком сильно надавливают на бумагу, проводят жирные линии или неправильно держат перечисленные предметы.Еще одна трудность для таких детей — удержание ножниц в правильном положении. Ребенок часто неправильно держит руку, чтобы схватить ножницы, не умеет резать бумагу по заранее размеченной линии, не соблюдают правила безопасности, роняют инструмент из рук во время работы.При работе с кистью и красками у таких детей наблюдается также недостаток умения. Кисть многие держат неправильно, слишком зажимая ее в руке, или, напротив, расслабляя. В результате кисть может выпасть из рук или неверно располагаться по отношению к поверхности листа. Ребенок в этом случае набирает слишком много или мало краски, наносит ее неравномерным слоем, не умеют очищать излишек или контролировать количество краски.Недостаток развития мелкой моторики также проявляется в том, что ребенок не может рисовать кончиком кисти, а не всей поверхностью, усиленно нажимая на нее. Между тем кисть должна двигаться свободно двигаться по бумаге. Ребенок должен ориентироваться в рисунке, в его пропорциях, а нерисовать повторяющимися движениями, которые характерны для более младшего возраста. Краски должны сочетаться между собой и с фоном.М.М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых детей с нарушением интеллекта моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. [8] Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее. У детей с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г.И. Жаренкова видно, что дошкольников затрудняет удержание шаблона в процессе работы. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу. Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы (у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц), не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы [6].Т.М. Головина пришла к выводу, что характерным для детей с нарушением интеллекта является недоразвитие мелких движений рук, что проявляется в их слабости, недостаточной скоординированности и взаимозаменяемости [4].Приступая к новому заданию, по мнению Л.В. Занкова, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций [8]. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны, правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.Как считает Б.И. Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений [9]По данным исследований И.А. Грошенкова, нарушение моторики у детей с нарушением интеллекта, при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале, неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности [5].Очень важно научить детей выполнять дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибать и разгибать, отводить в стороны пальцы, называть каждый палец на руке, выполнять согласованные действия пальцами обеих рук .По мнению Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, нарушение интеллекта связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое [4,7].Пинский Б. И. отмечает, что детям старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению её качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно [9]. В исследованиях педагогов было отмечено, что многие дети не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией Дефектолог Н. Ю. Борякова, проводившая исследования у дошкольников этого возраста, отмечает, что при нарушении интеллектуального развития и моторики, ребенок все же может научиться правильно, обращаться с необходимыми предметами [22]. Вначале занятий такие дети могут неточными движениями сломать предмет или выронить его из рук. Но, если постоянно тренироваться, рука приобретает силу и твердость, а движения становятся точными. Пальцы становятся более гибкими, в них отсутствует «деревянность». Ребенок выполняет все действия, которые требует учебный процесс, правильно.Т. А. Власова и М. С. Певзнер считают, что нарушения мелкой моторики связаны с неумением координировать сложную работу рук [6,9], например, правой и левой руки между собой, всего корпуса и рук. Сложность состоит в том, что ребенок с трудом переключается с одного движения на другое, есть проблемы с быстротой реакции, плавностью и поочередностью движений.По наблюдению педагога С. Д. Забрамной, дошкольники, у которых нарушен интеллект, не могут удержать мелкие предметы из-за вялости в пальцах. Они также не могут осуществлять скоординированных движений. [14].Т. Н. Головина сделала вывод, что такие дети испытывают трудности даже при использовании простых вещей. Чаще всего они действуют одной рукой, так как им так проще. Другая рука может оставаться без нагрузки [4].По выводам исследователей дети с нарушенным интеллектом обладают плохо развитой кинестетической чувствительностью. То есть не могут полноценно ощутить и проконтролировать свои движения. Двигательный процесс относительно времени и пространства нарушен, движения недостаточно управляются.Чаще всего к этому ведет поражение у ребенка центральной нервной системы еще во время внутриутробного развития. Как следствие этого, возникает умственная отсталость, которая в дальнейшем влияет на развитие ребенка. Именно поэтому приобретение такими детьми социального опыта имеет специфические свойства.Т. Н. Головина пришла к выводу, что особые затруднения дети испытывают при необходимости использовать самые простые предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе [14].