«Создание виртуальной экскурсии, как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к Родине»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Создание виртуальной экскурсии, как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к Родине»
Автор: Трайдакало Татьяна Геннадьевна

МАСТЕР – КЛАСС«Создание виртуальной экскурсии, как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к Родине» Разработчик: Трайдакало Т.Г. /воспитатель высшей квалификационной категорииЦель.Приобретение педагогами знаний и практических навыков для создания виртуальной экскурсии, повышение эффективности их взаимодействия с воспитанниками.Задачи:
  • Познакомить педагогов с инновационной формой организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ – виртуальной экскурсией.
  • Способствовать проявлению интереса к новым актуальным подходам в организации образовательной деятельности как принципу развивающего обучения, творческой направленности педагогов.
  • Систематизировать знания педагогов о современных видах и способах создания виртуальных обучающих материалов;
  • Смоделировать профессиональную деятельность педагогов по созданию виртуальной экскурсии.
  • Аудитория, на которую рассчитан мастер-класс: педагоги детского сада.Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, вспомогательные таблицы для заполнения, наглядный материал, флипчарт.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
  •      Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я представляю свой мастер – класс на тему «Создание виртуальной экскурсии, как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к Родине»(Слайд 2 Слайд 3)В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций.У каждого человека есть свой родной город, свое село. Именно от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма.Задача педагогов – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле. Воспитание любви к своей стране, к родному краю начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями, достопримечательностями, архитектурой, памятными местами. Наиболее полные представления о родном крае и стране может дать специально организованная экскурсия.Предо мной возникла проблема «Как рассказать детям о местах недоступных для реального посещения? Какая форма работы с дошкольниками более эффективная?». Я остановилась на такой форме работы, как «виртуальная экскурсия».Слайд № 4Виртуальная экскурсия – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. Слайд № 5Виды виртуальных экскурсий бывают:– Тематические (культурно – художественные, историко – географические);– Обзорные;– Биографические;– Краеведческие.Слайд № 6По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:– Фото-путешествие: мультимедийные презентации с помощью программы Power Point.– Видео-экскурсия: запись и создание видеоролика самостоятельно или использование уже готовых обучающих видеосюжетов.Слайд № 7Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:
  • 1 этап погружение ребёнка в сюжет предполагаемой экскурсии;
  • 2 этап проведение виртуальной экскурсии;
  • 3 этап повторный просмотр частей виртуальной экскурсии по желанию и интересам детей;
  • 4 этап завершение виртуальной экскурсии, рефлексия.
  • Слайд № 8Основными преимуществами виртуальной экскурсии является:– Доступность, наглядность;– Возможность повторного просмотра;– Наличие интерактивных заданий;– Создание различных методических приемов;– Разнообразие видов деятельности.Слайд № 9При разработке виртуальной экскурсии выявлен определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Алгоритм проведения виртуальной экскурсии:
  • Выбор темы экскурсии.
  • Определение целей и задач виртуальной экскурсии.
  • Отбор объектов, по которым будет проходить экскурсия.
  • Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала.
  • Составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).
  • Подготовка текста экскурсии.
  • Показ экскурсии.
  • Алгоритм проведения виртуальной экскурсии представлен на флипчарте.Слайд № 10Остановимся на каждом из них более подробно, на примере темы из календарно тематического планирования «Мой родной край».1.Выбор темы экскурсии.Выбор темы диктуется, предпочтениями педагогов, календарным планом или конкретной ситуацией. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и под темы экскурсии в единое целое. Слайд № 112.Определение целей и задач виртуальной экскурсии.Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели, задач. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.Слайд № 123.Отбор объектов, по которым будет проходить экскурсия.Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.В процессе подготовки «виртуальной экскурсии» при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
  • Познавательная ценность.
  • Известность (популярность) объекта.
  • Необычность (экзотичность) объекта.
  • Выразительность.
  • Сохранность объекта.
  • Месторасположение.
