Использование нетрадиционных методов рисования с детьми старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нетрадиционных методов рисования с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Марина Алексеевна Кондратова

«Детский рисунок, процесс рисования –это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагучто-то из окружающего мира, а живутв этом мире, входят в него, как творцы красоты,наслаждаются этой красотой».В. А. Сухомлинский«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста».Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы продиктован тем, что применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию интеллектуальных способностей детей в процессе изобразительной деятельности, воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.Творческое осмысление всегда признавалось одним из способовактивного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, какотдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования,одним из важных направлений, является использование различных видовтворческих способностей, направленных художественно-эстетического,социально-нравственного и патриотического воспитания детей. Естьразличные виды творческих способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциаломтворческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многихточек зрения относительно психологических и художественных условийформирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми.Свобода творческого выражения дошкольника определяется не толькообразными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и темкак он владеет средствами изображения.Творческая личность – одна из важных задач педагогической теориипрактики на современном этапе. Решение её должно начинаться вдошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественнаядеятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество – это явлениеуникальные. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, дляразвития личности ребенка большое значение, имеет занятиехудожественным творчеством.В последние годы для развития творческих способностейдошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятияхрисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа снеобычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции,развивает творческие способности, креативность, что в конечном результатепомогает общему психическому и личностному развитию. Выборнетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развитиядетского творчества не случаен. Большинства нетрадиционных техникотносятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не врезультате использования специальных приемов, а как эффект игровойманипуляции.Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, котораясостоит в том, что традиционные способности не всегда приноситнеобходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразнопроводить специальную работу по формированию навыков рисования спомощью нетрадиционных методик.Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали,что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческихспособностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркиеэмоциональные впечатления и раскрывают возможность использованиязнакомых предметов в качестве художественных материалов.В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимостьприобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миромчеловеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, котораястимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно-творческие способности дошкольника.Исходя из вышеизложенного, была сформулирована цель и обозначены задачи работы.Проблема –состоит в невозможности развитие творческихспособностей дошкольников без использования нетрадиционных техникрисования.Цель –выявление возможностей использованиянетрадиционных техник рисования для развития творческих способностейдошкольников.Задачи:─познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление; формировать коммуникативную компетентность; развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.Рисование является одним из важнейших средств познания мира иразвития знаний эстетического воспитания, так как оно связано ссамостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя,ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.Так же развиваются специальные умения и навыки: координация глаз,владение кистью руки.Дошкольное детство это важный период в жизни детей. Именно вэтом возрасте каждый ребенок с радостью и удивлением открывает для себянезнакомый и удивительный окружающий мир, представляя собоймаленького исследователя. Разностороннее развитие ребенка идет успешнее,если он включен в разнообразную детскую деятельность, где реализуются егопотенциальные возможности и первые проявления творчество. Как правило,во всех определениях творчество отмечается, что эта деятельность, врезультате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющийобщественное значение. Вот почему одним из наиболее близких и доступныхвидов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивнаядеятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственноетворчество, в процессе которого создается что-то красивое, оригинальное.Занятия в дошкольных учреждениях чаще всего сводятся кстандартному набору художественных материалов и традиционным способомпередачи полученной информации.Учитывая огромный скачок умственного развитие и потенциала новогопоколения, недостаточно для развития творческих способностей. Нужно, что-то новое, интересное, необычное. Творческое развитие предполагаетсовершенствование, достижения новых ступеней в своем развитии.Результатом творческой деятельности является создание новых,оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей,обладающих объективной и субъективной значимостью.Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и«творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятияпринято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Подпонятием творческой способности обычно понимается способность,связанная с созданием чего-то качественно нового. Творчество –практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникаютновые результаты. Способность к творческим решениям появляется не сразу, но укаждого человека есть свой определенный потенциал. Творческиеспособности можно и нужно развивать.Дошкольное детство становиться переломным моментом в развитиевнимания. В это период дети в первые начинают сознательно управлятьсвоим вниманием, направляя и удерживая на определенных предметах. Дляэтой цели средний дошкольник использует определенные способности,которые он принимает от взрослого.Если говорить о детском творчестве, то следует подчеркнуть, что оновсегда основано на подражании. Подражание уже имеющимсяхудожественным образцам служит важным фактором развития ребенка, вчастности, его художественных способностей. Именно это конкретизируетзадачу педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать имнавыки и умения, без которых невозможна самостоятельная творческаядеятельность дошкольников. Учитывая склонность к повторению того, чтовидит ребенок, педагог должен воспитывать у детей самостоятельность,любознательность, активность в применении этих знаний и умений,формировать критическое мышление, целенаправленность.Таким образом, в самом общем виде определение творческихспособностей выглядит следующим образом: творческие способности этоспособности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогдараньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенностикачества человека, которые определяют успешность выполнения имтворческой деятельности различного рода. Как правила, во всехопределениях творчества отмечается, что это деятельность, в результатекоторой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественноезначение. Эта может быть новое значение, предмет, способ деятельности.Исходя из этого, способности определяются не только своей связью сопределенными видами деятельности. Они связываются также и сличностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальнымисвоеобразием склада личности.Начинать развитие творческих способностей в детском возрастенеобходимо на материале искусства и всевозможных детских игр.В целом творческие способности разделяются на специальные и общиетворческие способности в зависимости от диапазона видов деятельности, вкоторых они реализуются. Специальные творческие способности связаны сконкретными видами творческой деятельности (изобразительной,музыкальной, научной и другие)и обеспечивают успех в определенныхобластях творчества.Таким образом, подводя итог по всему вышесказанному можно сделатьвывод: детская творческая способность по своим объективным возможностямносит творческий характер.4. Основная идея опыта.На развитее ребёнка оказывает огромное влияние его творческиеспособности. Общие возможности развития входят в состав творческойдеятельности. Творческие способности оказывают прямое воздействие наформирование личности ребёнка, то есть чем выше уровень способностей, тем большеперспектив открывается перед дошкольником в его творчестве. Созданныепри нем образцы обладают большей или меньшей выразительностью, этозависит от общей степени развития способности, в дальнейшем развития творческой личности ребенка, благодаря приобретённым навыкам.При этом дети не только изображают, что они видят и чувствуют еще, но изнакомятся с разными по свойствами и качеством материалов и предметовначале дошкольники приобретают простейшие навыки рисования – затемэто переходит в традиционный способ. А со временем изыскивают новые приемы отраженияокружающей действительности в собственном художественном творчестве. Втот момент педагог должен помочь ребенку и может познакомить детей с нетрадиционными техникамирисования. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию,снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить своитворческиеспособности.Ребенок все больше и больше утверждается в жизни как творческая личность. Это решения являетсясредствомумственного,эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этойдеятельности совершенствуются все психические процессы: зрительноевосприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторикируки развивает мышление и речь. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущенияи восприятия, соединяя их в образы и представления.Аречевое развитие у современных дошкольников самая слабая область.Дети с раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности ихувлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретностивыражения он приближает к игре.Созданный образ, в частности, рисунок, может выполнять разныефункции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.Ребенок познает, мыслит, а это самое главное. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Это и является характером ребенка. Если меняется характер выполнения рисунка, соответственно меняется и характер ребенка. Он превращается в более уверенную личность, благодаря приобретенным навыкам.Замечено, что все дети любят рисовать тогда, когда это у них хорошополучается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровнявладения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемовработы. Это все развивает мелкую моторику. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращаетребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получаетсянеправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение,близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пыталсяизобразить. Начало работы красивые и разнообразные материалы – вот, чтопомогает не допустить в творческую деятельность однообразие и скуку,обеспечивает непосредственность детского восприятия и деятельности.Важно, чтобы педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети с однойстороны, могли применить усвоенные ранее занятия, навыки, умения и закрепить их, а сдругой стороны – искали новые решения, творческие подходы. Именно это уребенка вызывает положительные эмоции, радостное удивление, желаниетрудиться.В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнокусваивает такие понятия как «вертикаль» и «горизонталь», отсюдалинейность ранних детских рисунков. Уже потом постигаются формыматериалов, постепенно осмысливается окружающее. Причем происходитэто, как правило, быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. В этой связирисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узналмалыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование вообщепомогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё болееусложняющиеся представления о мире.Особенно важно понимать связь рисования с мышлением и воображением ребенка, найти логику. Пририсовании в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные, познавательныеспособности детей - память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думатьи анализировать, логически последовательно мыслить, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.Рисованиедолжно приносить детям только положительные эмоции. Положительныеэмоции составляют основу психического здоровья и эмоциональногоблагополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошегонастроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка кхудожественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенкакарандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут у ребенкаразочарование, и даже раздражение. Нужно сначала ребенка научить правильно держать карандаш в руке. Нужно много читать ребенку, беседовать с ним, обязательно выслушивать его мнение. Нужно заботится о том, чтобыдеятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять егособственные силы.Нужно хвалить ребенка, мотивировать его. В этой связи и стало необходимым разработать такие художественныетехники, которые бы могли быть освоены всеми детьми и приносили бымаксимальное эмоциональное удовлетворение, поскольку эмоции это ипроцесс, и результат практической деятельности художественноготворчества.На сегодняшний день существует множество приемов и техникрисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, дажене имея никаких художественных навыков. Ощутить незабываемыеположительные эмоции позволяет детям рисование необычнымиматериалами и оригинальными техниками.Рисование с использованиемнетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у нихсохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всеговремени, отведенного на выполнение задания. Кроме того, нетрадиционныетехники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям,учитывать их желание, интерес.Их использование способствует:─интеллектуальному развитию ребенка;─ развивает уверенность в своих силах, делает ребека сильно личностью, уверенной в себе;─ развивает пространственное и логически последовательное мышление;─ учит детей свободно выражать свой замысел, не бояться своих желаний;─ развивает мелкую моторику рук;─ свобода выбора изо-материалов и техник.Опыт применения таких техник показывает, что из наиболее важныхусловий успешного развития детского художественного творчестваразнообразие и вариативность в лепке (не только пластилином, но и глиной, тестом), рисовании (на бумаге, на ткани, на асфальте и т.д.), аппликации, естественно не только из бумаги. Все эти видыдеятельности не терпят шаблона, стереотипности. Новизна обстановки,необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересныеи неповторяющиеся задания для детей, возможность выбора и многих другихфакторов – это все обеспечивает живопись и непосредственность детскоговосприятия, помогает не допустить в детскую творческую деятельностьи скуку. А также огромное разнообразие, так как каждый ребенок имеет свое вооброжение и свой творческий подход к каждой работе.Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектрразнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту: бумага разнойфактуры, формы и размера; гуашевые и акварельные краски; кисти № 2,3,5;кисти из щетины; восковые и цветные мелки; маркеры, фломастеры; простые и цветные карандаши и многое другое.Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужноначинать с младшего возраста по принципу «от простого к сложному».Основные техники, используемые в этом возрастеисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона,ватными палочками, смятыми салфетками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисованиесвечой, углем, свеклой.В среднем и старшем дошкольном возрасте можно использовать ужетакие нетрадиционные техники как: рисование свечой; кляксография струбочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техникатычка.Поэтому их использование позволяет детям чувствовать себяраскованнее, смелее, это развивает воображение, дает полную свободу длясамовыражения. Желательно, каждую работу разобрать с ребенком. Он должен высказаться о своей работе. Это развивает выразительную речь ребенка. Нетрадиционные техники рисования - это новоенаправление, которое помогает развивать у ребенка все стороны речи, лексико-грамматические категории, делает словарный запас богаче.Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам вомногом зависит от квалификации педагога. Чтобы донести до детейсодержание работы по каждой из техник, необходимо использовать самыеразнообразные методы и приемы. Педагог должен сам очень хорошо владеть этими техниками, чтобы заинтересовать ребенка. Поскольку при обучении рисованию могутиспользоваться самые разнообразные техники и самые разнообразныематериалы, педагог должен уметь работать с большим их количеством.Каждые из этих техник как маленькая игра.Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, нужнопрививать им навыки и умения, без которых невозможна творческаядеятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность вприменении этих знаний, формировать критические мышление,целенаправленность, креативность.Детское творчество основано на подражании, которое служит важнымфактором развития ребенка, в частности, его художественных способностей. Нужно найти в каждом подражании ребенка что – то особенное, новое и далее это развивать. Нет двух одинаковых личностей, нет двух детей с одинаковыми работами, хотя они и выполнены по подражанию.