открытый урок


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: открытый урок
Автор: Светлана Михайловна Лазарь

Урок по литературному чтению для 2 класса
Тема: украинская народная сказка Колосок.
УМК Начальная школа XXI века под ред. Н.Ф. Виноградовой
Урок подготовила: учитель начальных классов
Лазарь Светлана Михайловна
Тип урока: комбинированный
Задачи:
- создать условия для ознакомления с народной украинской сказкой,
- закрепления знаний о литературных жанрах, видах сказок;
-способствовать развитию навыков выразительного чтения и чтения по ролям,
-содействовать нравственно-эстетическому воспитанию на примере поступков героев прослушанного произведения,
Планируемые результаты
Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих
Метапредметные:
познавательные:
-осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-осуществляют анализ, синтез, сравнение;
-строят рассуждения;
регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
коммуникативные:
-овладеть навыками конструктивного взаимодействия.
Личностные: осознают значимость чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
I.Организация начала урока
II. Актуализация знаний.
Отгадывание загадок
Чтение чистоговорок
III.Работа над новым материалом.
Целеполагание
Прослушивание аудиосказки Колосок

IV. Первичная проверка понимания
V.Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
Отчёты групп о проделанной работе
VII.. Работа в тетради
VIII. Итог урока. Рефлексия
\
IX. Домашнее задание
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Какие жанры фольклора знаете?
- Мы сегодня пройдём по страницам фольклора. (на доске цветок Фольклор)
1 лепесток – загадка
На соломинке – дом, сто ребяток в нём.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких , как я, будет целая семья.
(зерно)
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.
(хлеб)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном.
На столбе золотом.
(Колосок)
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени…
(мука)
-Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?
(зерно – колос – мука – хлеб)
2-лепесток - сказка
Какие бывают сказки?
3 лепесток - пословица
Кто не работает, тот не ест
4 лепесток - чистоговорка
Чу-чу-чу – я зерно молочу.
Чу-чу-чу – жернова кручу.
Чу-чу-чу – муку получу.
Ач- ач- ач – испеку калач.
– Догадались, о ком мы будем сегодня читать?
- Да, сегодня познакомимся с украинской народной сказкой Колосок.
Тема. Колосок
- Что значит народная сказка?
- Какую цель поставим на урок?
- Как будем её достигать?
Определите своё отношение к произведению. Запомните слова, которые покажутся непонятными.
- Кому понравилась сказка? Почему?
- Какое настроение вызывает у вас сказка? Объясните.
- Какие ещё слова показались непонятными?
1. Словарная работа. Обмолотить, лапта, чехарда.
– Назовите главных героев.
- Почему народ дал им такие имена?
- Как зовут Петушка? Как Мышат?
- Каким народ изобразил Петушка?
- Как отвечали Мышата Петушку в самом начале?
-Как в конце? Почему менялся тон?
- Прав ли был Петушок? Почему7
- Какую вы бы вспомнили пословицу к данной сказке?
Запрещённое движение, Рыбка
1. Чтение вслух цепочкой, передавая интонацию.
Работа в группах
Подготовить выразительное чтение сказки по ролям (1 группа).
Составить схему Кто что делал? (вторая группа)
Остальные работают в парах над тестом (лист) Тест
1. Какого народа сказка Колосок?
а) белорусская;б) украинская; в) грузинская.
2. С кем жил петушок?
а) с собакой;б) с кошками;в) с мышами.
3. Сколько мышей жило вместе с петушком?
а) 2 мыши;б) 3 мыши;в) 4 мыши.
4. Как звали мышей?
а) Круть и Верть;б) Курт и Вурт;в) Карт и Варт.
5. Что нашел петушок?
а) зерно;б) деньги;в) мышку.
6. Кто молотил зерно?
а) петушок;б) мыши;в) кошки.
7. В чем петушок принес муку?
а) в мешке;б) в сумке;в) в рюкзаке.
8. Кто месил тесто?
а) мыши;б) петушок;в) никто.
9. Что испек петушок?
а) пироги;б) ватрушки;в) булочки.
10. Как петушок поступил с пирогами?
а) угостил мышей;б) прогнал мышей;в) не угостил мышей.
- Сейчас послушаем ответы представителей от групп, выполнявших задания. Затем проверим работу пар.
– Слушаем чтение по ролям
– Ребята второй группы на доске показывают схему действий героев
А сейчас выполните задание в тетради с. 24 № 1, 3
– С каким произведением познакомились на уроке?
– Как получают хлеб?
– Как нужно относиться к хлебу?
– Чему учит нас сказка?
Читать сказку по ролям
.Проверяют готовность к уроку
Рассказывают друг другу.
Несколько пар рассказывают вслух.
Ответы учащихся.
Отгадывают загадки, называют отгадки.
Ответы учащихся.
Высказывают предположения.
Повторяют чистоговорку
Ответы учеников

Внимательно слушают.
Обмен впечатлений.
Ответы учащихся
Выбирают слова, характеризующие петушка и мышат. (Трудолюбивый, серьёзный, ленивые, беззаботные, весёлые, незлые)
Ответы (бодро, весело)
Предположения ребят.
- Все должны трудиться, помогать друг другу.
Высказывания детей. (Кто не работает, тот и не ест. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Работают две группы, на листочках записывают ответы.
Работают в парах
Представитель от каждой группы даёт ответ.
Работающие в парах читают вопрос и дают только правильный ответ. (1 пара)
Выполняют задания в тетради
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют самооценку
Записывают задание на дом, задают вопросы, если, что-то непонятно.
Владеют способами самоопределения
1. Умение слушать ивступать в диалог с учителем, сверстниками.
2.Умение выражать свои мысли.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
1.Целеполагание.
2.Планирование.
3.Проговаривание последовательности действий на уроке.
1. Умение слушать ивступать в диалог с учителем, сверстниками.
2.Умение выражать свои мысли.
Овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов;
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
1.Проговаривание последовательности действий.
2. Совместная эмоциональная оценка деятельности группы на уроке.
3.Отличие верно выполненного задания от неверного.
1.Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
2.Отличие верно выполненного задания от неверного.
Умение выражать свои мысли.
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения знаний.