«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.»
Автор: Лысенкова Ольга Владимировна

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является часто обсуждаемой на различных уровнях образования. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, является основой благополучия ребенка в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его труда, условий его быта и досуга. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, а также их будущее напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Понятие “ограничение возможности здоровья ” (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – конструировании рисовании, лепке, письме.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Характерным признаком семилетних детей с ОВЗ является недостаточная готовность к школе.
Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ОВЗ. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.

Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями- это нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Основнаяпроблема социализацииявляетсяотклоненияот нормальногостановления личности детейсограниченными возможностями здоровья.Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности.
Социализация детейсограниченнымивозможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество,чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровьяявляется подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь, для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
В современных условиях процесс внедренияинклюзивного образованияявляется инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
1Коллективная форма работы с родителями.
2. Индивидуальная форма работы с родителями.
3.Памятки для родителей .
Таким образом, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности я взяла проект по бумагопластике Моя мастерская .
Заниматься бумажной пластикой очень интересно, так как это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором создаются новые художественные образы, конструкции, модели из достаточно послушного, пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.
Бумажная пластика является мощным механизмом активизации познавательной деятельности ребенка, поскольку в ней закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и способы поведения.
Эти достижения являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Все это, по сути дела, составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Такая деятельность способствует совершенствованию речевой деятельности; развивает личностные качества: активность, инициативность, волю, любознательность, интеллект ,внимание, память, восприятие, образно-логическое мышление; способствует формированию творческих способностей. При этом у ребенка хорошо развивается мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; совершенствуются трудовые умения; формируется культура труда, что способствует необходимым условиям детей в реальной жизни.