В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.Таким образом, для успешного развития мелкой моторики необходимо дозревание центров на уровне нервной системы и головного мозга, а также раннее развитие и накопление двигательного опытаребенка. Механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Мы выяснили, что мелкая моторика приучает ребёнка преодолевать трудности, развивает его волю и познавательные интересы1.2. Использование бумагопластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаОдной из основных причин, затрудняющих у детей с нарушением интеллекта развитие мелкой моторики, является отсутствие системы в работе педагогов. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. Бумагопластика один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. «Пластика» — от греч. «лепить». Бумажная пластика – лепить из бумаги. Бумажная пластика – разновидность лепки, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру [1].В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Из всех видов совместной деятельности педагога с детьми дети очень любят продуктивную деятельность, так как именно в процессе продуктивной деятельности они видят результат своего творчества. И этот результат обычно рождает у них чувство гордости за конечный результат своего труда и чувство уверенности в себе. Параллельно у них развивается ручная умелость, укрепляется мелкая моторика рук, а значит, в будущем в школе им будет легче писать.Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции [2].Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем зрения, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат [1].Существуют самые различные техники бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другиеКвиллинг – это бумагокручение. Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоскиОригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Это занятие уходит корнями в глубокую древность. Оригами бывает различным. Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея. Модульное оригами – искусство создавать сложные композиции из множества отдельно изготовленных модулей; в модульном оригами может использоваться клей для скрепления деталей, но это не обязательно.Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной или цветной бумаги нужного цвета и размера. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции.Рваная бумага - чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, кот целиком зависит от действия его руки.Мятая бумага - сначала желательно использовать мягкие сорта бут (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Плетение - один из наиболее интересных видов художественного творчества [3].Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных, друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей.Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.Обрывание - от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или ппинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.Скатывание бумаги - сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем выкатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.Тычкование - тупой конец карандаша ставится в середину квадратика, из бумаги заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш.Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа [4].Проанализировав программы дошкольного образования в части развития моторных навыков, мы приходим к выводу, что наиболее распространённые программы (М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) не предусматривают систематическую работу по развитию навыков мелкой моторики. При этом в целом моторному развитию детей уделяется большое внимание [3]. Но речь идёт главным образом об обучении определённым спортивным движениям – ходьба, бег, корпусные упражнения, прыжки, метания, лазания и ползания и т.д. В программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой большое внимание уделяется развитию движений, причём, достаточно жёсткие нормативы задаются уже с 2-3 летнего возраста. Расписано большое количество видов необходимых упражнений с количественными и качественными показателями. В отношении мелкой моторики: для младших дошкольников предполагается предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом. Вместе с детьми сооружать большие постройки (дом с забором и т.д.). [3]. В качестве игрушки соответствующего размера. Развивать мелкую моторику рук в действиях с портновскими крупными кнопками, молниями, шнуровками и т. п. Для старших дошкольников развитие мелкой моторики предполагается в контексте занятий по декоративной лепке или бумагопластике. Однако какой-либо отдельной программы по развитию мелкой моторики нет. Программа «От рождения до школы» содержит достаточно большой перечень упражнений на развитие движений, однако они носят скорее рекомендательный характер. Для развития мелкой моторики в рамках данной программы предполагается применять дидактические игры со шнуровками, крючками, пуговицами и молниями. Развитие мелкой моторики рук предполагается как один из элементов развития детей с ОВЗ. Кроме того, мелкая моторика развивается в процессе занятий по развитию речи. Однако конкретизации способов развития мелкой моторики нет. Менее распространённые программы уделяют большее значение развитию мелкой моторики. Программа «Истоки», разработанная под руководством А. Запорожца ориентируется не столько на конкретные нормативы, сколько в целом на гармоничность психомоторного развития ребёнка. Программой предусмотрено выполнение ребёнком основных движений. [14]. В программе даны ориентиры выполнения движений для разных возрастных групп, но они носят в большей степени качественный, чем количественный характер. Итоговый мониторинг состоит из 5 тестов: - перекладывание пальцами мелких предметов - сохранение статического равновесия - бег с преодолением препятствий - подбрасывание и ловля мяча - прыжок в длину с места Подход А. В. Запорожца достаточно близок к подходу Н. И. Озерецкого, который определял психомоторный возраст по выполнению движений, требующих моторных координаций. [14,16].