Таким образом, в самом общем виде определение творческихспособностей выглядит следующим образом: творческие способности этоспособности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогдараньше не бывшее, не существовавшее, это индивидуальные особенностикаждого ребенка, которые определяют успешность выполнения имтворческой деятельности различного рода, успешность творческой личности.Развитие творческих способностей необходимо начинать уже в детскомвозрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. «Рисум - играя» - игра самое важная деятельность в жизни ребенка. Игра позволяет ребенка не только адаптироваться, но сделать его успешной личность.Творческая способность оказывает большое влияние на развитиеребёнка. Она является средством умственного, речевого, эмоционального,эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельностисовершенствуются все психические функции: зрительное восприятие,память, мыслительные операции; а также ускоряет развитие мышления иречи.В последнее время все большую популярность приобрететиспользование рисование с использованием нетрадиционных техникизображения. Педагоги отмечают, что эти технологии не утомляютдошкольников, позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям,учитывать их желание, интерес. А это немаловажно, каждый ребенок индивидуален и требует к себе индивидуального подхода.Таким образом, отмечаем, что не традиционные техники рисованияможно использовать в работе с детьми уже с 2-х летнего возраста. Однакобольшее количество таких техник лучше начинать с 4-5 лет.5. Теоретическая базаопыта.Изобразительнаядеятельность–специфическоеобразноепознаниедействительности. Почему все детские рисунки разные? Потому – что у каждого ребенка свое видение мира, своя действительность. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно иразносторонне, именно рисование в полном объеме развивает мелкую моторику у детей. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мышления - наглядно-действенного инаглядно-образного, последнее сегодня очень слабо развито у детей дошкольного возраста, а также с выработкой навыков анализа, синтеза,сопоставления, сравнения и уравнивания, обобщения и выделения лишнего по тем или иным признакам. Работая над своим рисунком, дошкольникиучатся выделять все особенности, качества, внешние свойства предметов, главные ивторостепенные детали, стараются правильно устанавливать и соотносить одну частьпредмета с другой, пытаются правильно передавать пропорции.Они сравнивают величину деталей,сопоставляют свой рисунок с натурой, с работами товарищей. В процессерисования дети учатся не только рассуждать, но и делать выводы. Происходит обогащение ихсловарного запаса, что очень плодотворно влияет на их речевое развитие. При рисовании у детей развивается внимание, память, усидчивость. Они начинают мыслить, придумывать сюжеты или брать их из реальной жизни, приукрашивая, у них развивается воображение. Дети лучше ориентируются не только на листе бумаги, но в пространстве. У них развивается последовательно правильно логическое мышление. Дети выразительно и грамотно строят свою монологическую и диалогическую речь.О нетрадиционных техниках рисования, о системе построения занятий, учитывая индивидуальные способности детей, донести до ребенка изучаемый материал так, чтобы этот материал был логически правильным и доступным и остался в долговременной памяти ребенка мне помогла методикаКомаровой Т. С. «Обучение детей технике рисования».А также большим вспомогательным материалом была литератураЛебедевойЕ. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников», Никитиной А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий» и Погодиной С.В. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».6. Новизна, творческая находкаавтора.Новизна опыта заключается не только в систематизации нетрадиционных техникрисования для работы с детьми дошкольного возраста, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Данная система в их использование возможна и необходима вкаждом ДОУ. Методы нетрадиционной техники рисования можно взять за основу для организации творческой деятельности детей дошкольного возраста.Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровняразвития речевой и познавательной деятельности ребенка. Все чаще чрезмерно активнымдетям ставится диагноз СДВГ, ребенокнуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, еговнимание рассеянно и крайне неустойчиво, в процессе нетрадиционногорисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Ребенок становится более усидчив и внимателен, улучшается переключение с одного вида деятельности на другое, ребенок все меньше отвлекается на наглядный материал. Нетрадиционныетехникиизображенияспособствуютразвитиюпознавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностнойсферы дошкольников в целом. Все дети с успехом справляются с выполнениемработ в нетрадиционной технике рисования, в дальнейшем можно приступать кизучению других техник и приемов рисования.Новизной данногоопыта я считаю постоянный поиск педагогом новых подходов, методов, идей организации коррекционноазвивающей работы и использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.Одной из таких методик, на мой взгляд, является использование методов нетрадиционного рисования. Для детей старшего дошкольного возраста разработан и успешно реализуется проект «Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования».На данном этапе проекта можно говорить об улучшении технических навыков детей и об их неподдельном интересе к творческой деятельности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Дети стали свободнее ориентироваться в многообразии предлагаемых техник рисования, у них появились свои предпочтения в выборе материала для создания изображения. Ребята перестали бояться экспериментировать с цветом и сделать что-то неправильно, а наоборот, стали высказывать свои предложения и желание сделать по-своему.Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их, друг с другом, придумывая новые.