«Профориентация как составляющая программы воспитания МБОУ Охтеурская ОСШ. Влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Профориентация как составляющая программы воспитания МБОУ Охтеурская ОСШ. Влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии»
Автор: Антонович Елена Борисовна

Слайд «Профориентация как составляющая программы воспитания МБОУ Охтеурская ОСШ. Влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии». Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учениками необходимого объёма знаний о характеристиках той или иной профессии. Чтобы помочь школьникам определиться с профилем в старших классах и выбрать профессию - классными руководителями, педагогом - психологом, социальным педагогом, педагогом - библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками под руководством заместителем директора по воспитательной работе в школе проводится профориентационная работа. Профориентационные мероприятия включены в планы и программы их работы. Слайд Модуль «Профориентация» является составляющей Программы воспитания МБОУ Охтеурская ОСШ, одним из разделов плана воспитательной работы классов. Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Цель профориентации - формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Главные задачи по профориентации обучающихся: - сформировать положительное отношение к труду; - научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; - научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) - познакомить с особенностями современного рынка труда; - помочь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления; - создать условия для практической пробы сил в различных видах деятельности Слайд Основными направлениями профориентационной работы в школе являются: - Психолого – диагностическое (профессиональная диагностика); - Просветительское (просвещение и информирование) или профессиональное воспитание; - Тренинговое (тренинги, профессиональная консультация) Психолого – диагностическое направление (профессиональная диагностика) предполагает исследование: - мотивации выбора профессии; - профессиональных интересов; - соответствия личностных качеств обучающихся выбранной профессии Слайд Просветительское направление включает в себя просвещение и информацию: сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, сведения о системе учебных заведений и путях получения профессии, сведения о потребностях общества в кадрах. Данное направление включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в этом направлении заключается в том, чтобы побуждать учеников к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы. Это позволяет узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Положительную роль здесь играют предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности. Слайд Тренинговое направление включает в себя: 1. Тренинговые занятия в форме игр. Игра помогает школьникам определить предпочтительные профессии, расширить знания обучающихся о профессиях. Кроме того, такие занятия психологически готовят детей к экзаменам, будущим собеседованиям при приеме на работу. 2. Профессиональное консультирование – научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда. В роли консультанта в школе выступает педагог – психолог, который также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей. Работа по профориентации начинается с первого класса, постепенно, от класса классу расширяя и усложняя круг сведений. Слайд Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе. Слайд I этап – начальная школа (1-4 классы); Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности. Организатором этой работы является классный руководитель. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы: - уход за комнатными растениями; - участие в экологических акциях, субботниках. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его знакомят с максимальным количеством профессий. С 1 класса классный руководитель начинает знакомить обучающихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В ходе экскурсии по школе ребята знакомятся с профессией учителя, медицинского работника, библиотекаря, повара, обслуживающего персонала. Формы и методы профориентационной работы: 1. Классный час «Профессия моих родителей», «Труд людей моего села». 2. Экскурсии и (или) виртуальные экскурсии профориентационной направленности на предприятия с. Охтеурье – «Почтовое отделение», филиал «Телевидения Нижневартовского района», «Звероферма», «Пожарная часть», «Опорный пункт полиции», «ФАП». 3. Час общения с приглашением сотрудников правопорядка, работников здравоохранения «Мир профессий», «Ярмарка профессий», «Кто нас защищает?», «Кем я хочу стать?». 4. Встречи с родителями обучающихся «Мой жизненный выбор», «Моя профессия», «Все профессии важны». Такие мероприятия дети любят еще и потому что, вместе с ними в них принимают участие и их родители. 