Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Автор: Корнева Светлана Владимировна

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.Одной из эффективных инновационных технологий в речевом развитии является технология синквейн.Инновационность данного метода - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике синквейн стал использоваться с конца 1990-х годов.Актуальность использования синквейна:
  • используется для проведения
  • рефлексии, анализа и синтезаполученной информации;
  • помогает пополнить словарный
  • запас;
  • учит краткому пересказу;
  • помогает развить речь и мышление.
  • Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. В дидактическом   синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочкуВ первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи — это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойстваи признаки этого предмета или явления. По части речи — это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи — это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним. Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейнынапример:ОсеньСолнечная, тёплая.Дарит, светится, радует.В парке осыпаются листья. Красота!Алгоритм обучения синквейну.Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки.Например,Ночью ходит, днем он спит,Если сердится – ворчит.Он живет в лесу дремучем,Сам он круглый и колючий.Угадайте, это кто же?Ну, конечно, это – …Ежик.Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:I этап.Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово.Т. е., на этом этапе дошкольники знакомятся с понятием: «слово-предмет». Детям предъявляется модель-существительное (или местоимение, которое обозначает предмет описания и отвечает на вопрос кто? или что? Обратите внимание на экран.  Наряду со словом-предметом вводится символ или модель, обозначающие предмет. В нашем случае это графическое изображение человечка. Почему именно такой символ? Да потому, что это самый понятный символ для детей именно в перспективе нашего задания.Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помни, что слово-предмет в данном синквейне – это ЕЖИК.II этапВторая строка — два слова.На этом этапе вводится «слово-признак». В качестве предварительной работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения:«Подбери признаки» – например, к слову «груша».Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.«Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)Предъявляется модель –слово-признак. Наша модель обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая? НАПРИМЕР,Ежик какой?Серый, колючийОбратите внимание, как изменилось графическое изображение модели. На одежду человечка добавлен рисунок, который позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось? Какая у человечка стала одежда? III этапТретья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями).В качестве предварительной работы можно использовать следующие словесные игры и упражнения: «Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой) Т. е., на этом этапе вводится понятие “Слова-действия”, предъявляется модель-действие предмета.Например,Ежик что делает?- Фыркает, спит, бегает.Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается. IV этапЧетвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Посмотрите на схему этой строки. Вы видите, как нужно построить предложение. Здесь есть предмет, его признак и его действие.V этапНу и в наконец пятая строка — синоним, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, чтобы это было ваше отношение к предмету.В чём же  эффективность и значимость синквейна?
  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.