Тема: Семейные обычаи на Руси


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: Семейные обычаи на Руси
Автор: Пушкина Галина Анатольевна

Конспект открытого интегрированного занятияпо нравственно-патриотическому воспитаниюТема: Семейные обычаи на РусиЦель: познакомить детей со старинными семейными обычаями. Задачи:Образовательные задачи.Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.Развивающие задачи.Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление.Расширять кругозор и словарный запас детей.Развивать художественно-творческие способности детей.Воспитательные задачи.Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народуВоспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии. Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклыПрограммное обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В. Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »Ход занятия Воспитатель:-Здравствуйте, дети! Меня зовут Вера Михайловна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами .А давайте   подружимся необычным способом.  Подходите ко мне и становитесь в круг.Собрались все дети в кругЯ твой друг и ты мой друг Вместе за руки возьмёмся  И друг другу улыбнёмся.-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествоватьВоспитатель: Дети, вы любите путешествовать?Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.И так в путь. Идут в зону «Русская изба»Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?Дети:- В русской избе. Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:«Печь всему голова»- Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)Воспитатель обобщает ответы детей:Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.- Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычногоВоспитатель: показывает чугунок.- Дети, что это?Дети:- Чугунок.Воспитатель:- Для чего нужен чугунок?Дети:- В нем варили кушать.Воспитатель: показывает сундук- Дети, что это?Дети:- сундукВоспитатель:- Для чего нужен сундук?Дети:- В него складывали одежду. Воспитатель:-А давайте посмотрим что в нём(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки)Раздается звук плача ребенка.Воспитатель:- Дети, что это за звук? Кто плачет?Достает из колыбельки куклу. Воспитатель:- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.Воспитатель:- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?Дети: Егорушка.Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.Воспитатель:- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .Дети: Уголек, зернышки, монетки.Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?Дети: Нет!Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.Ребёнок кладет уголек.Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.Ребёнок кладёт зёрнышко.Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».Дети: Будь всегда сыт.Ребёнок кладет денежку.Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».Дети: Будь всегда богат.Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.Мыли-мыли-мыли-мылибело-набело отмылиЛишь головка однаВсё черным-черна!Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?Дети вытирают куклу.Воспитатель:Полотенце вышито и белоВытирай-ка малыша умелоБудет чистеньким малышВырастет у нас крепыш.Воспитатель:- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?Дети:- Одевали.Воспитатель:- А во что одевали ребеночка?Дети(дети высказывают свои версии)Воспитатель:- В отцову рубашку.- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?Дети(ответы детей)Воспитатель:- родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?Дети:- красивая, праздничная.Воспитатель:- Давайте и мы оденем Егорушку.Дети одевают куклу.Воспитатель: приговаривает- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.Воспитатель:- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?Дети:- Укладывали спать.Воспитатель:- А куда клали спать ребеночка?Дети:- В колыбельку.Воспитатель:- А что же такое колыбелька?Дети:- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.Дети кладут ребёнка в колыбельку.Воспитатель:- Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки(показывает детям).Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.Воспитатель:- Что же это?Дети:- Хлеб и соль.Воспитатель:- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)Дети кладут в колыбельку.Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?Дети:- Пели колыбельную.Воспитатель:- А что такое колыбельная?Дети:- Это песенка, под которую засыпает ребенок.Воспитатель:- Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.Баю-бай,баю-байТы, собачка, не лайБелобока не скулиТы Егорку не буди.Баю-баю-баю-байСпи, Егорка, засыпай!Воспитатель:- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?Дети:- Да.Воспитатель:- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. - На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай». И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?Дети высказывают предположения.Воспитатель:- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?Дети:- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.Воспитатель:- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу.Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,
  • Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
  • Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  • Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  • Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
  • Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
  • Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.
  • Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).Воспитатель:- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.Дети:- Никогда не болей, будь здоров.- Расти сильным, крепким да удалым.- Слушай отца-батюшку да родную матушку.- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.- Пусть живет-поживает, да добра наживает.(ставят своих куколок на припечек)Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие . Вам было интересно?- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)- Что обозначает слово оберег? (оберегает)- Что вам понравилось на занятии?- Что было сложным?- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание, за пожелания и за слова добрые в подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку, чтобы она вас оберегала.