«Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»
Автор: Калмыкова Алла Анатольевна

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4УМК «Школа России»Тема: «Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки»Учитель: Калмыкова А.А.Используемые технологии: - Технология развития критического мышления - Технология интегрированного обучения - Технология проблемного обучения - Игровые технологии- Здоровьесберегающие технологии2024Предмет: Литературное чтениеПрограмма: «Школа России»Класс 4 «Б»Учитель  МБОУ Щёлкинская СОШ №1: Калмыкова А.А.Тип урока: Изучение нового материалаТема: Былина «Ильины три поездочки»Цель: Сформировать понятие былины и понимание её особенностей как жанра фольклора.Планируемый результатПредметные.Умение: правильно, выразительно; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; выделять признаки былины, сравнивать её со сказкой.Формировать УУД:- Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание школьниками меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.- Регулятивные УУД:Умение: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.- Коммуникативные УУД:Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими , договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.- Познавательные УУД:Умение: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; находить сходство и различие между былиной и сказкой; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 1 часть, 4 класс . Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, компьютер.Ход урока1. Организационный момент.Итак, начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладони;- Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.-Оцените свое настроение.-У вас на столах есть оценочные листочки. Сегодня вы сами будете себя оценивать. В конце каждого этапа вы будете закрашивать кружочки:зеленым - усвоил материал, хорошо, настроение хорошее;желтым - что-то не понял;красным - усвоил плохо, настроение плохое.Оцените, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.Закрасьте кружок около цифры 1.Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку.2. Проверка домашнего задания.- Как называется раздел по чтению, который мы начали изучать сразу после летних каникул? («Летописи. Былины. Жития»)- С каким новым произведением мы познакомились на прошлом уроке? ( «И вспомнил Олег коня своего»)- Найдите и прочитайте, где жил и правил Олег? (ученики зачитывают строчки)- Что напророчили князю Олегу волхы? Прочитайте.- Сбылось ли их предсказания? Расскажите про это. А теперь давайте прочитаем этот эпизод.- Почему люди оплакивали Олега?3. Актуализация знаний.Учащиеся по очереди выходят к доске с рисунками, выполненными к тексту летописи «И вспомнил Олег коня своего», остальные ученики находят и зачитывают отрывок из летописи, соответствующий данному рисунку.4. Изучение нового материала.– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое былины, кому они посвящены, как они создавались.-Как вы понимаете слово былина?-Кто нам поможет дать полное и точное определение слова былина?-Правильно. Давайте посмотрим в толковом словаре.(Слово и его значение записывается на доске.)Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.Все ли слова вам понятны? (учащимся незнакомо слово эпическое)-Эпическое – принадлежащее к эпосу. Эпос – от греческого – слово, рассказ – род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.)Посмотрите на доскуы видите иллюстрацию картины «Три богатыря» знаменитого русского художника Васнецова-Кто изображен на картине?-Каких былинных героев вы знаете, про какие богатырские подвиги вы читали, слышали.– Кто из героев былин вам нравится больше всего?– Почему?- Используя опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, трусливый, мудрый, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, жадный, способный к состраданию, охарактеризуйте Илью Муромца (работа в парах)бменяйтесь мнениями, обсудите с соседом.Составление синквейна.БогатырьСильный мудрыйЕхал сражался победилСлавна богатырями земля русскаяГерой5.Физкультминутка(Метод «Земля, воздух, огонь и вода») Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.6. Расширение представлений учащихся о былине как русской народной эпической песне.-По содержанию былины можно разделить на богатырские, рассказывающие о подвигах богатырей, и былины о жизни героев народных сказаний.-При изучении данного раздела мы с вами познакомимся с обоими видами былин.-Былины ещё и сейчас можно услышать в деревнях. Эти песни, переходя от поколения к поколению, служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. Поэтому старое, собственно народное название былины – старина, то есть повествование о старинных событиях.-Исполнялись былины певцами-сказителями под гусли. Былинный стих – размеренный и плавный. Он, как правило, не имеет рифмы. В былинах встречается множество всякого рода повторов, обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига.7.Презентация. Былина. Виды былин8. Работа с учебникомТекст былины начинает читать учитель. Далее продолжают ученикиа данном уроке рассмариваем одну поездочку Ильи.Словарная работа.Походный совет – совет перед походом.Сие предписано – это предназначено.Кремнёвеньких – из кремния (камня горной породы, с помощью которого можно добывать огонь).Булатная броня – металлическаяодежда из узорчатой твёрдой стали.Обзарилися – позавидовали.Колчан – сумка для стрел.Сажень – русская мера длины, равная 2 м 13 см.– Как вы думаете, почему Илья выбрал ту дорогу, на которой ему было предписано быть убитым?– Ожидали ли вы, что Илья так легко расправится с разбойниками?– Как вы думаете, какую дорогу дальше изберёт Илья?– С какими новыми качествами Ильи Муромца познакомились?9. Итог урока.-  Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былинах. Что такое былина? Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? -Каковы отличительные черты былины?10.Рефлексия.- Что было трудным?-Что легко удавалось выполнить?- Что было интересным?- Что захотели узнать?-Оцените свою работу на уроке.- Выберите  смайлики:смайлик с улыбкой – вы активно работали и  всё получилось на уроке; смайлик подмигивающий – хорошо работал, но не всё получилось, как вы хотели; смайлик грустный - вам нужно дополнительно изучить данную тему.11. Домашнее задание: поискать в библиотеке былины о богатыре Илье Муромце, подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка.