«Использования кругов Эйлера в работе по развитию логического мышления и формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использования кругов Эйлера в работе по развитию логического мышления и формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Автор: ОЛЬГА ИВАНОВНА ДЕШПИТ

Мастер-класс для воспитателей «Использования кругов Эйлера в работе по развитию логического мышления и формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 40 «Дружба» Дешпит О.И.Цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов в использованииинновационной игровой технологии – кругов Эйлера при организации работы с детьми поразвитию логического мышления и формирования элементарных математических представленийЗадачи:1. Познакомить с кругами Эйлера.2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитиюлогического мышления и ФЭМП. Ход мастер-классаДобрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование круговЭйлера для развития логического мышления дошкольников и формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников». Актуальность Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий. Важнейшим является формирование и развитие логического мышления испособность «действовать в уме».НовизнаНовизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.Гипотеза Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровеньКруги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математикелогике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду как внепосредственной образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Основной целью игр с кругами является освоение умения классифицировать множества по двум или нескольким свойствам.Задачи использования кругов Эйлера в работе с детьми:1. Формировать представление о математических понятиях (кодирование, кодирование со знаком отрицания).2. Развивать логическое мышление.3. Развивать представление о множестве, операции с множествами (сравнение, классификация).4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.5. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью, в том числе и в целях запоминания.6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий :- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;- установление причинно-следственных связей;- подведение под понятие, выведение следствий;- построение логической цепи рассуждений; Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.Существуют несколько моделей кругов:а) Непересекающиеся круги;б) Пересекающиеся круги;в) Один круг вложен в другой Этапы организации игр и упражнений с кругами в младшем (среднем) возрасте.1. Работу с кругами необходимо начинать со второй младшей группы, используя в работе один круг. Дети совместно с педагогом определяют признак предмета и выбирают соответственно карточку с символом, на которой обозначен данный признак (цвет, форма, размер) и располагают ее в круг, проговаривая их признаки.2. В средней группе используются уже два непересекающихся круга, при этом педагог должен учитывать уровень развития дошкольников.Этапы организации игр и упражнений с обручами в старшем возрасте.В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения с двумя пересекающимися кругами.В подготовительной к школе группе вводятся более сложные игры и упражнения с использованием уже трех пересекающихся между собой кругов.1. Дети совместно с педагогом определяют признаки предметов и выбирают соответственно карточки с символами, на которой обозначены данные признаки (цвет, форма, размер, толщина) и располагают в круге. Дети самостоятельно раскладывают предметы в круге, соотнося их по признакам.2. Педагог обращает внимание детей, что в пересечение двух обручей образовалось новое множество. Дети проговаривают признаки тех предметов, которые будут располагаться в данном множестве.Для того чтобы реализовывать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий). Сегодня мы с вами будем упражняться в определении множества предметов с помощью кругов Эйлера.Но сначала я предлагаю изготовить круги Эйлера. (Педагоги вырезают круги, заранее начерченные на картоне).Сейчас я познакомлю со схематическими карточками кодирования, которые обозначают признаки предметов.Когда дети научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не», который в рисуночном виде выражается перечеркиванием крест- накрест соответствующего кодирующего рисунка.А сейчас мы с вами немного практически поупражняемся с кругами Эйлера. В отечественной литературе занятия с кругами называются игры с множеством.У вас есть разнообразные наборы карточек, два круга одинакового размера, но разные по цвету и один круг маленький.1. В первом задании мы будем работать с набором карточек «фрукты и овощи». Положите перед собой два круга, положите карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а в другом вощи (непересекающиеся круги). А теперь определите, сколько получилось множеств и расскажите о них (круги лежат рядом, в одном круге–множество фруктов, а во втором–множество овощей; получилось два множества.)2. А сейчас будем работать с набором карточек «игрушки и транспорт». Разложите карточки так, чтобы в одном круге были все игрушки голубого цвета, а в другом–транспорт (пересекающиеся круги, на пересечении- машина). Озвучьте, сколько и каких множеств получилось при выполнении этого задания (круги лежат с пересечением, в одном круге множество игрушек голубого цвета, во втором круге- транспорт, машинка оказалось на пересечении кругов, потому что это транспорт и она голубого цвета; получилось три множества.А сейчас упражнение для очень внимательных.3. У вас есть набор карточек с фруктами, овощами и продуктами питания. Разложите карточки так, чтобы в одном круге лежала вся растительная пища, а в маленьком круге только фрукты (один круг вложен в другой). Сколько множеств получилось при выполнении этого задания? (в большом круге находится маленький круг, в большом круге множество овощей, так как это растительная пища, а в маленьком - множество фруктов, и это тоже растительная пища; за кругами лежит множество остальных продуктов питания, которые не относятся к растительной пище и фруктам; получилось три множества).А сейчас вы будете работать со схематическими кодовыми карточками, обозначающими признаки предмета.1. У вас есть набор геометрических фигур и набор кодовых карточек, обозначающих признаки предмета. Положите перед собой оранжевый круг, в него положите кодовую карточку обозначающую красный цвет. Расположите геометрические фигуры так, чтобы в круге были фигуры соответствующие кодовому знаку. Расскажите о получившихся множествах (внутри круга лежит множество красных геометрических фигур, потому что они соответствуют кодовой карточке, за кругом расположили все остальные фигуры; получилось два множества).2. Сейчас вы будете работать с набором карточек дикие и домашние животные и кодовыми карточками, обозначающими этих животных. В оранжевый круг положите кодовую карточку, которая обозначает домашних животных, а в белый круг положите отрицающую кодовую карточку. А теперь расположите карточки так, чтобы они соответствовали кодовым карточкам. Расскажите о полученных множествах (в оранжевом круге карточки с домашними животными, потому что они соответствуют кодовой карточке, в белом круге множество диких животных, потому что они соответствуют кодовой карточке; за кругом все остальные – не домашние и не дикие животные, а множество птиц. Получилось три множества).Подведем итог.  Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты, с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, умение сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы, строить логические цепочки, рассуждать).Полученные умения и знания детей в дошкольном возрасте в работе с кругами Эйлера, в развитии логического мышления при решении задач будут служить фундаментом для успешного обучения в школе.Насколько вам понравилась эта технология, ее разнонаправленность? Будете ли вы использовать круги Эйлера в практике работы?