Тема "Тёплый снег" А. Дорохов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема "Тёплый снег" А. Дорохов
Автор: Адам Ольга Владимировна
Тема: Тёплый снег. А.В.Дорохов.Цель: Познакомить с рассказом А. Дорохова «Теплый снег». Выявить и обобщить знания учащихся о зиме.Задачи: 1. Формировать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.2. Развивать устную речь, внимание, память, мышление.3. Воспитывать чувство восхищения, удивления, радости к первому снегу, зимнему лесу, природе зимой.Наглядный материал: Книги для чтения, карточки с речевой разминкой. Презентация.Ход урокаI. Организационный момент.1.Психологический настрой. Учитель. – Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы за парты тихо сели. На меня все посмотрели. Слушайте внимательно, Запоминайте старательно.Учитель. – Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и сообразительность.Учитель. – Ребята, сейчас мы проведём речевую разминку. Сейчас я раздам вам карточки с текстами. Засеку 1 минуту времени. За это время вы должны будете прочитать текст, осмыслить его и подготовиться к красивому прочтению его. Тот, на кого падёт мой выбор, должен будет выйти к доске и прочитать текст. Затем вы должны будете ответить на мои вопросы. Начинаем читать. 2. Речевая разминка. Снег.Снег укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берёз белый шарф. Молодая ёлочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям зимний холод и лютый мороз. Вопросы:1.Куда спряталась ёлочка?2.Как выглядят деревья в снежном лесу?3.Почему не боятся деревья холода и мороза?Учитель. – Найдите в тексте имена существительные множественного числа. Определите падеж. Какие окончания пишутся у существительных мн. числа в П.п.? (-ах, ях) и Д.п. (-ам, -ям). С какими предлогами употребляются существительные в Д.п.? (по, к), а в П.п.? (на, в ).II. Проверка домашнего задания.Учитель. – Что было задано на домашнее задание? - Какое время года описывается в стихотворении?- Как поздней осенью меняется погода в течение дня?- Почему люди радуются приходу зимы?(Опрос учащихся – выразительное чтение стихотворения).Учитель. – Молодцы, ребята, очень хорошо поработали над домашним заданием.ФизминуткаМы топаем ногами, топ, топ, топ.Мы хлопаем руками, хлоп, хлоп, хлоп.Качаем головой.Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки разведём и побежим кругом.III. Изучение нового материала.1. Подготовка к восприятию текста. 2. Работа с таблицей.Задания: Расставьте цифры по порядку и прочитайте слово.Составление словосочетаний:Тёплый ( взгляд, суп, пуховик, шарф, день, свитер, ветер, дождь, луч)Прочитайте название рассказа ( стр.84 «Тёплый снег» )Прогнозирование.Учитель. – Давайте попробуем порассуждать, о чём будет этот рассказ?- Как объясните такое название?(Начни так: Я думаю…- Обратись к товарищу: Ты согласен?Товарищ: Нет, я думаю по-другому.. - Правильно ли рассуждали, мы узнаем после прочтения рассказа…Сообщение темы, цели и задач урока.Учитель. – Сегодня мы познакомимся с рассказом А. Дорохова «Теплый снег», узнаем почему автор называет снег тёплым. Будем учиться читать осознанно, выразительно, передавая чувства автора.2.Знакомство с кратким эпизодом из жизни А.В.Дорохова. СлайдУчитель. – Перед вами портрет доброго, внимательного, мудрого человека. Он прожил большую жизнь. Сейчас я вас познакомлю с одним случаем из жизни Алексея Дорохова.Вопрос перед презентацией.- Где находилось село, в котором рос Алексей? Рос Алексей в селе. Село находилось у самого леса. Рядом были бесконечные поля, красивые луга. Сельские ребятишки любили играть в прятки в высокой, выше их роста, луговой траве. Маленькому Алёше (ему было 3 года) на шею вешали звонкий колокольчик, чтобы он не потерялся. Однажды Алёша оказался у самого леса. Вдруг он увидел, что какая-то серая лохматая собака несёт в зубах ягненка. Малыш замахнулся и закричал: “Отдай! Брось!”