5. Конкурс рисунков «Профессия моих родителей». 6. Ролевая игра «Я – учитель», которая проводится в «День учителя» - «День самоуправления». 7. Внеучебные занятия, игровые перемены с использованием игровых упражнений «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией». Игровые перемены с обучающимися начальной школы проводят школьники волонтеры 5-9 классов. Слайд Совмещаем воспитательные мероприятия с профориентационными. Например, в рамках обучения по пожарной безопасности посещаем подразделение пожарной службы. Специалисты проводят беседы «Как действовать в случае опасности». В это время дети могут примерить противогазы, пожарные каски и посидеть в аварийно – спасательном автомобиле. 8. На кружковых занятиях художественной направленности «Волшебная кисть» ребята узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор. Пробуют свои силы в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов ребята, посещающие кружок «Музыкальная капель», «Вдохновение». К проведению этих мероприятий классные руководители привлекают педагога - психолога, педагога - библиотекаря, членов родительского комитета, школьников волонтеров, представителей предприятий и организаций сельского поселения, которые в соответствии со своей профессиональной компетентностью информируют обучающихся о разнообразных аспектах профессионального самоопределения. Вывод: С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. Слайд II этап – 5-7 классы. На данном этапе формируется осознание школьниками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Формы и методы профориентационной работы: 1. Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего «Мир, который построю Я», «Мир профессий», «Я выбираю», «Кем быть?» с приглашением представителей разных профессий. 2. Профориентационные игры: деловые игры «Выборы», «Перспектива», «Самоуправление», квесты («Профессии вокруг меня», «Мир профессий», «Медицина», «Путешествие по профессиям», "Знакомство с миром профессий"), решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности. 3. Проектная деятельность «Новые профессии в современном мире», конкурсы сочинений, рассказов, рисунков «Если бы я был депутатом, президентом, представителем какой – либо профессии», «Моя будущая профессия». Слайд 4. Участие в работе всероссийских профориентационных образовательных проектов: - «Урок цифры» по теме «Разработка игр», «Искусственный интеллект», «Исследование кибератак», «Цифровое искусство: музыка и ИТ», «Квантовый мир: как устроен квантовый компьютер» Слайд - посещение открытых уроков на всероссийском профориентационном портале «ПроеКТОриЯ». 5. Групповые и индивидуальные консультации педагога - психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии «Сделай правильный выбор». 6. Посещение кружков по интересам. Слайд III этап – 8-11 классы На данном этапе формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Формы и методы профориентационной работы: 1. Основное внимание на этом этапе уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта. 2. Для обучающихся 8-11-х классов профориентация становится наиболее важной, потому что им надо выбрать профиль обучения и вуз, определиться с предметами, по которым они будут сдавать ЕГЭ. На этом этапе помимо углубленной профдиагностики проводятся факультативные занятия, элективные курсы, тематические кружки, тренинги. Освоение школьниками основ профессии в рамках: - элективных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы «Твой выбор», 9 класс; «Лидер», 10 класс; - внеурочной деятельности «Я – Гражданин России», 7-8 классы; - кружков дополнительного образования – «Художественное оформление древесины», «Музыкальная капель», «Вдохновение», «Робототехника», «Палитра», участие в мастер – классах. Слайд 3. Участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: - «Урок цифры» по теме «Разработка игр», «Искусственный интеллект», «Исследование кибератак», «Цифровое искусство: музыка и ИТ», «Квантовый мир: как устроен квантовый компьютер»; - посещение открытых уроков на профориентационном портале «ПроеКТОриЯ» Мероприятие Дата проведения Количество участников «Инженеры 2.0» 05.03.2020г. 30 обучающихся Шоу профессий «Натуральный продукт» 08.12.2020г. 32 обучающихся Шоу профессий «Поехали» 10.12.2020г. 36 обучающихся «За кадром» 13.02.2020г. 24 обучающихся Шоу профессий «Взлетаем» 23.12.2020г. 32 обучающихся «Шоу профессий «Цифровой мир» 26.11.2020г. 26 обучающихся «Зарядись» 27.02.2020г. 30 обучающихся «Большая перемена» 30.11.2020г. 38 обучающихся «Кулинарное дело» 23.09.2021г. 8 обучающихся «Оператор беспилотных летательных систем» 15.10.2021г. 8 обучающихся «Лабораторный химический анализ» 21.10.2021г. 8 обучающихся «Профессия сварщик» 30.03.2021г. 8 обучающихся «Профессия Электромонтажник» 29.03.2021г. 8 обучающихся - просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач. Слайд 4. Совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования: - акция «Мое будущее» Всероссийской программы по профориентации «Zaсобой» (Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации в целях выявления лучших практик работы в сфере профессионального самоопределения молодёжи, популяризации рабочих и инженерно-технических специальностей проводятся Всероссийские конкурсы по профессиональному самоопределению); - «Билет в будущее» (проект ранней профессиональной ориентации школьников 6 - 11 классов). Мероприятие Учебный год Количество участников «Билет в будущее» 2020/2021г.