Информационные технологии в профессиональном обучении


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационные технологии в профессиональном обучении
Автор: Белавская Елена Александровна

Информационные технологии в профессиональном обученииЕ.А.Белавская, преподаватель ОГАПОУ «Яковлевский Политехнический техникум »«Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания» Л. СенекаНаш век — это век высоких технологий, в том числе компьютерных. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образования. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.В настоящее время в большинстве стран мира приоритетным является гуманистический подход к образованию, в основе которого лежит задача всестороннего развития личности, а также ее способности к самостоятельному творческому и критическому мышлению. Поэтому необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, разные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие человека к самостоятельному мышлению, к поиску собственной аргументированной позиции. Данный подход требует создания определенных условий для организации такой системы.Система образования — целостная, но при этом открытая система, доминирующая характеристика которой является ее информативность. Информационное обеспечение системы образования не может ограничиваться такими источниками, как учитель, учебник, учебные или справочные пособия, средства массовой информации.Внедрение ФГОС третьего поколения повлекло рост роли компьютерных технологий в образовании: новые требования предусматривают использование для каждой дисциплины электронных учебно-методических комплексов, охватывающих все её разделы, в том числе и технические дисциплиныСовременный студент живет в мире электронной культуры. Следовательно, и роль педагога в информационной культуре должна измениться. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров, поскольку передача информации - это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.Наряду с различными образовательными ресурсами в современном образовательном процессе очень эффективно использование Интернет- ресурсов.Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности, может оказать помощь в изучении любого учебного предмета, так как его применение создает уникальную возможность для обучающихся пользоваться дополнительной информацией, проверять свои знания, умения и навыки, быть в курсе современных открытий. Доступ к сети Интернет дает возможность и педагогам воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями, а также в значительной степени облегчают работу педагога, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания. Интернет-ресурсы сегодня позволяют:- также восполнить дефицит источников материала;- развивать навыки и умения информационно поисковой деятельности;- объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки использования. Являясь сторонником так называемого смешанного обучения,которое предусматривает сочетание разных форм организации познанавательной деятельности обучающихся: традиционных учебных занятий и занятий с использованием электронных образовательных ресурсов. Такой подход обеспечивает организацию работы студентов с различными источниками учебной литературой, дополнительной литературой, электронными ресурсами.Самая большая ценность смешанного обучения, это то, что оно способствует формированию умения учиться.Какие же качества сформированы у человека, умеющего учиться? На наш взгляд, это:- рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?- продуктивные действия и операции, которые необходимы для при обретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться?Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию обучающихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.Образовательныеинтернет-ресурсы можно использовать следующим образом:- при подготовке к урокам, т. е. подбирать необходимые дидактические материалы, чтобы затем использовать их на уроках в режиме offline;- скачивать из сети компьютерные обучающие или моделирующие программы для последующего использования на уроках;- проводить уроки с использованием ресурсов сети в режиме online, например, с использованием анимации, интерактивных виртуальных лабораторий;- организовывать обучение и контроль знаний при помощи дистанционных уроков и тестов;- адресовать студентов к образовательным ресурсам сети для выполнения домашних заданий;- использовать Интернет-ресурсы во внеклассной работе с обучающимися, например, в проектной деятельности; организовывать участие студентов в дистанционных олимпиадах и викторинах;
  • использовать ресурсы глобальной сети для повышения своего профессионального уровня путем участия в различных телеконференциях и виртуальных педсоветах или общения с коллегами в чатах и по электронной почте, а также путем изучения многочисленных материалов, размещенных на сайтах методических объединений.
  • Задачами образовательной системы на современном этапе является необходимость помочь обучающемуся самому добывать необходимые знания, ориентироваться в насыщенном информационном пространстве, то есть научить его работать творчески, а не репродуктивно. При этом следует использовать такие методы и формы проведения учебного процесса, в результате которых обучающийся смог бы не только получать необходимые знания, но и одновременно с накоплением знаний развивал бы свое мышление, повышал творческую составляющую мыслительного потенциала.Интернет в этой связи приобретает особую значимость. На основе организации учебной деятельности обучающихся с использованием ресурсов Интернет возможно развивать следующие виды умений:- отбирать необходимую информацию из разных источников знаний;- анализировать полученную информацию;- сравнивать факты, явления;- систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;- делать выводы, доказательства;- выявлять проблемы в различных областях знания;- выдвигать гипотезы решения проблем;- мысленно экспериментировать.Для формирования указанных умений наиболее предпочтительны виды деятельности, использующие исследовательские и поисковые методы.Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов к обучению. Однако учителю нужно быть осторожным: бесцельное скитание по обширным ресурсам Сети не имеет никакой образовательной ценности. Необходимо планировать, искать продуктивные способы применения Интернет. Поэтому планирование необходимо. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным.Внедрение ИКТ способствует, безусловно, достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает интерес к изучению конкретных учебных дисциплин, обучающиеся имеют возможность в яркой, интересной форме осваивать содержание предметов, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.Достоинств у компьютерного обучения, без сомнения, немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой группы обучающихся по темам целевых предметов, а также критерии оценки учебных программных средств.Одним словом, та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.Периодическая печать.
  • Журнал «Квант» - www.kvant.inlb.
  • Журнал «Знание - сила» - .
  • Журнал «Наука и жизнь» -