Методический приём «Составление кластера» на уроках иностранного языка.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический приём «Составление кластера» на уроках иностранного языка.
Автор: Корнеева Алена Игоревна

Методический приём «Составление кластера» на уроках иностранного языка. Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали с интересом, творчески познавали предмет на максимальном для каждого уровня успешности. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в колледже. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Существует множество приёмов технологии «Развития критического мышления: Проблемные вопросы Взаимоопрос Мозговая атака. Групповая дискуссия. Ключевые термины. «Корзина» идей, понятий, имен… «Кластер» и др. На протяжении многих лет на уроках истории я применяю приём «Составление кластера». Кластер (от англ. cluster -- «скопление», «пучок», «созвездие») -- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. Кластер предполагает: 1)выделение смысловых единиц текста и 2) графическое оформление их в виде схемы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Цель методического приёма Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость,рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться висточниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Оснащение: тетради, ватманы, карточки, фломастеры, ручки, мелки . Описание хода работы 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: -Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.-Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: -Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. Кластер используется мною на разных этапах урока: - на этапе актуализации знаний – для стимулирования мыслительной деятельности; - на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала; - на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное». На 1 курсе изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети знают и помнят по данной теме?» Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске. Получается первичный кластер. Далее предлагаю расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер. Виды кластеров на уроках истории Наиболее популярным видом кластера на этапе изучения нового материала является «Фишбоун» («Рыбий скелет»). На листе бумаги или на доске формулируется основной вопрос, тезис или предмет, о котором предстоит вести речь. Это голова «рыбы». Затем выстраивается «скелет»: по просьбе преподавателя ребята в течение 1—2 минут фиксируют в тетраде все, что им известно о предмете речи. Таким образом, составляем список идей, которые тем или иным способом должны быть озвучены. Далее учащимся предлагается на основании взаимного обмена знаниями, сведениями сделать определенные выводы о предмете речи или ответить на вопрос, поставленный буквально «во главу». Ответ или вывод является хвостиком нашей «рыбы». На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является « Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала. При организации групповой работы можно использовать кластер «Корзина идей» на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у обучающихся опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все дети вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре. Задается прямой вопрос о том, что известно обучающимся по той или иной проблеменачала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер: Эффективность приёма.Применение кластера имеет следующие достоинства: - он позволяет охватить большой объем информации;- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;-дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: - умение ставить вопросы;- выделять главное;- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;- сравнивать и анализировать;- проводить аналогии. Что дает применение метода кластера на уроках обучающимся? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Данный приём можно считать эффективным и в сильных, и в слабых группах. Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.