Логопед - врач, учитель, психолог?


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логопед - врач, учитель, психолог?
Автор: Ермилова Елана Ядгаровна

Логопед - врач, учитель, психолог? Можно ли представить нашу жизнь без речевого общения? Думаю, вряд ли ведь такая жизнь будет бесцветна, без эмоциональна, скучна. Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь –  процесс формирования, передачи и понимания сообщений (информации) посредством . К сожалению, не всегда этот процесс проходит гладко. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период. Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Логопедия находится на стыке таких наук, как медицина, педагогика, психология. Коррекция детских речевых патологий, коррекция нарушений при локальных поражениях мозга, лечение логоневрозов, логопедическое лечение заикания и т.д. эту часть медицины изучает логопедия. Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга. На этапе опроса родителей логопед собирает информацию о течении беременности, протекании родов, о раннем развитии малыша, о травмах, или серьезной болезни, необходимую для составления индивидуального образовательного маршрута логопата. Работа учителя – логопеда в детском саду заключается не только в устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а также в расширении знаний об окружающем мире, становлении личности, всесторонне развитой и адаптированной к жизни в современном обществе. Главное, от чего зависит успешность работы логопеда, как учителя – это любовь к детям, интерес к профессии. Учитель – логопед должен иметь необходимые умения и качества такие как: терпеливость, тактичность, позитивное мышление, чувство ответственности, доброта, умение находить подход к любому ребенку, непринужденно общаться с ним, способность удерживать внимание малыша во время занятий, для этого – умение строить интересные занятия, используя игровые формы. Первая встреча учителя – логопеда и ребенка начинается со знакомства, установления контакта основным принципом которого является «не навредить». Необходимо учитывать конкретные обстоятельства, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому логопед должен быть еще и психологом. Важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, можно выделить различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает учителю – логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего, ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Эти знания помогут установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу. Немаловажно для успешной работы учителя – логопеда постоянное саморазвитие, поиск новых форм и методов работы ведь порой даже продолжительная борьба с проблемой может не увенчаться успехом.