  • Слайд № 134.Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала.Выбирая литературу, активно проводим предварительную работу, подключаем в работу и родителей. В результате создается видеотека из фотографий и видеозаписей.Для создания экскурсии из возникшего перечня источников, создатель экскурсии, как скульптор, отсекает всё лишнее. При многократном просмотре материала, исследователь, постоянно держа в голове ТЕМУ, ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ, оставляет самые необходимые, важные и интересные источники. Изучение материалов по теме, прежде всего иллюстративных, позволяет сделать работу наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций произведений изобразительного искусства и так далее.Слайд № 145.Составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов и цели экскурсии. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.Слайд № 156.Подготовка текста экскурсии.Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Вступление помогает установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.Основная часть – собственно экскурсия – строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных под тем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой.В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной под темы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала – выводом.В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного, и услышанного экскурсантами на экскурсии, Слайд № 167.Показ экскурсии.Заключительный этап – проведение (показ) виртуальной экскурсии.Показ виртуальной экскурсии «Мой любимый Исилькуль»Слайд №17 – Слайд № 27
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
  • Сегодня, я вас познакомила с алгоритмом создания виртуальной экскурсии, и сейчас приглашаю четырех участников попробовать создать виртуальную экскурсию самостоятельно.Выберете одну общую тему из двух предложенных тем классического календарно тематического планирования: «Мой родной край». «Мы живем в России».  Подробная инструкция алгоритма продублирована у вас на столах, а также на рабочем столе компьютера находится «Портфель экскурсовода» который пригодится вам для составления экскурсии.Слайд №28Уважаемые коллеги, пока педагоги создают виртуальную экскурсию, предлагаю вам поиграть в игру – викторину, на тему «Моя Родина – Исилькуль». Викторина позволяет уточнить полученную информацию, расширить представления о наблюдаемых объектах. Эту форму я так же использую в работе с детьми.Слайд № 29 1.В каком году, по историческим сведениям, было первое упоминание об Исилькуле?
  • В 1600 году;
  • В 1940 году;
  • В 1118 году;
  • В 1893 году.
  • СЛАЙД 30 Правильный ответ – в 1893 году.Слайд № 312.Самый крупный город в Омской области? - Омск  -Тара- Калачинск -Исилькуль - НазываевскСлайд № 32 Правильный ответ – Омск.Слайд № 333.Самый маленький город в Омской областиТюкалинск Таврическое БольшеречьеМоскаленкиСлайд № 34 Правильный ответ – Тюкалинск.Слайд № 35С какими областями и странами граничит Омская область?-Тюменская область-Томская область-Новосибирская область-КазахстанПравильный ответ-со всеми перечисленными.4. Что изображено на карточках? Найдите герб нашего города.Слайд № 36 5.Посмотрите на картинки и найдите флаг нашего города.Правильный ответ – карточка 3.Слайд № 37
  • Посмотрите на фотографии и назовите героев, прославивших наш город. Что вы знаете об их подвиге?
  • Слайд № 388. Посмотрите на картинки и назовите какие деревья растут в нашем городе, местности. Исключите лишнее.Слайд № 399. Посмотрите на картинки и скажите какие дикие животные живут в лесах нашего города? Исключите лишнюю картинку.Слайд № 40 Спасибо огромное за участие в викторине.Педагог предлагает участникам мастер-класса, которые составляли по алгоритму виртуальную экскурсию, презентовать свою работу (название темы, просмотр презентации.) После показа, благодарю участников, предлагаю занять  места в зале.ЗаключениеРефлексия: обычно, те кто путешествуют, из каждого путешествия привозят новые знания, впечатления, эмоции. Предлагаю вам выбрать открытки, и поделиться своим впечатлением о проведенном мастер-классе, ответив на вопросы:Я узнала …Мне понравилось …Меня удивило …Спасибо вам, уважаемые коллеги, за участие в моём мастер-классе и в знак благодарности хотелось бы вручить вам для дальнейшей работы с детьми подробный алгоритм действий создания виртуальной экскурсии. Примите их пожалуйста! (вручить буклеты)Подводя итог, можно сказать, что использование виртуальной экскурсии делает образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным. Я надеюсь, что методические рекомендации помогут педагогам ДОУ по организации и проведение виртуальных экскурсий. Теперь у нас есть возможность, создавать экскурсию шаг за шагом, приближаясь к заветной цели!Уважаемые коллеги благодарю вас за помощь в проведении моего мастер-класса, за вашу активность и творчество. Надеюсь, что мой опыт найдет применение в вашей деятельности Методическое обеспечение1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1992.2.Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела.- СПб.: «Паритет», 2001.3.Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебно-практическое пособие. Минск, 2001.4.Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие – Саратов: Изд-во 5. Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия6.Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет? Научная книга», 20067.Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование.8.Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.9.«Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.10.Библиографическое описание: Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.11.Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.12.Хрулева Наталья Владимировна. Статья: «Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира». Занятия по ИКТ с детьми.