Роль семейного воспитания в становлении личности ребёнка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семейного воспитания в становлении личности ребёнка
Автор: Чупахина Наталья Николаевна

Роль семейного воспитания в становлении личности ребёнка
Образовательный процесс должен быть построен как единство обучения и воспитания. В настоящее время российское общество испытывает экономические и политические сложности, которые изменили и социокультурную жизнь подрастающего поколения, а также функции и принципы работы в образовании, детские общественные организации, и содержание средств массовой информации. Из-за социального расслоение общества, жизненный уровень заметно снизился, что сказалось на проблемах в российских семьях. Стали разрушаться нравственные и этические нормы, семейные традиции, повышается уровень конфликтности между родителями и детьми. В благополучных семьях родители чрезмерно заняты, и дети обделены их вниманием. Эти процессы значительно снижают уровень эффективности воспитания в семье, способствуют проявлению стрессов, неврозов и агрессивных поступков у детей.
Существенное влияние на воспитательную деятельность оказывают средства массовой информации. Высокий уровень доступности различного рода материалов, которые пропагандируют праздный образ жизни, снижают интерес к культуре и образованию, повышают заинтересованность в насилии, убийствах, наносят вред психике и нравственным идеалам детей, приводят к росту правонарушителей среди несовершеннолетних.
Семья это основная, первая духовно-нравственная единица, поэтому воспитание детей – это задача не только системы образования, но и в первую очередь семьи. Учитывая вышеупомянутые проблемы, необходимо в образовательных учреждениях обеспечить постоянный контакт с семьей, обязательное участие родителей в процессе воспитания. Обеспечить доступность информации родителям об эффективности процесса воспитания ребенка, способствовать повышению психолого-педагогических знаний родителей, так как домашнее воспитание уникально, оно обусловлено особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них [1]. При этом обязателен дифференцированный подход к семье, при котором будут учитываться ее национальная и социальная принадлежность и иная особенностей каждой семьи.
При разработке программы сотрудничества образовательного учреждения и семьи рассматриваются два основных направления:
– привлечение к воспитательному процессу родителей учеников;
- составление программ педагогического сопровождения семьи.
Коммуникация участников воспитательно-педагогического процесса должна быть спланирована и организована как в школе, так и в каждом первичном объединении (классе, клубе, кружке) [3]. Для эффективности и результативности воспитательной работы нужно тщательно продумать характер общения с семьей. Необходимо привлекать внимание и вовлекать родителей в деятельность органов самоуправления, попечительских советов. Участие родителей в совместной деятельности должно носить систематический и комплексный характер, основываться на действующей нормативной правовой базе. Особого внимания требуют неблагополучные семьи. Классный руководитель, посещая такие семья, должен помнить, что работа с родителями группы риска должна быть направлена, прежде всего, на создание условий, при которых ребенок имел бы возможность реализовать свой потенциал, раскрыть творческие способности, выработать в себе умения самоконтроля. Во время посещении ученика на дому, классному руководителю необходимо добиться приглашения, быть тактичным, не жаловаться на ученика, а давать рекомендации с учетом возможностей конкретной семьи, не предъявлять претензии к родителям, а предлагать пути совместного выхода из проблемной ситуации. Важными моментами являются попытка выяснить традиции данной семьи, возможно семейные кулинарные рецепты, поддержка бережного отношения к истории предыдущих поколений: фотографии, декоративно-прикладное творчество, песни, которые пели бабушки и дедушки. Столь внимательное отношение к семейной культуре и совместная воспитательная деятельность обязательно принесет плоды и поможет воспитать из современных школьников человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества [2].
Список литературы 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с. 2. Закон РФ Об образовании, ст. 14, п. 2. 3. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе. – 2 изд. – М.: Просвещение, 1979.