«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Автор: Андреева Елена Васильевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
Андреева Елена Васильевна
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.В. А. Сухомлинский.
Опираясь на общие требования законаОб образовании в РФпедагогидошкольныхучреждений должны переориентировать образовательный процесс на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ееразвития и самореализации.Саморазвитиеличности ребенка возможно вдеятельности, которая включает в себя не только его внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание вдошкольныхучреждениях необходимо уделять поисково-исследовательскойдеятельности.
Многие ученые высказывают мнение, чторазвитиеребенка происходит именно впознавательной деятельности, где формируется егопознавательная активность, с помощью которой ребенокпознает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе поразвитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомлениедошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимымдетское экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Развитие ребёнка дошкольноговозраста во многом зависит от разнообразия видовдеятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивнаядеятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна вдетском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанномэкспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнокпознаёт мир в процессе любой своейдеятельности. Но, именно впознавательно-исследовательской деятельности дошкольникполучает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир, практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственногоразвития.
Цель:развитие познавательнойактивности и исследовательских умений детейдошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
2.развиватьумения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
3.развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
4.развивать наблюдательность;
5. воспитывать интерес детей кэкспериментальной деятельности;
6. воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
В ходе проведения совместнойдеятельности по детскому экспериментированиюпроисходит интеграция таких областей какпознание,коммуникация,социализация,безопасность,здоровье,художественная литература,труд.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия дляэкспериментальной деятельности.
Значение и оборудование уголкаэкспериментированияимеет отличия в разных возрастных группах. В младшемдошкольномвозрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля, неструктурированные(песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др., емкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная формаэкспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшегодошкольного возраста, играя вэкспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения об их свойствах, происходит становление отдельных фрагментовэкспериментальной деятельностине связанных в систему. Это период любопытства детей.
В старшемдошкольномвозрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др. ; различные емкости; материалы – природный, бросовый, технический(болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации; игры. Старшийдошкольныйвозраст - это период любознательности, дети приобретают способность осуществлятьэкспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельнойдеятельности, осуществлятьэксперимент, делать выводы.Развитиеданных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.
Руководстводеятельностьюдетей в ходе совместнойдеятельностиосуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюденияраспознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опытыПритяжение магнитом предметов,Намагничивание предметови др., второй вид - наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опытыТемпература воды,Вода и пари др.).Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.
Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровойдеятельностив сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игрыВетер и зайка,Искатели сокровищ,На что похожи осадочные породы). Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых,непосредственноне представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. (например:Внутри человека есть воздух,Обнаружить воздух в окружающем пространствеи др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Педагог должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона(новая для детей информация, расширение кругозора)должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это дает педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования (напримерПустыня,Воздух вокруг наси др.).
Широко применяются в данном опыте работы беседы для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.По дидактическим задачам беседы делятся на: предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседаМожно ли вырастить камень?,Что такое солнце?,Что такое воздух?).
В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Дляразвитияумения задавать вопросы используются разные упражнения. Например,такое задание:Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?,Кто больше задаст вопросов?,Вопросы по кругу?,Кто задаст самый интересный вопрос?. Педагогу необходиморазвиватьнаблюдательность детей,в этом помогут игры-задания:Рассмотри предмет,Разложи образцы,Найди больше отличий,Кто заметит сходство. Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.
Структура совместнойдеятельностисостоит из пяти частей:
1. Вводная беседа - постановка исследовательской задачи, прогнозирование результата, повторение правил безопасности при проведении опытов. Для реализации первой части занятия необходимо использовать совместнуюдеятельностьпедагога и детей – рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций. Педагогу необходиморазвиватьумение детей выдвигать гипотезы, предположения о свойствах исследуемого объекта. Как вы думайте, почему течет вода? почему дует ветер? почему песок сыплется?При формулировке гипотезы педагог учит детей использовать следующие слова: я считаю что, по моему мнению, может быть, предположим, допустим, возможно, что, и др.Рекомендуется использовать задания для тренировки умений по выработке гипотез и предположений: Волшебник может исполнить ваше желание. В какой предмет вы бы превратились и что о нем можете рассказать?, Если бы вы стали ученым, какой опыт вы бы провели? С каким предметом? Что бы о нем узнали? Детям необходимо придумать как можно больше гипотез (предположений, объясняющих, их желания и что бы случилось в результате.
2. Во второй части происходит выполнение запланированногоэксперимента(опыта)и фиксирование результата(устное, практическое). Например, опытКакую форму примет вода?: необходимо взять банку с водой и тазик. Предложить детям налить воду в чашку, тарелку, стакан. Спросить какой формы вода, выслушать все предположения детей - какой формы вода. Затем все предложенные детьми гипотезы необходимо проверить.В конце сделать вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
3. Третья часть включает в себя игру - дидактическую, малоподвижную или игру-забаву.
4.Четвертая часть: итог - рефлексия, обращение педагога к детям с целью выявить, какие новые знания были получены, какие трудности возникли в ходе занятия, и о чем дети хотели бы еще узнать, с какими материалами провестиэксперименты(что понравилось больше всего).
5. Пятая часть предусматривает творческое задание, выполняемое детьми в свободное время с педагогом или родителями, индивидуально или группой. В старшемдошкольномвозрасте опыты могут получить интересное продолжение дома. Например, детям предлагается провестиэксперимент с родителями(Вода испаряется,Покажи родителям фокус).
Экспериментыдома и продукты творческойдеятельностидетей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность ипознавательную активность.
Для популяризациидетского экспериментированиявоспитателями в группах должен быть составлен план взаимодействия с родителями. Подобраны консультации для информационного родительского уголка. Составлены памятки по проведению опытов и творческих заданий в домашних условиях. Кроме этого необходимо активно задействовать родителей для обогащенияпредметно-развивающей среды. Итогом будут являться творческие работы родителей и детей.
Таким образом, поощряядетскую любознательность, утоляя жаждупознания маленькихпочемучеки направляя ихдеятельность, мы способствуемразвитию познавательнойактивности и исследовательских уменийдошкольников в ходе детского экспериментирования.
В старшемдошкольном возрасте экспериментированиеприобретает те формы и черты, которые отображают суть даннойдеятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В нашемдетскомсаду в каждой группе есть уголки дляэкспериментирования, которые наполнены различным оборудованием, проводятся занятия попознавательно– исследовательскойдеятельности.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.