г. 41 обучающихся 6 педагогов - навигаторов 5. Читательская конференция «Профессии с большой перспективой». 6. Временное трудоустройство обучающихся в летний период. Слайд 7. Посещение профориентационных ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах. Данная информация размещается на сайте образовательного учреждения или в социальных сетях «ВКонтакте» на странице МБОУ Охтеурская ОСШ. Слайд В школе заключен договор о сотрудничестве по профориентационной работе с бюджетным учреждением профессионального образования ХМАО – Югры «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж», г. Нижневартовск, с целью совместного проведения мероприятий, направленных на профессиональное информирование, профессиональное ориентирование, профессиональный выбор обучающихся школы с привлечением ресурсов колледжа, для обеспечения раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории; соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Государственным бюджетным образовательным учреждением профессиональной образовательной организации «Златоустовский техникум технологий и экономики» с целью проведения совместных проектов, конференций, форумов, семинаров, совещаний, круглых столов. Слайд 8. Тесты на профориентацию. Профориентационные тесты помогают определить тип личности, интересы, способности человека и соотнести их с профессиями на современном рынке труда. Педагог – психолог использует разные тесты и методики. Их сочетание позволяет получить более объективные результаты. После того как школьник узнает свои профессиональные склонности, ему рекомендуется обдумать полученный результат. Обучающийся может понаблюдать осознанно за тем, что ему нравится делать, какая сфера интересней. Он может побольше узнать об интересных ему профессиях, познакомиться с их представителями. Так подросток поймет, действительно ли ему нравится профессия или он в ней заблуждается. Методика Настоящая методика позволяет «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО; Е. А. Климова) выявить профессиональные склонности человека. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Методика предназначена для изучения склонностей и интересов обучающихся к определенным учебным предметам и видам деятельности по интересам. Опросник для определения типа мышления Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.). Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа. Слайд В систему профориентационной деятельности в школе входит работа с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии. Проводятся: - родительские собрания «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»; - лектории для родителей «Профессиональное самоопределение подростков», «Склонности и профессиональная направленность»; - индивидуальные беседы педагогов и специалистов школы с родителями школьников; - анкетирование родителей обучающихся «Интересы и выбор профессии»; - организация детско-родительских мероприятий «Я выбираю будущее», «А кто ты?», «Будущая профессия моими глазами», «Моя профессия – мое призвание!»; - тренинг для родителей «Компас в мире профессий». В образовательном учреждении имеется информационный, постоянно обновляющийся стенд, на котором размещена информация в виде игр, квестов, ребусов, загадок, связанных с профессиями. На сайте МБОУ Охтеурская ОСШ оформлен раздел, где размещена интересная информация о разных профессиях, особенно тех, которые востребованы в округе; о профессиональных и высших учебных заведениях, которые есть в ХМАО – Югре и за его пределами. Вывод: В школе проводится целенаправленная профориентационная работа. Соблюдаются следующие принципы: 1. Систематичность и преемственность: профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями. 4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений. 5. Связь профориентации с жизнью. Выбор профессии – это задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами «выбор профессии». За краткостью этих слов стоит планирование и обдумывание профессионального жизненного пути. Профориентационная работа в школе помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности, соринтироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.