Приемы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников
Автор: Борисенкова Елена Владимировна

Приёмы и направления работы по формированию читательской грамотности у младших школьников.Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие у обучающихся таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию текстов, анализу, оценке, обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию и её использование в соответствии с учебной деятельностью, умение ориентироваться с помощью текстовой информации и применять в жизненных ситуациях. Данные умения наибольшим образом формируются во время обучения в начальной школе. Поэтому формированию читательской грамотности в начальной школе придается важное значение.Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование у каждого ребёнка желания и устойчивой привычки выбирать и читать книги. Идея формирования младшего школьника как читателя представлена в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер.Им отводится важнейшая роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя.Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».Грамотность имеет и более широкое толкование – как определенная степень владения знаниями в определенной области и умениями их применять.Под читательской грамотностью рассматривается способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида.Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Система работы по формированию читательской грамотности включает следующие направления: 1) формирование навыков чтения, 2) начитанность учащихся, 3) умение работать с книгой, 4) формирование навыков читательской деятельности, 5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению, 6) проектно-исследовательская деятельность, 7) работа с родителями.В период обучения грамоте проводится активная работа над формированием навыка чтения. В этот период эффективны следующие приёмы: чтение наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д. Эти приёмы помогают формировать навыки чтения, дают возможность воспринимать текст и проводить его анализ. Далее начинается работа над формированием начитанности учащихся, предусматривающей знание детьми авторов и книг, соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённый программой. Для этого на уроках проводятся пятиминутки чтения, используется прием «Рассказ о книге», когда дети стараются увлечь своей книгой, ведутся дневники читателя, проводятся конкурсы на лучшего чтеца.На разных этапах урока можно использовать разнообразные приёмы:1) «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на свой опыт, выбирают верные утверждения. 2) «Мозговой штурм» (проводится с целью выяснения того, что уже знают по теме). Важно, чтобы учащиеся с помощью вопросов и предположений сами сформулировали цели изучения нового материала.3) «Путаница», когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.4) «Толстые и тонкие вопросы». Таблица с вопросами может быть использована на любом этапе урока. 5) «Чтение с остановками» - предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими одноклассниками по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы.На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д. Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов на уроках литературного чтения. Для данного вида работ берутся небольшие по объёму художественные тексты. При работе с текстами можно предложить подбор заголовка к тексту, продолжить предложение, определить последовательность событий. Следующее направление по формированию читательской грамотности - это внеурочная деятельность. Формы организация форм работы по данному направлению разнообразна: поэтические конкурсы, читательские конференции, литературные игры (например, «Поле чудес», викторины, КВН), инсценировки литературных произведений, библиотечные уроки. Такая работа способствует повышению интереса к чтению у младших школьников.Формированию читательской грамотности также способствует и проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой необходимо найти нужную информацию по теме, обработать её и представить результаты работы перед одноклассниками. Активные помощниками в этой работе - родители. Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. Для родителей 1-4 классов проводятся тематические родительские собрания «Читаем вместе», «Роль книги в развитии ребёнка», «Моя любимая книга» и т.д.Сложившая система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения способствует достижению необходимого уровня читательской грамотности выпускника начальной школы на следующей ступени обучения.