В программе Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребенка в разные возрастные периоды. [20].Развитие мелкой моторики рук предполагается как один из элементов развития детей с ОВЗ. Однако конкретизации способов развития мелкой моторики нет.В программе Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Зариной А. П., Соколовой Н. Д., не предусматривают систематическую работу по развитию навыков мелкой моторики. При этом в целом моторному развитию детей уделяется большое внимание[2].Таким образом, можно отметить, что программы дошкольного образования в той или иной степени включают в себя упражнения на развитие навыков мелкой моторики, но комплексной программы развития мелкой моторики нет ни в одной из программ.Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих требований:- работа должна быть систематичной и постоянной- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;- работа должна соответствовать возрастным требованиям;- работа должна приносить ребенку радость.Занятия бумагопластикой охватывают широкую сферу видов деятельности ребенка, предоставляя ему возможность воплотить свои фантазии, задумки, освободится от негативных эмоций, отразить свое настроение и свои желания. Личностное развитие ребенка происходит в рамках бумагопластики в различных направлениях. Педагог- помогает ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки;- учит ребенка уверенно пользоваться ножницами и другими приспособлениями и инструментами;- учит управлять своими пальчиками (как с открытыми, так и закрытыми глазами, совершая при этом различные движения;- помогает создавать интересные творческие композиции, развивая тактильно-двигательное восприятие ребенка В дошкольных учреждениях мелкую моторику детей развивают в рамках многих образовательных областей, таких как: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическая деятельность, речевое развитие.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук , с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта занимаются такие специалисты детского сада, как дефектолог, воспитатель, логопед и психолог.Сегодня педагоги все чаще используют различные техники бумагопластики, так как такие техники привлекают детей своей необычностью, интересом, заставляют их удивляться. У детей развивается не только мелкая моторика, но и интерес к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности. К тому же бумагопластика с использованием разных техник не только не утомляет детей, а наоборот сохранят высокую активность и интерес на протяжении всего занятия.Работа с бумагой, складывание, закручивание, изгибание бумажных полос с помочью инструмента и без него формирует и развивает координацию, ловкость рук ребенка. Бумага является самым доступным и простым материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать в работе с бумагой.Кроме развития мелкой моторики, работа с бумагой создает положительный эмоциональный настрой у детей. В работе с бумагой у детей развивается память, мышление, внимание, воображение, обогащается словарный запас, работа рук становится более ловкой и четко скоординированной [2; 47].Таким образом, бумагопластика обладает большим коррекционным потенциалом для развития мелкой моторики ребенка. Регулярное использование бумагопластики, всех ее видов способствует развитию основных свойств мелкой моторики, таких как: ловкость, быстрота, точность, выносливость и т.д. Создание необходимых условий будут стимулироватьдетей с нарушением интеллекта к бумагопластике, побуждать их к творчеству при использовании всех доступных средств и приемов для создания работ из бумаги , развивая при этом, прежде всего, мелкую моторику рук.2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БУМАГОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшегодошкольного возраста с нарушением интеллектаВ данном параграфе раскрывается методика проведения экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента методик и методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, этапы диагностики взаимодействия дошкольников. Мелкая моторика у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно выявить с помощью специально подобранных методик.Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 63 «Лесная полянка» города Белово. Участниками эксперимента являлись 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. При отборе детей, участвовавших в эксперименте, учитывались следующие критерии:-один возраст детей;-отсутствие сочетанных дефектов;На констатирующем этапе была поставлена следующая цель исследования: определить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Анамнестические данные детей, участвующих в экспериментальном исследовании представлены в (см. табл. 1 на стр.23) Таблица 1 – Анамнестические данные респондентовВ экспериментальном изучении уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта мы опирались на следующие методики, представленные в таблице (см. табл. 2 на стр.23)Таблица 2 – Методики исследования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаАдаптация данных методик для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта заключается в упрощении инструкций к заданию, использование различных видов помощи «рука в руке», «рука на руке», выполнение задания по показу.На основании вышеперечисленных параметров мелкой моторики были определены три уровня его развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта1. Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.2. Средний уровень развития мелкой моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления. Следует отметить, что движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных детей с нарушением интеллекта отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа. Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции.3. Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, руки и пальцы их напряжены, движения угловаты, неловки и неритмичны. Выполнив одну операцию, ребенок долго думает, как действовать дальше. Ему приходилось обращать внимание не только на процесс выполнения задания, но и на выбор приёмов, способов работы, форм, контроль над качествами работы. Это сказывается на конечном результате.Методики проводились в индивидуальном порядке с каждым ребёнком, в помещении были все необходимые условия для качественного обследования.Обратимся к анализу результатов по диагностической методике «Дорожки». Было изучено развитие скоординированности движений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Детей просили взять в руку карандаш и посмотреть на лежащий перед ним лист бумаги. Педагог предложил провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги. По результатам все дети имеют низкий уровень развития скординированности движений, т.к. при проведении линии присутствовал постоянный отрыв карандаша от листа бумаги, 3 и более раза вышли за границу линии. Результаты представлены в таблице ( смабл.3 на стр 25) и на рисунке (см. рис 1 стр.26). Протоколы представлены в Приложении АТаблица 3 – Уровень развития скоординированности движений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаНизкий уровень развития скоординированности движений выявлен у 10 (100%) детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Этими детьми было допущено большое количество ошибок, присутствовал постоянный отрыв карандаша от листа бумаги. Некоторые дети часто отвлекались и прекращали деятельность.Необходимо отметить тот факт, что среди детей экспериментальной выборки высокого и среднего уровня развития скоординированности движений не выявлено.Рисунок 1 – Результаты изучения развития скоордированности движений детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаОбратимся к анализу результатов по диагностической методике «Упражнения на дорисовывание». Было изучено развитие уровня умения равномерно выполнять движение рук под контролем зрения.Ребенка просили поставить карандашом линию:1.Дорисовать прямую линию;2.Дорисовать волнистую линию;3.Дорисовать ломаную линию (заборчик).По результатам все дети имеют низкий уровень развития умения равномерно выполнять движения рук под контролем зрения, т.к. ошибок больше, чем правильно выполненного задания. Даже с постоянной помощью взрослого дети не могли воспринимать инструкцию и выполнить задание до конца. У них наблюдается «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Инструкция взрослого не воспринималась детьми.Результаты представлены в таблице (см. табл.4 на стр. 27) и на рисунке (см. рис 2 стр.27). Протоколы представлены в Приложении АТаблица 4 – Уровень развития умения равномерно выполнять движения рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаНизкий уровень развития умения равномерно выполнять движения рук под контролем зрения выявлен у 10 (100%) детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Этими детьми было допущено большое количество ошибок, многократное проведение карандашом по одному месту. Инструкция взрослого не воспринималась ребёнком.Необходимо отметить тот факт, что среди детей экспериментальной выборки высокого и среднего уровня развития умения равномерно выполнять движения рук под контролем зрения, не выявлено.Рисунок 2 ¬– Результаты изучения развития умения равномерно выполнять движения рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Обратимся к анализу результатов по диагностической методике «Гармошка». Было изучено развитие темпа движений рук.Детей просили сложить лист маленькими дорожками, сообщая действия, которые ребята должны чётко выполнять.По результатам все дети имеют низкий уровень развития темпа движения рук, т.к. дети только с помощью взрослого сложили лист бумаги в виде «гармошки», при этом присутствовали ошибки. Инструкцию взрослого ребенок не воспринимал.