"Разучивание музыкальных игр, их организация"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разучивание музыкальных игр, их организация"
Автор: Берг Мария Александровна

Разучиванию подвижных музыкальных игр, их организацияИгра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях - это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса.Музыкальная игра вовлекает дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие еѐ содержания, структуры, формы, а также пробуждение интереса к общению с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки.Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях, но также это может быть и на занятиях математикой, развитием речи, познанием окружающего мира, физкультуре, а также в свободное время. В тѐплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.Обязательное условие для эффективности таких игр наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями соответствии с возрастом воспитанников).Музыкальные игры должны быть неотъемлемой частью режимных моментов и просто свободного времени.Музыкальная игра помогает стимулировать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, способствует эмоционально- положительным контактам между детьми, развивает инициативные действия, направленные на взаимодействие друг с другом. Во время музыкальных игр совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения детей, активизируются умственные способности, они положительно влияют нафизическое и эмоционально развитие ребенка, пробуждают интерес к жизни и развивают их музыкальные способности.При организации музыкальных игр, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к поручению.Педагог организует игровое пространство, объясняет процесс игры, подбирает музыкальный материал, необходимые атрибуты, отбирает нужное количество участников и создает условия для их самовыражения, самоутверждения, самопознания, а главное создает условия для того, чтобы детям в игре было легко и уютно – комфортно.Таким образом, музыкальная игра имеет огромное значение в формировании духовного мира дошкольника, формирует у него эстетико- ориентированное мировосприятие, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие.Содержание и тематика музыкальных игр складывается под влиянием других разделов программы - знакомства с социальным окружением, с природой, литературными и сказочными персонажами и пр. В основе игры чаще всего музыка изобразительного характера, которая подсказывает ход действия сюжетной игры или игры с правилами. В ходе игры даже самые застенчивые дети могут представить себя и почтальоном, и козой, и сапожником… В играх, сопровождаемых песней, непосредственно сам текст подсказывает соответствующие действия. Ребенок в дальнейшем и сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей - сверстников.Методика организации игр, синтезирующих различные виды музыкальной деятельности разнообразна и вариативна. В процессе еѐ реализации педагог должен руководствоваться целевой установкой воспитание у детей чувства соответствия музыки и движения. Игры помогут сделать образовательный процесс более ярким и эмоционально обогащенным.Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление,улучшается музыкальныйслух.Эти игры приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций, дети болеесосредоточенновслушиваютсявзвучаниемузыки. Чтобы музыкальная игра и игра с музыкой доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками даннойигры.Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования.Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.Вот некоторые музыкальные игры, которые могут использовать в своей деятельности воспитатели и другие специалисты дошкольного учреждения.«Бубен» (ранний и младший дошкольный возраст)Задачи: развивать чувство ритма детей; закреплять приѐмы игры на бубне; воспитывать дружеские отношения между сверстниками.Правила игры: Дети сидят на стульях. Воспитатель дает кому-нибудь из детей бубен и поет про этого ребенка песню. Ребенок выполняет движения по тексту песни: играет в бубен, отдает его другому ребенку, чьѐ имя воспитатель называет. Постепенно в пение включаются все дети.Постучи, Володя, в бубен,Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей,Посильнее в бубен бей. Ай да Вова! Как играет! Как по бубну ударяет!Веселей поиграйТане бубен передай.«Веселый бубен» (младший и средний дошкольный возраст) Задачи: развивать творчество детей; закреплять приѐмы игры на бубне; воспитывать дружеские отношения между сверстникамиПравила игры:Дети встают в круг. 1 часть музыки передают бубен из рук в руки и поют:Ты катись веселый бубен Быстро, быстро по рукам, У кого веселый бубен,Тот в кругу попляшет нам.2 часть ребенок с бубном танцует в кругу, все хлопают. Игра продолжается.«Огород» (старший дошкольный возраст) Задачи: развивать чувство ритма у детей; развивать творчество детей; воспитывать дружеские отношения между сверстниками.Правила игры: Рисуется круг (ковер) огород. На середину его играющиескладывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие «капусту». Все участники игры стоят за кругом, а один из детей, выбранный «хозяином», садится рядом с капустой. «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поѐт:Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу, Мелки колышки тешу, Огород свой горожу.Чтоб капустку не украли, В огород не прибегали: Волк и лисица,Бобер и куница, Заинька усатый,Медведь толстопятый.Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «хозяин» запятнает - коснѐтся в огороде, тот в игре больше не участвует.Участник, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.«Оркестр» Задачи:
  • закреплять приѐмы игры на музыкальных инструментах;
  • развивать чувство ритма детей;
  • развивать творчество детей.
  • Правила игры:На полу лежат инструменты по числу детей: погремушки, бубны, барабаны, ложки. Дети под музыку ходят друг за другом по кругу, поют песню на мелодию«Ах вы, сени». С окончанием песни берут инструмент, перед которымостановились, играют на нѐм. По окончании музыки кладут инструмент на пол. Игра повторяется.Музыкантами мы стали, Друг за другом зашагали. Инструменты в руки взяли, Очень весело сыграли.«Завивайся капустка» (средний, старший дошкольный возраст)Задачи:
  • формировать положительное отношение к сверстникам;
  • воспитывать дружеские отношения между сверстниками. Завивайся капустка,
  • завивайся большая.Становись вот такая,вот такая тугая.(Дети идут за ведущим, он закручивает их по часовой стрелке «завивает капусту»)Развивайся капустка, развивайся большая. Становись вот такая, вот такая большая.(Ребенок, который оказался последним, становится ведущим и ведет детей в обратную сторону «развивает капусту», должен получиться большой круг)