Развитие профессионального мышления обучающихся на основе индивидуализации обучения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие профессионального мышления обучающихся на основе индивидуализации обучения
Автор: Титоренко Светлана Ивановна

Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
ГАПОУ СО СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ
Развитие профессионального мышления
обучающихся на основе индивидуализации и дифференциации обучения
Мастер производственного обучения - Титоренко С.И.
Саратов 2023 г.
Задачи профессионального обучения лиц с ОВЗ определяются общими принципами педагогики: подготовка к активной общественно-полезной жизни, приобретение профессиональных навыков и общего развития.
В группах обучающихся с ОВЗ образовательная деятельность имеет свои особенности. При работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Индивидуализация– это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.
Дифференциация– разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным. Индивидуализация и дифференциация обучения обучающихся - один из ведущих принципов развития развивающего обучения.
Главное достоинство индивидуализации обучения – она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося. Все это позволяет обучающемуся работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуализацию обучения можно считать проникающей технологией, так как индивидуальный подход как принцип существует во всех технологиях в разных мерах.
Приоритет целей технологий индивидуализированного обучения:
обеспечение сохранения и развитие потенциальных возможностей обучающегося, его индивидуальности;
предупреждение неуспеваемости обучающихся, за счет индивидуализации выполнения учебных программ каждым обучающимся;
формирование личностных качеств: творчества, самостоятельности, трудолюбия;
повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
опора на зону ближайшего развития каждого обучающегося при формировании общеучебных умений и навыков.
Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных обучающихся, возможность развития всех сил и способностей обучающихся.
Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определённым образом. Сюда, прежде всего, относятся группы, которые сформированы педагогом на основании уровня развития обучающегося (обычно уровня знаний и (или) умственных способностей). В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные (трудные) задания, а более слабой - задания легче. Группа может быть сформирована и на основе пожелания самих обучающихся. В таком случае совместно работают обучающиеся со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору.
Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что обучающимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, а также путём группировки обучающихся внутри группы по различным признакам. Педагогика дифференцированного подхода (индивидуализации обучения) имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным обучающимся, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой - они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к обучающимся - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого обучающегося. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы с обучающимися.