Результаты представлены в таблице (см. табл.5 на стр. 28) и на рисунке (см. рис 3 стр.29). Протоколы представлены в Приложении АТаблица 4 – Уровень развития темпа движения рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Низкий уровень развития темпа движения рук выявлен у 10 (100%) детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Этими детьми было допущено большое количество ошибок, ребёнок только с помощью взрослого сложил лист бумаги в виде «гармошки».Необходимо отметить тот факт, что среди детей экспериментальной выборки высокого и среднего уровня развития темпа движения рук не выявлено.Рисунок 3 ¬– Результаты изучения развития темпа движения рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Обратимся к анализу результатов по диагностической методике «Пушистый комочек». Было изучено развитие уровня скординированности движений. Экспериментатор предлагает детям нарисовать карандашом круг, затем вырезать его и при помощи приема «обрывания» сделать их круга «пушистый комочек».По результатам диагностики все дети имеют низкий уровень развития скоордированности движений т.к. дети только с помощью взрослого воспроизвели действия с бумагой, самому было тяжело справится с заданием, так как слабо развита мелкая моторика рук. Инструкция взрослого не воспринималась детьми.Результаты представлены в таблице (см. табл.6 на стр. 30) и на рисунке (см. рис 4 стр.31). Протоколы представлены в Приложении АТаблица 6 – Уровень развития скординированности движений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаНизкий уровень развития скоординированности движений выявлен у 10 (100%) детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Дети закончили работу только с помощью взрослого, самим было тяжело справится с заданием. Дети обрывали бумагу большими отщипами, и получалось не очень качественная и красивая работа. Инструкция взрослого не воспринималась ребёнком.Необходимо отметить тот факт, что среди детей экспериментальной выборки высокого и среднего уровня скоординированности движений не выявлено.Рисунок 4 ¬– Результаты изучение развития скоординированности движений рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Результаты обследования уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта были размещены в сводной таблице 7, и диаграмме 5.(см. на стр.31)Таблица 7Сводная таблица результатов обследования уровня развития мелкой моторикиНаглядно результаты исследования уровня развития мелкой моторики представлены на диаграмме 5Рис 5. «Уровень развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта»Выявив уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, мы пришли к выводам о том, что параметры мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта задерживаются в своем развитии. Это отставание проявляется в следующем:
  • затруднение выполнения заданий в медленном темпе
  • напряженность руки во время выполнения задания
  • Неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом
  • Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеют низкий уровень мелкой моторики. Это стало основанием для проведения опытно-экспериментальной работы.2.2. Организация и проведение работы, направленной на развитие мелкой моторики средствами бумагопластики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаКонстатирующий эксперимент подтвердил необходимость проведения коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. В соответствие с регламентом ООД (организованной образовательной деятельности) ведется планирование образовательной деятельности, организуемой в рамках освоения образовательных областей в группах коррекционной направленности. В соответствии, с которым, в группе детей с нарушением интеллекта проводятся занятия по «Художественно-эстетическое развитие» в рамках, которой мы подобрали, разработали календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики посредствам бумагопластики.В дошкольных образовательных учреждениях для дошкольников с нарушением интеллекта ведется большая работа по развитию мелкой моторики рук. Эти задачи реализуются на занятиях учителя - дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя. Для комплексного подхода к обучению и воспитанию детей в дошкольных учреждениях есть календарно - тематический план, в реализации, которого принимают участие все специалисты образовательного учреждения. На основе адаптированного к ФГОС календарно - тематического плана работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 63 "Лесная полянка" было подобрано календарно-тематическое планированиепо развитию мелкой моторики на занятиях с включением бумагопластики.Информация о календарно-тематическом планировании, направленного на развитие мелкой моторики воспитанников с нарушением интеллекта, представлена (в табл. 8.)Таблица 8- Календарно-тематическое планирование занятий с использованием бумагопластики по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Данное календарно-тематическое планирование с использованием бумагопластики применяется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию.Использование техники бумагопластики, элементов бумагопластики во время образовательной деятельности развивает не только мелкую моторику рук, но и совершенствует эстетический вкус у детей. У ребят развивается чувство прекрасного, поддерживается творческое начало в деятельности ребенка. Чем раньше дети будут привлечены к этому процессу, тем легче они в дальнейшей жизни будут утверждаться как личность, проявляя творческий индивидуальный потенциал.