Повышение педагогического мастерства: формы и методы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение педагогического мастерства: формы и методы
Автор: Петров Олег Васильевич

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ФОРМЫ И МЕТОДЫО.В.Петров,мастер производственного обучения ОГА ПОУ «Яковлевский политехнический техникум», гтроительФедеральный проект «Учитель будущего», входящий в состав национального проекта «Образование», нацелен на внедрение национальной системы учительского роста педагогических работников.Внедрение национальной системы учительского роста (НСУР) предполагает соответствие новым требованиям к профессионализму учителя и его оценке, которые станут стандартом для всей России. Точные формы, наполнение и уровни сложности единых форм оценки мастерства для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, но, несомненно, основными критериями для оценивания должны стать: качество образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей обучающихся, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков. Постоянное совершенствование полученных знаний и приобретение новых – такие требования сегодня предъявляются к представителям педагогической профессии. В частности, реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает наличие у педагога соответствующего уровня квалификации, обеспечивающего возможность решать профессиональные задачи любой степени сложности. Постоянное повышение педагогического мастерства является эффективным способом обеспечить качество образования.Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает научно-методическая деятельность.Эта деятельность предполагает следующие формы и методы:
  • постоянно быть в курсе новейших научных исследований ученых по преподаваемому предмету;
  • изучать положительный опыт коллег по применению разнообразных форм занятий;
  • знакомиться с новыми программами и направлениями обучения, и оценивать их эффективность;
  • изучать нормативные документы в образовании;
  • вникать в психолого-педагогические аспекты литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
  • изучать передовой опыт работы по преподаваемому предмету;
  • изучать и внедрять элементы компьютерных технологий.
  • Задачей методической службы образовательного учреждения является организация непрерывного педагогического образования, представляющего процесс постоянного развития способностей и потребностей педагога на протяжении всей его деятельности. При этом, задача методиста заключается не в том, чтобы учить педагога постоянно, а в том, чтобы он научился учиться сам, то есть овладел общей культурой интеллектуальной деятельности и достиг более высокой ступени своего профессионального развития. Значит, главным источником профессионального роста педагога является самообразование.Самообразование должно быть внутренней потребностью педагога самореализоваться в профессии, когда оно становится постоянной и личностно-значимой частью работы.[5, c.26]Педагог сам определяет наиболее важные моменты совершенствования своего опыта, основываясь на следующих его компонентах:1. Профессионализм в обучении:при подготовке к учебному занятию преподаватель должен не просто написать его план, а продумать какие пособия и какое оснащение и оборудование ему необходимы на уроке; он должен учесть, какие темы были пройдены ранее, что умеют делать обучающиеся, чему их нужно научить на предстоящем занятии в соответствии с программой. Так же, необходимо преподавателю СПО продумать межпредметные связи с профессиональным циклом. Каждому педагогу необходимо знать, что сможет усвоить на занятии обучающийся. При подготовке к каждому занятию педагог должен, исходя из общей цели, четко определять цели конкретного занятия, а цели должны полностью соответствовать учебным и воспитательным задачам предмета.[4, c. 367]2. Профессионализм подготовки и проведения учебного занятия:при подготовке учебного занятия и его проведении определяется: цель и задачи занятия, его тип, объем и содержание; выбор методов и средств обучения, поэтому педагог должен предусмотреть методы и средства работы как с целой группой обучающихся, так и с малыми группами и с отдельными обучающими с учетом их успеваемости, способностей и возможностей, с учетом их будущей профессии. Важно учитывать воспитательную значимость каждого занятия при его планировании и анализе, поэтому особое внимание необходимо уделять мотивам учебно-познавательной деятельности обучающихся, так как мотивы определяют их отношения к учебным занятиям, к педагогам, к предметам. Анализ мотивов позволит педагогу формировать и изменять мотивы учения в положительную сторону.[2]3. Профессионализм индивидуальной работы с учениками:необходим индивидуальный подход в обучении как один из важных дидактических принципов, но на учебном занятии очень сложно учитывать индивидуальные способности каждого обучающегося. Поэтому, чтобы реализовать этот принцип, требуется постоянный контроль за работой каждого обучающегося на занятии, за степенью выполнения им домашнего задания, за результатами его письменных заданий, а также выяснения причин затруднений в учебе, в усвоении материала по программе.[1, c.67]Значит, самообразование – это одна из самых действенных форм повышения педагогического мастерства.[3]Список литературы
  • Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2000. - 516с. 
  • Котова И.Б. Педагогическое взаимодействие /Шиянов Е.Н. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 - 298с. 
  • Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. /Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 2010.- 302с. 
  • Сластенин В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013 - 576с. 
  • Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2006. - №3 - С.24-27.