По итогам данной проектной деятельности можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует развитию воображения и творчества и доставляет детям огромную радость.На сегодняшний день результат всей проведенной проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. Созданная нами система работы апробирована и реализована и даёт положительные результаты в нашем ДОУ.В основу моей проектной деятельности положены следующие принципы: 1. Принцип поэтапности (поэтапного усложнения заданий и речевого материала). На первом этапе предлагается ребенку простой материал для творческого развития. На втором этапе просходитего закрепление, это позволяет переходить к более сложному, асоответственно к более высокому уровню работы. 2. Доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями дошкольников и зависит от индивидуальных образовательных потребностей. 3. Систематичности и последовательности. По мнению Н. Н. Поддъякова, наиболее существенные сдвиги в творческом развитии ребёнка являются результатом усвоения не каких-тоотдельных знаний и умений, аопределённой системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности. 4. Принцип учёта ведущей деятельности – игровой.Игра - потребность детскогоорганизма, средство разностороннего воспитания ребенка. Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Для ребенка этоспособ самореализации.5. Принцип дифференцированного подхода. Этот принцип обусловлен разной степенью выраженности и тяжестиречевых и познавательных нарушений и недостаточьностью развития мелкой моторики, недоразвитием мыслительных операций и творческих способностей, особенностями симптоматики, индивидуально-психологическими особенностями детей.Технология опыта.Сущность опыта - процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников, а также речевого и познавательного развития строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения внутреннего и внешнего, душевного мираребенка на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания детей на занятиях. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. Особенно важно это для детей с особенными образовательными потребностями. В моей практике очень много детей с недоразвитием речи и детей с задержкой психического процесса. В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как:─ беседы и наблюдения,─ путешествия по сказкам и по произведениям писателей программы ДОУ,─ целевые прогулки иэкскурсии,─ фотовыставкии выставки рисунков,─ конкурсы и развлечения.Методы:─ наглядный,─ словесный,─ практический,─ игровой,─ метод проблемных ситуаций.Знания и умения, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов, а потом замечают эти изменения и окружающем мире. Мир в глазах детей становится выразительнее и краше. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:─ от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;─ от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;─ от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;─ от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;─ от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей и неуверенностью в себе, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, несмотря на свое настроение, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:─ «Монотипия»«Печатание листьями»«Печатание бумагой»«Рисование мыльной пеной»«Рисование методом наката»«Рисование кляксами»«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детямрадость, положительные эмоции. В этой игре дети чувствуют себя увереннее, ребенок развивается как личность, сильная личность – уверенная в себе, а значит счастливее. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенокотражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра» и самое главное - он видит в этом разницу.Назанятияхнетрадиционнойтехникойрисованиянужнонаучитьребенка, несмотря на свой возраст думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно,нестандартно – как взрослый человек, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность всебе, в своих силах, отстаивать свою точку зрения, даже если она отличается от других, быть креативным. Сегодня на Земле очень сложная ситуация – экологический кризис. И у ученых, и у нас сегодня самая важная задача – это выход из него. Обязательно нужно привить детям любовь к окружающему миру, учить детей видеть в бросовом материале особенную кладезь для рисования, рисовать с помощью этого бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками, оберкками от конфет и шоколада). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить, защищать и оберегать нашу планету не только от внешних врагов, но и от себя.Работая с ребенком, обязательно нужно сотрудничать с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы«Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования», «Использование нетрадиционных технологий и техник в изобразительной деятельности как средство творческого самовыражения детей дошкольного возраста»; готовлю памятки для родителей«Становление личности ребенка через нетрадиционные техники рисования», «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»;провожу итоговыезанятия – показывая, чему научились их дети, проводим совместные развлечения с участием родителей, мастер – классы «Нетрадиционные техники рисования», «Ниткография – нетрадиционный способ эстетического развития ребенка»– родители обязательно ложны поработать с нетрадиционными техниками рисования, дни открытых дверей, интеллектуальные игры и развлечения. Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, высказывать свои мысли, настаивать на своей точке зрения, доказывать свою правоту. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми ажнейшее условие его психического и эмоционального развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка.Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально-комфортное состояние.Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит втом, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Составилаперспективный план работы, написала конспекты занятий для детей дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста».Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какиеметоды и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенноесодержание, сформировать у них знания, умения, навыки и закреплять и развивать их.Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображениядоставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетомспецифики развития детей, деятельности и возраста.Результативность опыта.1. Реальный вклад педагога в делообучения, воспитание личности.Используя в своей работе нетрадиционные методики рисования, можносделать вывод, что, анализируя новый материал и графически егообозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительноне только воспринимает план своих действий, ребенок сам составляет план. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатом своего труда, совершенствуются психические процессы: память, внимание, мышление. Ребенок стремится быть лучшем, но не показывает это. Он без насмешек помогает товарищам. Это все положительноповлияло на результативность работы с детьми дошкольного возраста.Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возросинтерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творческисмотреть на окружающий мир, находить разные оттенки своего Я в этом мире, приобрели опытэстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, не похожее на работы своих товарищей и даже не похожее на свои предыдущие работы, проявляютинтерес, воображение, творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находятсредства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее,замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждыйрисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкиепреодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькимихудожниками2. Стабильность.Результатом моей целенаправленной и систематической работы стало повышение уровня творческого развития детей.Динамика развития творчества и психических процессов детей группразного возраста, представлена в таблицах.2019– 2020 уч. года, количество детей – 362020 – 2021 уч. года, количество детей – 423.Доступность. Рисованиенетрадиционнымитехниками на занятиях – это для детей новая,увлекательная,завораживающаядеятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитииребёнка играет доступная развивающая среда. Поэтому при организации предметно развивающей среды было учтено, чтобы содержание носило развивающий характер, ибыло направлено на развитие не только творчества каждого ребёнка в соответствии с егоиндивидуальными возможностями, но и на речевое и познавательное развитие ребенка, доступной и соответствующей возрастными индивидуальным особенностям детей. У каждого ребенка дома находится много ненужных и интересных вещей (старая зубная щётка,расчески, которыми уже не пользуются, поролон, пробки, коробки от духов и другой косметики, пенопласт, катушка от ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьмина прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного это все может пригодиться нам на занятиях: палочки,шишки, листочки, веточки, травка, цветочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатиликабинет изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальныетехники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», детям можнорисовать чем хочешь и как хочешь,на занятиях приветствуется воображение и желание, даже можно придумать свою необычнуютехнику, абсолютно все детя стремятся к этому. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциямможно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.Успех творческой работы во многом зависит от того, насколько добросовестноотносятся родители к выполнению рекомендаций педагога.4. Перспективы применения опыта в массовой практике.Из опыта моей работы можносделать вывод: использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возрастаможно и нужно использовать в системе, как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с недоразвитием речи, задержкой развития психических процессов и нарушением опорно – двигательного аппарата, так и в работе с детьми массовых групп детскогосада и начальной школы для развития творческой личности. Особенно важна работа с нетрадиционными техниками рисования на занятиях с детьми с РАС.Список литературы:
  • Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей какпроблема педагогической психологии [Электронный ресурс]// ИзвестияРГПУим.А.И.Герцена.2019№100.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschih-tvorcheskih-sposobnostey-kak-problema-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 23.02.2018).
  • Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978208с.
  • Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиворисовать./ С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, Н.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.–Ярославль: Академия и Ко, 2019.- 95с.
  • Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительнойдеятельности./ Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 2021 344с.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Часть 1 – М.: «Издательство Скрипторий , 2019 80 с.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /
  • Часть 2.– М.: Издательство Скрипторий, 2018 72 с.
  • Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства/ С.К. Кожохина:Программа развития детей. М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128с.
  • Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду.Обучение и творчество. - М.: Педагогика. - 2021 - 281с.
  • Комарова Т.С. Детское художественное творчество : методическоепособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М. Мозаика-синтез, 2008 с.
  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей изаинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО,2016 - 96 с.
  • Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. –Москва // Психология мышления: хрестоматия / [и др.]; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва: АСТ: Астрель, 2018 – С. 250-256.
  • Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития
  • детей по их рисункам. / Ю.А. Полуянов. - М.; Рига, 2020
  • Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитиетворческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал): учеб-методич. пособие / З.В. Шашкова; под ред. Т.В, Черниковой. – М.: Глобус, 2020 219 с.
  • Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детскомсаду./Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2011 -160с.
  • Юрченко Л. Ю. Модель развития творческих способностей детейстаршего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительнойдеятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалыVIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2019 г.). — Самара: ООО"ИздательствоАСГАРД",2016—С.122-125.—URL (дата обращения: 18.03.2018).
  • Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М.Якобсон. - М. Искусство. 2014 88 с.
  • Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность навсестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалыVII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2020 г.). — Чита: ИздательствоМолодойученый,2016—С.67-70.—URL
  • Приложение 1.Технологии нетрадиционного рисования 1."Рисование пальчиками".Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наноситточки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.2."Рисование ладошкой".Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.3."Оттиск печатками из пробки или ластика ".Возраст: от трёх лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяется и мисочка и пробка.4."Восковые мелки или свеча + акварель".Возраст: от четырёх лет.Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.5."Печать по трафарету".Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотнаябумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.6."Кляксография обычная".Возраст: от трех лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далееверхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что онопохоже. Недостающие детали дорисовываются.7."Кляксография с трубочкой".Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковаяложечка, трубочка для сока.Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкойкраску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Принеобходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.8."Тычок жёсткой полусухой кистью".Возраст: любой.Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.Приложение 2Конспект занятия по теме: «Репка».Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, оттиск печатками из овощей и картофеля.Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.Задачи:Образовательные:1 Создать условия для познания окружающего мира и отображать свое восприятие в рисунке с используя нетрадиционные техники рисования.2.Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками рисования3.Обучать основам создания художественных образов.4.Формировать практические навыки работы в рисовании5.Формировать умения и навыки в свободном экспериментировании с материаламидля работы в различных нетрадиционных техника.Развивающие:1.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формыбъема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином,солью и т.д2.Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественнойдеятельности.3.Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.Воспитательные:1.Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.2.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализации бережное отношение к материалам, используемым в работе.Оборудование: ватные палочки, акварель зеленого и желтого цвета, листбумаги формата А4, кисть, два кусочка поролона, мисочки с гуашью, ватные тампоны, педагогические эскизы.Ход занятия:1) Педагог рассказывает сказку по тексту, приостанавливаясь припоявлении каждого героя. Выставив фигурку персонажа, воспитательпредлагает детям, в соответствии с речевымивозможностями, назвать героясказки.2) Игра «Да – нет».Показывается детям картинка с изображением героев сказки и задаетсявопрос, на который ребенок должен ответить - да или нет.Педагог показывает картинку с изображением мышки и спрашивает:«Это мышка?» (да), картинка с изображением собаки и вопрос:«Это кошка?»(нет). Аналогично обыгрываются все герои сказки.3)Игра «Друг за другом».Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно выставить фигуркиперсонажей друг за другом, как в сказке. Подсказывая детям описаниемперсонажа (старый, усатый, посадил репку), звукоподражаниями (гав – гав) изагадывая загадки о героях сказки.А) Мохнатенькая, зубастенькая,Молоко пьет, песенки поет (кошка)Б) Маленький рост, длинный хвост.Серая шубка, острые зубки (мышка)4) Физминутка «Посадили репку в огороде»Мы шагаем друг за другомЛесом и зеленым лугом (ходьба)Перед нами огород (руки вытянуть вперед)Дед на помощь нас зовет (махи руками)Вот мы репку посадили (наклониться)И водой еѐ полили (имитация движения)Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)А теперь еѐ потянем (имитация движения)И из репы кашу сварим (имитация движения)И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)Быстро справится сумелиИ на место тихо сели.5) Рисование «Репка»Педагог приглашает детей подойти к мольберту и приступить к работе. На столе лежат ватные палочки, губочки, ватные тампоны, гуашь желтого и зеленого цвета. Напомнить ребятам о необходимости: окунать выше перечисленные предметы в гуашь и методом «тычка» закрасить репку, не выходить за контур репки. Ладошкой рисуем зеленый хвостик репки и травку в низу рисунка.По окончанию, похвалить детей за проделанную работу.