Вся работа по овладению детьми методами бумагопластики проходит поэтапно, поэтому дети быстро усваивают разнообразные техники и приемы быстрого пошагового выполнения действий.Если во время образовательной деятельности использовались методы в основном направленные на обучении, то в совместной и самостоятельной деятельности шло закрепление полученных ранее навыков работы с бумагой. В конце можно отметить, что цель и задачи совместной деятельности решались на протяжении не только образовательной деятельности, но и во время свободной деятельности детей. Все ребята познакомились с необходимым материалом и названием всех требуемых инструментов, так же освоили с различные техники бумагопластики.Данное планирование может быть использовано в работе дефектолога, воспитателя и логопеда. ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременная отечественная система специального образования на данном этапе развития постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Особое внимание уделяется интегрированию предметных областей на одном занятии. Так, проблема развития мелкой моторики на занятиях по бумагопластике становится весьма актуальной.Развитие и совершенствование мелкой моторики является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.У дошкольников с нарушением интеллекта существуют грубые нарушения мелкой моторики, которые препятствуют формированию целенаправленности, уменьшают работоспособность. Всё это усложняет организацию обучения детей в коррекционном учреждении. Исходя из этого, поиск путей и методов, способствующих компенсации дефектов развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта является важным направлением.Поэтому проблема развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта становится особенно актуальной.Исходя из результатов первого этапа исследования, мы можем сделать вывод, что развитие мелкой моторики у детей страдает. У них недоразвиты все свойства мелкой моторики, но у всех испытуемых в разной степени. У большинства детей страдает концентрация, объём усваиваемой информации. Также у некоторых детей наблюдется усидчивость.Главной задачей во время занятий было организовать их максимально понятными и легко выполнимыми, при этом используя бумагопластику.Для достижения поставленных задач необходимо развивать мелкую моторику, путем усложнения заданий. Нарушения мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта можно корректировать во время стимулирования ослабленных психических функций, формирую при этом организованность, точность движений.На втором этапе исследования мы повторили методики .После сравнения результатов, были сделаны выводы, что под влиянием системы коррекционных занятий способности дошкольников несколько расширились. Они стали охотнее выполнять однотипную работу, стали самостоятельнее, внимательнее.Получается, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое неполное подтверждение в ходе нашего эксперимента. Несмотря на это, вопрос развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта является актуальной в настоящий момент. Поэтому мы думаем, что сформулированные нами календарно-тематическое планирование по бумагопластике, направленные на развитие мелкой моторики, будут полезны родителям, воспитателям и дефектологам в коррекции данных нарушений у дошкольников в специальных коррекционных учреждениях.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Антакова–Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи путем тренировки движений пальцев рук /Л. В. Антакова–Фомина – Москва: Просвещение, 2017. – 212 с.-ISBN 978-5-8399-0629-7. -Текст: непосредственный.
  • Архипова, О.И. Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОВЗ посредством использования бумажной пластики //. Архипова О.И. - Совушка.-Текст: электронный. //2018. URL: (дата обращения: 27.01.2022).
  • Афонина, Н. Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук /Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 26–31. – ISSN 0012-561X. Текст- непосредственный.
  • Баряева Л.Б Программа образования дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. —Санкт-Петербург.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 — 480 с.-ISBN 978-5-904123-15-4.- Текст- непосредственный.
  • Брозаускас Л.Г. Расчудесные ладошки [Электронный ресурс]: пособие для детей 4–7 лет/ Брозаускас Л.Г.— Электронекстовые данные.— Санкт-ПетербургАРО,2019.—64c.
  • Быкловский В. М // Информационные процессы. В.М. Быкловский – 2019 –№ 1. –URL: (дата обращения: 10.10.2022).
  • Васильева Е. В. Волшебный лист бумаги: / Е. В Васильева-Авторская дополнительная общеразвивающая Программа детского объединения «Бумажная пластика» для детей дошкольного возраста. – Новосибирск:», 2020 – 69 с. – Текст : электронный. - (дата обращения: 10.10.2022).
  • Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : научно-методический и практический журнал. – Москва : Шк. Пресса, 2018. - № 2. – 65 с. – ISSN 0130-3074. - Текст: электронный. - URL: (дата обращения: 03.06.2022).
  • Гогберашвили, Т. Ю. Нарушения высших психических функций / Т. Ю. Гогберашвили,Ю. В. Микадзе // Вестник Московского университета. Сер. 14 :–2018 – № 3 – С. 80-90. - ISBN: 978-5-4468-0312-5. – Текст: непосредственный.
