Фольклор в жизни детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фольклор в жизни детей
Автор: Бардина Татьяна Олеговна

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребёнка.Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно.Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Правильно ли говорит ваш ребёнок?», «Роль игры в речевом развитии детей». Организуем и наглядную агитацию – в специальные папки помещаем материал по вопросам речевого развития детей.Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.Все мы знаем, что трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений Развивать у детей понимание этого необходимо уже с дошкольного возраста. Краеведческий материал дает возможность воспитывать у детей интерес к истории родного края, к событиям недавнего прошлого, учит гордиться культурой народа.О важности приобщения дошкольников к культуре своего народа написано немало, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции. Дети познают самих себя, свои живительные корни, что позволит им разумнее строить свою жизнь.Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей способностями к индивидуальному самовыражению через разные формы народной культуры. Ценными остаются народные традиции, их праздничность, торжественность, воспитательная значимость религиозных ритуалов. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.Поэтому современная задача модернизации деятельности воспитательных учреждений – полнее использовать в воспитательном процессе ценности национальной культуры. В связи с этим мною был разработан проект «Ознакомление старших дошкольников с традициями мордовского народа».Начиная работу над проектом я изучила природные, культурные, социальные особенности региона, продумала, что целесообразнее показать и рассказать детям. Изучила много краеведческой литературы, пополнила мордовский уголок группы книгами о городе, крае, в которых отражаются быт, культура, национальные традиции мордвы в доступной для детей форме. Собрала коллекцию мордовских народных пословиц и поговорок, отражающих лучшие стороны мордовского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине. В результате проделанной работы определились следующие приоритеты:Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством рук человеческих. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.Большое место должны занимать народные праздники и традиции, так как в них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, резьбой по дереву, вышиванием, изготовлением металлических украшений. Все это пленяет душу гармонией, ритмом и способствует увлечению ребят национальным изобразительным искусством.Поэтому мой проект предполагает решение следующих задач:
  • Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей земле, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Воспитывать любовь к Родине, родному краю, и его истории.
  • Приобщать к культуре и традициям мордовского народа.
  • Развивать творческие и индивидуальные способности детей, их речевую активность.
  • Понятно, что работа по приобщению детей к национальным традициям будет более эффективна, если установлена тесная связь с их родителями. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок. Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого я включила в план проекта разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, например, оснащение «мордовского уголка» предметами мордовского народного быта, народно – прикладного искусства, проведение фольклорных праздников и развлечений, организацию совместных выставок работ детей и родителей и другие мероприятия.Внедряя в работу данный проект хотелось бы добиться следующих результатов:
  • Формирование осознанного восприятия детьми культурного наследия своего народа.
  • Воспитание в детях чувства патриотизма, как неотъемлемой части души ребенка, началом, порождающим личность.