"У нас в гостях Фея-Тарпсихора"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "У нас в гостях Фея-Тарпсихора"
Автор: Валентина Ивановна Таранец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 муниципального образования Тимашевский район Методические рекомендацииАвтор: педагог дополнительногообразования МБДОУ д/с № 1 Таранец Валентина Ивановнаг.Тимашевск 2023 г.Пояснительная запискаВ современном обществе проблемы здоровья становятся все острее и острее, несмотря на стремительное развитие науки и медицины. Причин этому множество. Главное не столько знать о них, сколько попытаться устранить или минимизировать их влияние.Первое, с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов.Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Данс» позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей.Во ФГОС ДО прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры:
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Имеет начальные представления о ЗОЖ.
  • Воспринимает ЗОЖ как ценность.
  • Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства в Российской Федерации.Направленность программы – художественная. Содержание способствует развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к искусству танца, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира хореографии, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.Вид программы – модифицированная.За основу выбраны программы:- программа «Ритмика и танец» Овчиникова Е.В.- программа «Са-Фи-Данс» Кадочникова А.В.Из данных программ взяты главные разделы: танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, основы классического, народного и современного танца, а также постановочная деятельность.Новизна данной программы заключается в интеграции таких направлений, как ритмика, музыка, пластика, сценическое движение. Содержание тем адаптировано для дошкольного возраста.Актуальность данной общеобразовательной программы носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета – освоение обучающимися практических умений, Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка.От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью обучающихся использовать и совершенствовать полученные знания и навыки по программе «Ритмика и танец» во время концертной деятельности студии театра моды.Цель программы: развитие ловкости и координационных способностей, двигательного спектра и танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста, посредством ритмики.Задачи:Образовательные: помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью: формировать умения связывать танцевальные движения с ритмом    музыки; формировать умения согласовывать движения с текстом и музыкой; систематизировать умения менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; формировать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.Развивающие: развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки); развивать умение ориентироваться в пространстве Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к танцам, музыке; воспитывать эстетические качества детейИгровые: развитие творческого самовыражения; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости в движенияхОздоровительные: способствовать профилактике плоскостопия; способствовать формированию правильной осанки; способствовать оптимизации рост и развития опорно-двигательного аппарата; способствовать развитию функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма.Отличительные особенности программы «Ритмика и танец» выявляются в организации практических занятий с воспитанниками, где акцент ставится на результат творческой деятельности в процессе создания концертных номеров.Количество детей в группе: 10 – 12 человек.Срок реализации программы – 3 года. Считают благоприятным временем развития координационных способностей возраст от 5 до 7 лет. На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста упражнения, выполненные с музыкальным сопровождением, являются основными, базовыми при овладевании двигательной культурой.При подборе упражнений, а далее занятий необходимо учитывать возрастные нагрузки.Возрастные нагрузки.5-6 лет.Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.6 – 7 лет.Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения,понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.Таким образом, современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм. В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.Целевые ориентиры на этапе завершения обучения по программе «Ритмика и танец»:- овладение умениями правильно выполнять простейшие танцевально-ритмические упражнения;- развитие чувства ритма, музыкального слуха.Педагогическая диагностика знаний и умений обучающихсяВ период реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ритмика и танец» проводится диагностикауровня освоения содержания учебного материала обучающимися.Критерии диагностикиВ ходе диагностики у обучающихся отслеживаются следующие побуждения, знания, представления, умения:
  • Овладение теоретическими навыками: различать понятия «ритмика» и «танец», а также знать начальную терминологию хореографического искусства (линия, круг, диагональ, поклон-приветствие, галоп, подскоки, прыжки и т.д.).
  • 2. Танцевально-ритмические движения:- умение ритмично двигаться под музыку;- умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание;- умение ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения;- умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;- умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;- умение исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд).3. Развитие танцевально-игрового творчества:- умение работать в коллективе и в паре;- умение передавать образы (зверей, птиц, растений) в танце, игре;- составление образов в танцевальной композиции.Ниже представлены игры, которые используются в работе с дошкольниками.Игра «Вперёд 4 шага»Вперед 4 шага, назад 4 шагаРучками похлопаем, ножками потопаемГлазками мигаемКоличество детей (любое). Дети повторяют за педагогом.Игра «Делай как я»Все становятся в круг, ведущий в центре показывает любые движения, а игроки повторяют. Музыка меняется – движения меняются.Игра «Ручеек»Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далееИгра «Встаньте в круг парами»Звучит музыка, дети танцуют произвольно. Музыка останавливается, все перестраиваются парами в новом составе.Игра «Большая прогулка»8 игроков становятся парами по кругу. Ведущий показывает движения. Взявшись за руки, пары идут 6 шагов, на 7-8 шаг поворачиваются друг к другу лицом. Шагают влево под счет «раз-два-три-четыре» с правой ноги, а с левой ноги они подходят к соседу.Игра «Если весело живется делай так»Ведущий поет и показывает движение, что нужно делать, а игроки повторяют:Если весело живется делай так – 2 раза повтор (в это время показываются движение)Если весело живется, делай такЕсли весело живется пусть, нам солнце улыбнетсяЕсли весело живется делай такВедущий меняется.Игра «Лавата»Количество участников четное. Участники встают в круг. Ведущая задает вопрос: «Наши уши хороши?» Ответ детей – да. «А у соседа лучше». Все берут за уши соседа и дружно танцуют по кругу. Поют: «Мы танцуем от души, от души, наши уши хороши-хороши». Ведущий называет другие части тела (руки, колени, голова) и тд.Игра «Как мы умеем танцевать»Количество игроков от 5 человек. Участники выстраиваются в ряд, включается музыка, желательно подвижная. Игроки танцуют, в это время двое детей натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков перешагивать веревку не задевая ее, которую с каждым разом поднимают выше и выше. Тот участник, который продержится дольше всех, является победителем.Игра обычно проводится в начале занятий и может быть частью ритмической гимнастики. Ребенок в игре моделируют свое отношение с окружающим миром, проигрывает различные ситуации. В одних – он лидер, в других -уступает, осуществляет совместную деятельность с другими детьми. Правильное использование игры можно многого добиться воспитания детей.Критерии определения уровня усвоения программы обучающимисяВысокий уровень: побуждения устойчивые; знания и представления четкие, содержательные, системные; практические упражнения выполняет  самостоятельно.Средний уровень: побуждения не устойчивые; знания и представления четкие, краткие; практические упражнения выполняет с помощью взрослого.Низкий уровень: побуждения ситуативные; знания и представления отрывочные, фрагментарные; практические упражнения выполняет в общей деятельности с помощью взрослого.Личностные достижения обучающихся характеризуются проявлением:  - инициативности,- сообразительности,- осознанности,- нравственных, эстетических, познавательных чувств;- опоры на собственный опыт,  - доброжелательности.Формы подведения итогов. Результаты работы танцевальной деятельности оцениваются в разных формах:• тематических и комплексных занятиях;• открытых занятий для родителей;• итоговых занятий;• различных праздников и концертов.По итогам реализации программы обучающиеся разучивают простейшие танцевальные комбинации и осваивают несложные хореографические миниатюры, которые в конце года выставляются на отчетном концерте.Форма подведения итогов реализации программы: отчетный концерт.