"Воспитательная деятельность в коллективе дополнительного образования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитательная деятельность в коллективе дополнительного образования"
Автор: Пенкина Галина Викторовна


Воспитательная деятельность в коллективе дополнительного образования
(Методическая разработка)
Автор: Педагог дополнительного образования СОШ с.Наумовка-филиала МАОУ СОШ с.Новополеводино
Пенкина Галина Викторовна
Санкт-Петербург
2023 г.
Содержание:
Введение__________________________________________________3
Современное состояние воспитательной работы_________________5
Воспитательная деятельность _____________7
Заключение_______________________________________________10
Список литературы_________________________________________11
Введение
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое.
Государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей призваны развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, обеспечивать возможности для удовлетворения творческих потребностей детей и подростков в сфере внешкольной деятельности и досуга.
Образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей осуществляется с учетом принципов внешкольной работы: массовости, добровольности и свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности.
Сейчас формируется иной взгляд на образование. Под образованием, скорее, понимается процесс развития способностей к самостоятельному решению проблем на основе освоенного опыта.
Каждый педагог системы дополнительного образования уникален. Он творец, мастер, методист, исследователь. Он динамично изменяется сегодня, прежде всего, под влиянием детей, а не по закону сверху. Он должен действовать по принципу не навредить. При этом регулятором его творчества должны выступать социолог, психолог, мастер.
В процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов человека, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование ребёнка как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
В любом коллективе и у каждого опытного педагога имеются свои формы работы с воспитанниками, и это правильно. Не надо заучивать методические рекомендации и слепо копировать чужую работу. Надо создавать свои формы работы, искать то, что органично для его конкретного педагога и для его воспитанников, это и есть творческий подход к работе.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными.
Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке общечеловеческие ценности. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее.
Немаловажную роль в работе для педагога в дополнительном образовании имеет коммуникационная культура. Это компонент профессиональной культуры педагога. Общение с детьми, родителями и коллегами, умение слушать и слышать, владение профессионально - речевыми высказываниями, способность корректировать свое поведение и поведение детей, умение организовать атмосферу успеха и хорошего эмоционального состояния обучаемых, умение убеждать и регулировать конфликтные ситуации.2. Современное состояние воспитательной системы
Современная воспитательная система представляет единство взаимосвязанных элементов: целей, субъекта, деятельности, среды, управления.
Цели и задачи воспитательной деятельности .
Цель: в процессе обучения воспитать свободную, творчески развитую, социально-ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию.
Задачи:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;
- воспитание патриотов, граждан правового, демократического социальногогосударства, уважающих права и свободы личности;
- формирование у детей культуры межличностных отношений;
- развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;
- воспитание здорового образа жизни;
- профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской
беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
- укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Здоровье - организация деятельности по формированию здорового образа жизни, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума.
2. Семья - организация работы с семьей, организация совместной деятельности семьи и школы, работа по половому просвещению учащихся, защищенность ребенка в семье.
3. Интеллект - формирование целостной и научно- обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей.
4. Знания и умения – формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
5. Отечество - гражданско-патриотическое воспитание учащихся, изучение национальных традиций, деятельности детских общественных организаций.
6. Природа – организация деятельности по защите природы, экологическомувоспитанию, организация природосообразной деятельности.
7. Труд - организация трудовой и профориентационной деятельности учащихся, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. Например: убеждение посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы; приучение к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником; поощрение и наказание. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга.
3. Воспитательная деятельность
Если сопоставлять общее и дополнительное образование, второе ценно возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка.
Существующие образовательные стандарты недостаточно учитывают возможности детей и далеко не всем это под силу.
При разумном использовании уникальных возможностей дополнительного образования современное обучение можно сделать куда более личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей.
Дополнительное образование включает ребёнка в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Это–целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Важная особенность дополнительного образования детей–его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.
В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей .
Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей. Логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.
Ребята, обучающиеся в условиях дополнительного образования, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим, по школьным дисциплинам, в детском творческом коллективе он может оказаться в числе лидеров. Опыт показывает, что в кружке, как правило, удаётся снять стереотип восприятия ребёнка как троечника или трудного.
Дополнительное образование детей создает ситуацию успеха (термин психолога Выготского Л.С), помогает ребенку, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. В процессе совместной творческой деятельности педагога и ребенка происходит развитие личности.
Нет сомнения в том, что каждый ребенок рождается для счастья, для того, чтобы стать успешным человеком. Педагоги стараются продемонстрировать каждому ребёнку веру в него, тогда в ответ он стремится оправдать надежды. Если мы верим в ребёнка, то и он верит в себя, а значит успешен. Как говорил Джон Леннон Талант – это способность верить в успех.
Все дети талантливы. Каждый может почувствовать себя неповторимым, уникальным – звездой.
В государственные образовательные учреждения дополнительного образования приходят заниматься дети со всего района, зачисляются без отбора и каких-то особенных условий. Самое главное - это их желание. Именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на незаметное, а значит и более эффективное воспитание. Смысл занятий в добровольности, в доверительном отношении к педагогам, большинство из которых являются именно педагогами дополнительного образования, а не учителями.
Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения
Хореографический ансамбль Созвезлие способствует этому, путём реализации следующих задач:
создание условий для развития личности ребёнка,
развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству,
обеспечение эмоционального благополучия ребёнка,
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям,
профилактика асоциального поведения,
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка,
укрепление психического и физического здоровья детей,
создание условий для умственного и духовного развития личности ребёнка.
Успех как айсберг. Наверху лишь самая вершина, а большая часть не видна окружающим. Что же скрывается от глаз?
Прежде всего, большой труд педагогов, именно они, заинтересованные в успехах детей, создают ситуацию успеха. Каким образом они ее создают - это дело мастерства, опыта, харизмы и интересных программ.
Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное – все это наиболее актуально в детском и подростковом возрасте и почти невосполнимо для зрелого человека.
Подросток стремится к активному действию, его не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятий, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности.
В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов. Творчество на деле существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое. Выготский Л.С.
Выступления, концерты, соревнования помогают создавать и закреплять ситуации успеха. А если ребёнок, подросток добился успеха, слышал аплодисменты, видел восторженные глаза зрителей, то желание добиваться большего у него увеличивается, способности проявляются ярче. Он ощущает себя значимым, необыкновенным.
В дальнейшем он пойдёт по жизни с гордо поднятой головой, осознавая свою особенность, помогая другим стать особенными и творя особенные дела.
4. Заключение
В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств
учета индивидуальных особенностей воспитанника
условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса
Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.
Очень важно, чтобы состояние успеха стало привычкой, неотъемлемой составляющей личности. И тогда мы увидим нового героя России, или мастера золотые руки, или крупного организатора, или просто хорошего человека.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991
Выготский Л.С. Психология искусства. Издание третье. М.: Искусство, 1986
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с. – ( Учебник нового века).
Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина. – 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с. – (Библиотека для родителей).
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975
Энциклопедия молодой семьи. – 2-е изд. – Минск.: Белорусская Советская Энциклопедия, 1988. – 663с.