  • Гришина, Е. Г. Обучающее – диагностическая система для исследования высших психических функций / Е. Г. Гришина, И. П. Лукашевич,2019. . - ISBN: 978-5-4468-0312-5. – Текст: непосредственный
  • Дегтева, В.Н. Оригами с детьми 3–7 лет : методическое пособие / В.Н. Дегтева. –Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 128 с. – Режим доступа: по подписке.– -URL:
  • Диченскова, А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в ДОУ/ А. М. Диченскова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 60 с. — ISBN 978-5-222-21517-3. — Текст: электронный//— URL: (дата обращения: 23.02.2022).
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– Москва.: Просвещение, 2005. – 272 с. Текст : электронный. URL: .ru/index.php?page=book&id=5721253 (дата обращения: 10.10.2022).
  • Коротаев И.Е. Оригами / И.Е КоротаевРукоделиеурнал –Новосибирск ,2011.-208 с. – Текст- электронный.- URL: (дата обращения: 10.10.2022).
  • Кулакова, Н.И. Развитие ребенка : первый год жизни : практический курс для родителей / Н. И. Кулакова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. — 256 с. — (Психологический взгляд). - ISBN 978-5-9925-0988-5. - Текст : электронный. - URL: (дата обращения: 03.06.2022)
  • Микадзе Ю. В. // Вестник Московского университета, 2018 :– 14с. –URL: (дата обращения: 10.10.2022).
  • Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр : практич. пособие / Г.А. Османова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. — 160 с. — (Популярная логопедия). ... Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1–3 года : учебно-методическое пособие / Е. А. Янушко. — Москва : Владос, 2015. — 269 с. — ISBN 978-5-691-02196-1 Текст- непосредственный.
  • Османова, Г.А. Превращение ладошки: играем и развиваем мелкую моторику :практич. руководство / Г.А. Османова. — Санк-Петербург : КАРО, 2013. — 64 с. —(Популярная логопедия). - ISBN 978-5-9925-0879-6. - Текст : электронный. - URL:
  • Парменова, И.А – Текст: электронный. - URL: // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №15. (дата обращения: 10.10.2022).
  • Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе: учеб. пособие / Г.Г. Петроченко. – Минск: Юрайт, 1982. – 145 с. - ISBN: 978-5-4468-0312-5. – Текст: непосредственный.
  • Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / Ю.В. Рузанова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 160 с. - ISBN 978-5-89815-884-2. - Текст : электронный. - URL: (дата обращения: 29.10.2022).
  • Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович.– Москва. : Академия, 2018 – 474 с. –URL: (дата обращения: 10.10.2022).
  • Ульева, Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет : методическое пособие /Е.А. Ульева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 48 с. –. – URL: (дата обращения: 29.10.2022).
  • Хвостовцев, А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки» : методическое пособие / А.Ю. Хвостовцев. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2018. – 176 с. –URL: . (дата обращения: 10.10.2022).
  • Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии:: учебное пособие / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 215 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10463-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: 29.01.2023).
  • ПРИЛОЖЕНИЕ АДиагностическое задание 1 «Дорожки». Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и координации движений пальцев. Умение держать карандаш.Цель: Выявить уровень сформированности умения проводить непрерывную линию не останавливаясь и регулировать координацию движения руки.Материал: карандаш, бумага формата А4 с нарисованной дорожкой.Инструкция: экспериментатор предлагает взять в руку карандаш и посмотреть на лежащий перед ребенком лист бумаги. На нем есть дорожки. Предлагает провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.Уровень оценки:Высокий уровень (3 балла) - ребенок полностью провел карандашом дорожку без отрыва карандаша от листа бумаги. Самостоятельно выполнил всю работу без помощи взрослого. Лист при выполнении работы не держал прямо. На протяжении всего задания точно следил за направлением линии;Средний уровень (2 балла) - ребенок полностью выполнил задание. Иногда прибегал к помощи взрослого. При выполнении задания иногда останавливался и был отрыв от листа бумаги. Иногда поворачивал лист бумаги и выходил (1-2 раза) за границу линии;Низкий уровень (1 балл) - ребенок не полностью выполнил задание. Все задание выполнял с помощью взрослого. При рисовании линии присутствовал постоянный отрыв карандаша от листа бумаги. 