. Волк (а это был он!) не обратил внимания на ребенка, зато на крик Алёши и звон колокольчика прибежали старшие братья, успокоили мальчика и увели домой.Писатель А.В.Дорохов вспоминал позже, что вот таким образом он встретился с живой природой и понял, что окружающий мир необходимо изучать.Учитель. – В какую игру любили играть ребятишки? – Зачем Алёше на шею вешали звонкий колокольчик?4. Разбор новых слов. Слайд Словарная работа «Найди пару».Учитель. – Прочитайте слово Конь– Как называется всадник? (конник)– Войско? (конница)– Образуйте мн. число (кони)– Маленький (конёк)– В деревне конь – работник. Его называют КОНЯГА. Это слово встретится в рассказе.Закувыркалось – быстрое движение солнечных лучей.5. Знакомство с рассказом.Учитель. – Внимательно послушайте рассказ. После прочтения вам надо будет ответить на вопрос: – Почему рассказ называется «Тёплый снег»? – Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ? Чтение рассказа учителем. Первичное восприятие.Учитель. – Кто ответит, почему рассказ называется «Тёплый снег»?– Наши прогнозы были верны? Физминутка для глаз5.Чтение учащимися.Чтение первой части.Учитель. – Как будем читать восклицательные предложения? (радостно, счастливо, с восхищением).Кто является рассказчиком?Как его зовут?Какое чувство испытал мальчик, когда увидел снег за окном? (чувство удивления, восхищения «земля сделалась белой», чувство радости).Назовите слово, которое передаёт это состояние? (взглянул в окно и замер).Как стало в доме, когда выпал снег?Найдите слова, доказывающие, что снег тёплый (Он на ладонях мгновенно таял. От него, как от горячего, розовели пальцы. Значит, и снег горячий!) Как можно озаглавить эту часть текста?1 часть – Снег выпал!Что нового узнали из первой части:В доме стало светло от снега.Мальчик обрадовался тому, что снег выпал.Сделал для себя открытие, что снег тёплый.2 Чтение второй части.Коллективное чтение учителя и учащихся.Вопросы:1. Где оказался мальчик?2. Какой лес увидел Алёша?3. Найдите предложения о лесе.3. Какие чувства вызвал у мальчика заснеженный лес?4. Какие у вас чувства вызывает зимний лес?Учитель. – Давайте и мы попробуем попасть в такой зимний лес, в котором оказался Алёша.– Так почему он всматривался в зимний лес с удивлением?Подвести учащихся к выводу, что Выпавший снег сделал чудо. Он превратил зимний лес в сказку!...Много снега..тишина..чистота..сказочные деревья.. Природа, ребята, очень красива, нужно только уметь это разглядеть!Озаглавить этот отрывок.2 часть –В зимнем лесу.3. Чтение третьей части . Самостоятельное чтение учащимися до конца текста.Вопросы и задания:С кем в лесу встретился мальчик?Найдите отрывок, где описывается встреча.Как можно озаглавить третью часть?3 отрывок – Встреча с зайцем.Учитель. – На сколько частей разделили рассказ?1. Снег выпал!2 . В зимнем лесу.3. Встреча с зайцем.4.Тренировка техники чтения:Учитель. – Как читаем восклицательные предложения.? Прочитайте их!Подведение итога.Учитель. – Какие чувства вызывает первый снег?Первый снег. Он всегда радует и удивляет. И так легко дышится. Этой красотой никогда не устанешь восхищаться.Самостоятельная работа :Приготовьте ответ на вопрос: – Какие открытия для себя сделал Алёша?( ответы ребят)– Что нового вы узнали на уроке?Рефлексия.Учитель. – Если урок был полезный и интересный, то покажите улыбку, а если у вас были затруднения и урок не понравился, то облачко.Оценки за урок.Домашнее задание.