Тема "Тёплый снег" А. Дорохов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема "Тёплый снег" А. Дорохов
Автор: Адам Ольга Владимировна

Тема: Тёплый снег. А.В.Дорохов.Цель: Познакомить с рассказом А. Дорохова «Теплый снег». Выявить и обобщить знания учащихся о зиме.Задачи: 1. Формировать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.2. Развивать устную речь, внимание, память, мышление.3. Воспитывать чувство восхищения, удивления, радости к первому снегу, зимнему лесу, природе зимой.Наглядный материал: Книги для чтения, карточки с речевой разминкой. Презентация.Ход урокаI. Организационный момент.1.Психологический настрой. Учитель. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы за парты тихо сели. На меня все посмотрели. Слушайте внимательно, Запоминайте старательно.Учитель. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и сообразительность.Учитель. – Ребята, сейчас мы проведём речевую разминку. Сейчас я раздам вам карточки с текстами. Засеку 1 минуту времени. За это время вы должны будете прочитать текст, осмыслить его и подготовиться к красивому прочтению его. Тот, на кого падёт мой выбор, должен будет выйти к доске и прочитать текст. Затем вы должны будете ответить на мои вопросы. Начинаем читать. 2. Речевая разминка. Снег.Снег укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белый шарф. Молодая ёлочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям зимний холод и лютый мороз. Вопросы:1.Куда спряталась ёлочка?2.Как выглядят деревья в снежном лесу?3.Почему не боятся деревья холода и мороза?Учитель. Найдите в тексте имена существительные множественного числа. Определите падеж. Какие окончания пишутся у существительных мн. числа в П.п.? (-ах, ях) и Д.п. (-ам, -ям). С какими предлогами употребляются существительные в Д.п.? (по, к), а в П.п.? (на, в ).II. Проверка домашнего задания.Учитель. – Что было задано на домашнее задание? - Какое время года описывается в стихотворении?- Как поздней осенью меняется погода в течение дня?- Почему люди радуются приходу зимы?(Опрос учащихся – выразительное чтение стихотворения).Учитель. – Молодцы, ребята, очень хорошо поработали над домашним заданием.ФизминуткаМы топаем ногами, топ, топ, топ.Мы хлопаем руками, хлоп, хлоп, хлоп.Качаем головой.Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки разведём и побежим кругом.III. Изучение нового материала.1. Подготовка к восприятию текста. 2. Работа с таблицей.Задания:
  • Расставьте цифры по порядку и прочитайте слово.
  • Составление словосочетаний:
  • Тёплый ( взгляд, суп, пуховик, шарф, день, свитер, ветер, дождь, луч)
  • Прочитайте название рассказа ( стр.84 «Тёплый снег» )
  • Прогнозирование.
  • Учитель.Давайте попробуем порассуждать, о чём будет этот рассказ?- Как объясните такое название?(Начни так: Я думаю…- Обратись к товарищу: Ты согласен?Товарищ: Нет, я думаю по-другому.. - Правильно ли рассуждали, мы узнаем после прочтения рассказа…Сообщение темы, цели и задач урока.Учитель. Сегодня мы познакомимся с рассказом А. Дорохова «Теплый снег», узнаем почему автор называет снег тёплым. Будем учиться читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора.2.Знакомство с кратким эпизодом из жизни А.В.Дорохова. СлайдУчитель. Перед вами портрет доброго, внимательного, мудрого человека. Он прожил большую жизнь. Сейчас я вас познакомлю с одним случаем из жизни Алексея Дорохова.Вопрос перед презентацией.- Где находилось село, в котором рос Алексей? Рос Алексей в селе. Село находилось у самого леса. Рядом были бесконечные поля, красивые луга. Сельские ребятишки любили играть в прятки в высокой, выше их роста, луговой траве. Маленькому Алёше (ему было 3 года) на шею вешали звонкий колокольчик, чтобы он не потерялся. Однажды Алёша оказался у самого леса. Вдруг он увидел, что какая-то серая лохматая собака несёт в зубах ягненка. Малыш замахнулся и закричал: “Отдай! Брось!”. Волк (а это был он!) не обратил внимания на ребенка, зато на крик Алёши и звон колокольчика прибежали старшие братья, успокоили мальчика и увели домой.Писатель А.В.Дорохов вспоминал позже, что вот таким образом он встретился с живой природой и понял, что окружающий мир необходимо изучать.Учитель. В какую игру любили играть ребятишки? Зачем Алёше на шею вешали звонкий колокольчик?4. Разбор новых слов. Слайд Словарная работа «Найди пару».Учитель.Прочитайте слово КоньКак называется всадник? (конник)Войско? (конница)Образуйте мн. число (кони)Маленький (конёк)В деревне конь работник. Его называют КОНЯГА. Это слово встретится в рассказе.Закувыркалось быстрое движение солнечных лучей.5. Знакомство с рассказом.Учитель. Внимательно послушайте рассказ. После прочтения вам надо будет ответить на вопрос: Почему рассказ называется «Тёплый снег»? Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ? Чтение рассказа учителем. Первичное восприятие.Учитель.Кто ответит, почему рассказ называется «Тёплый снег»?– Наши прогнозы были верны? Физминутка для глаз5.Чтение учащимися.Чтение первой части.Учитель.Как будем читать восклицательные предложения? (радостно, счастливо, с восхищением).
  • Кто является рассказчиком?
  • Как его зовут?
  • Какое чувство испытал мальчик, когда увидел снег за окном? (чувство удивления, восхищения «земля сделалась белой», чувство радости).
  • Назовите слово, которое передаёт это состояние? (взглянул в окно и замер).
  • Как стало в доме, когда выпал снег?
  • Найдите слова, доказывающие, что снег тёплый (Он на ладонях мгновенно таял. От него, как от горячего, розовели пальцы. Значит, и снег горячий!)
  • Как можно озаглавить эту часть текста?
  • 1 часть – Снег выпал!Что нового узнали из первой части:
  • В доме стало светло от снега.
  • Мальчик обрадовался тому, что снег выпал.
  • Сделал для себя открытие, что снег тёплый.
  • 2 Чтение второй части.Коллективное чтение учителя и учащихся.Вопросы:1. Где оказался мальчик?2. Какой лес увидел Алёша?3. Найдите предложения о лесе.3. Какие чувства вызвал у мальчика заснеженный лес?4. Какие у вас чувства вызывает зимний лес?Учитель.Давайте и мы попробуем попасть в такой зимний лес, в котором оказался Алёша. Так почему он всматривался в зимний лес с удивлением?Подвести учащихся к выводу, что Выпавший снег сделал чудо. Он превратил зимний лес в сказку!...Много снега..тишина..чистота..сказочные деревья.. Природа, ребята, очень красива, нужно только уметь это разглядеть!Озаглавить этот отрывок.2 часть –В зимнем лесу.3. Чтение третьей части . Самостоятельное чтение учащимися до конца текста.Вопросы и задания:
  • С кем в лесу встретился мальчик?
  • Найдите отрывок, где описывается встреча.
  • Как можно озаглавить третью часть?
  • 3 отрывок – Встреча с зайцем.Учитель.На сколько частей разделили рассказ?1. Снег выпал!2 . В зимнем лесу.3. Встреча с зайцем.4.Тренировка техники чтения:Учитель.Как читаем восклицательные предложения.? Прочитайте их!Подведение итога.Учитель.Какие чувства вызывает первый снег?Первый снег. Он всегда радует и удивляет. И так легко дышится. Этой красотой никогда не устанешь восхищаться.Самостоятельная работа :Приготовьте ответ на вопрос: Какие открытия для себя сделал Алёша?( ответы ребят) Что нового вы узнали на уроке?Рефлексия.Учитель.Если урок был полезный и интересный, то покажите улыбку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то облачко.Оценки за урок.Домашнее задание.