3 и более раза вышел за границу линии.Результаты:Дети с высоким уровнем – ни одного ребенкаДети со средним уровнем – ни одногоДети с низким уровнем – 10 детей, не полностью выполнили задание. При проведении линии присутствовал постоянный отрыв карандаша от листа бумаги. 3 и более раза вышли за границу линии. На протяжении всего задания ребята прибегали к помощи взрослого.Диагностическое задание 2 «Упражнения на дорисовывание».Цель: Выявить умение равномерно выполнять движение рук под контролем зрения.Материал: лист бумаги формат А4, с нарисованной до середине линией (волнистой, ломанной); карандаш темного оттенка.Инструкция: экспериментатор предлагает поставить детям карандашом закончить линию:1.Дорисовать прямую линию;2.Дорисовать волнистую линию;3.Дорисовать ломаную линию (заборчик). Дети должны чётко выполнять задание. Уровень оценки:Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно, без помощи взрослого воспроизвёл безошибочно узор. Чётко соблюдая всю инструкцию взрослого;Средний уровень (2 балла) – имеется не более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги, но линия чёткая, ровная;Низкий уровень (1 балл) – имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки наблюдаются «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Инструкция взрослого не воспринималась ребёнком.Дети с высоким уровнем – ни одного ребенкаДети со средним уровнем – ни одногоИ, наконец, дети с низким уровнем – 10 детей. Работа данных ребят характерна незаконченностью. Линия не воспроизведёна. Ошибок больше, чем правильно выполненного задания. Даже с постоянной помощью взрослого ребёнок не мог воспринимать инструкцию и выполнить задание до конца.Результаты:Диагностическое задание 3 «Гармошка». Цель: Выявить уровень сформированности умения сгибать лист бумаги определенными частями ( в виде гармошки), выявление содружества обеих рук в работе.Материал: половина листа цветной бумаги (А4)Инструкция: экспериментатор предлагает детям сложить лист маленькими дорожками, сообщает действия, которые ребята должны чётко выполнять.Уровень оценки:Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно, без помощи взрослого повторил действия в соответствии с инструкцией; «гармошка» получилась с ровными, одинаковыми по ширине дорожками.Средний уровень (2 балла) – ребёнок с небольшой помощью взрослого сложил «гармошку» но присутствуют одна, две ошибки при складывании листа бумаги ( 2-3 полоске шире или уже чем остальные). Инструкцию взрослого воспринималась ребёнком частично;Низкий уровень (1 балл) – ребёнок только с помощью взрослого сложил лист бумаги в виде «гармошки», при этом присутствовали ошибки. Инструкцию взрослого ребенок не воспринимал.Результаты:Дети с высоким уровнем ни одного ребенкаДети со средним уровнем ни одного.И, наконец, дети с низким уровнем уровень сформированности умения сгибать лист бумаги определенными частями– 8 детей. . Работа данных ребят характерна незаконченностью. «Гармошку» сложили только с помощью взрослого.Диагностическое задание 4 «Пушистый комочек». Цель: Выявить уровень сформированности умения обрывать бумагу.Материал: лист мягкой бумаги, простой карандаш, ножницы.Инструкция: экспериментатор предлагает детям нарисовать карандашом круг, затем вырезать его и при помощи приема «обрывания» сделать их круга «пушистый комочек».Уровень оценки:Высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно, без помощи взрослого выполнил инструкцию. Выполнил действия, не торопясь, обрывая круг аккуратно, мелким отрыванием бумаги. Рассказал что может получится из такого комочка;Средний уровень (2 балла) – ребёнок с небольшой помощью взрослого воспроизвёл действия по отрыванию бумаги пальцами рук, но иногда отрывал большими кусочками бумагу и получился не очень «пушистый комочек», а скорее колючий. Инструкция взрослого воспринималась ребёнком частично;Низкий уровень (1 балл) – ребёнок только с помощью взрослого воспроизвёл действия с бумагой, самому было тяжело справится с заданием, так как слабо развита мелкая моторика рук. Инструкция взрослого не воспринималась ребёнком.Результаты:Дети с высоким уровнем –ни одного ребенкаДети со средним уровнем ни одногоДети с низким уровнем - 10 детей. Дети закончили работу только с помощью взрослого, самим было тяжело справится с заданием. Дети обрывали бумагу большими отщипами и получалось не очень качественная и красивая работа. Инструкция взрослого не воспринималась ребёнком.