"Методика формирования умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методика формирования умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой."
Автор: Лаптева Ирина Александровна

Методика формирования умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой.Как и в какой последовательности формировать каждое умение, которое составляет общее умение работать с книгой?В своей педагогической практике, я остановилась на методике поэтапного формирования умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой основанной на структурно – логическом анализе содержания учебных дисциплин естественно – научного цикла.Необходимо раскрыть перед учащимися общие требования к усвоению каждого из структурных элементов, т.е. надо показать учащимся то, что нужно знать о структурных формах материи, явлениях, величинах независимо от того, к какой области знаний они относятся. Это определяет общий подход к усвоению знаний на основе работы с учебной литературой. В соответствии с требованиями ФГОС, надо формировать у учащихся умение самостоятельно добывать знания.Ориентировочной основой в процессе приобретения учащимися новых знаний могут служить планы обобщенного характера.Применительно к отдельным учебным дисциплинам они могут быть конкретизированы, детализированы, но в основных узловых моментах они остаются общими для всех естественнонаучных дисциплин. Приведу примеры таких планов, с которыми работают учащиеся с 7 по 11 класс при изучении физики. ( по А.В. Усовой)Что надо знать о явленииПлан изучения явленияЧто надо знать о величинахПлан изучения физической величиныЧто надо знать о законеПлан изучения законаЧто надо знать о прибореПлан изучения прибораЧто надо знать о теорииПлан изучения теорииПрименение планов обобщенного характера имеет важное значение не только для формирования умение выделять главные мысли в тексте. Они служат ориентировочной основой для овладения понятиями, законами и теориями независимо от того, на уроках по какому предмету они изучаются; Способствуют формированию национальных приемов умственной деятельности. Это положительно сказывается на качестве знаний учащихся, которые становятся более осознанными и глубокими.